Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.
В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара, например нефти. Отличия появляются, если сравнить сам объект исследуемого рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

• управление денежными средствами клиентов, предназначенными для прибыльного вложения в ценные бумаги;

• управление ценными бумагами и денежными  средствами, которые компании получают в процессе своей деятельности на рынке ценных бумаг.

Управляющие компании и их деятельность по управлению ценными бумагами в нашей стране должны получить свое развитие в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг». В зависимости от национального законодательства той или иной с граны, исторических традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль. Основная теоретическая и практическая проблема здесь состоит в том, как разделить риски, свойственные обычным «классическим» банковским операциям (депозитно-ссудным и расчетным), от рисков, возникающих в связи с участием банков на фондовом рынке. Коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные действующим законодательством.

Регистраторами  на рынке ценных бумаг обычно называют организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр. Реестром называется список владельцев именных ценных бумаг, составленный на определенную дату. Задача регистратора состоит в том, чтобы вовремя и без ошибок предоставлять реестр эмитенту. Он нужен для того, чтобы эмитент мог исполнить свои обязанности перед владельцами выпущенных им ценных бумаг. Регистраторы появились в результате приватизации и создания первых акционерных обществ для ведения реестров акционеров. Реестр владельцев ценных бумаг - это составленный на определенную дату список владельцев именных ценных бумаг одного выпуска. Такой список позволяет идентифицировать собственников и количество принадлежащих им ценных бумаг. Реестры акционеров могут вести сами акционерные общества, банки, инвестиционные институты, депозитарии и специализированные регистраторы. В роли специализированных регистраторов выступают организации, осуществляющие деятельность только по ведению реестров. Номинальный держатель - это лицо, которое ведет учет реальных собственников. Основная обязанность регистратора - своевременное предоставление реестра эмитенту. Другая обязанность регистратора, тесно связанная с основной, ведение лицевых счетов владельцев ценных бумаг и номинальных держателей счетов, которые при бездокументарном выпуске удостоверяют право собственности на ценные бумаги.

Депозитарии - это юридические лица, осуществляющие учет прав и хранение ценных бумаг эмитентов и других владельцев. Каждому держателю ценных бумаг в депозитарии открывается отдельный лицевой счет «Депо». На этом счете учитывается право на ценные бумаги и операции по их перемещению. Депозитарии регистрируются в реестре специализированного регистратора как номинальные держатели ценных бумаг группы акционеров, то есть на номинального держателя в системе ведения реестра записаны ценные бумаги, принадлежащие депонентам этого реестра. Операции, проводимые в пределах одного номинального держателя, не отражаются у держателей реестра. При составлении реестра владельцев ценных бумаг одного выпуска номинальный держатель обязан предоставить держателю реестра список всех депонентов, хранящих ценные бумаги этого выпуска у него на счетах «Депо», и передавать держателю реестра иную информацию, необходимую для составления реестра.

Совершение  сделок с ценными бумагами сопровождается не только их передачей от одного владельца к другому или переучетом прав собственности на них у реестродержателей или в депозитариях, но и противоположно направленной передачей денег за эти ценные бумаги от их покупателя к продавцу. Если речь идет о разовых или немногочисленных сделках, то расчеты по ним производятся обычным путем, как и при сделках купли-продажи других товаров. Однако на рынке ценных бумаг, организованном в форме биржевой торговли или на основе компьютерных систем торговли, число сделок и участников торговли очень велико, что объективно привело к выделению деятельности по расчетам с ценными бумагами в специфическую сферу с образованием присущих ей специализированных на указанных расчетах организациях - расчетно-клиринговых.

В практике эти организации могут иметь  такие названия, как: Расчетная палата, Клиринговая палата, Клиринговый центр, Расчетный центр и т. п. В самом общем плане Расчетно-клиринговая организация — это специализированная организация банковского типа, которая осуществляет расчетное обслуживание участников организованного рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются:

• минимальные  издержки по расчетному обслуживанию участников рынка;

• сокращение времени расчетов;

• снижение до минимального уровня всех видов  рисков, которые имеют место при расчетах.

Расчетно-клиринговая  организация обычно существует в  тех же юридических формах, что и коммерческие банки, но чаще — в форме акционерного общества закрытого типа, и должна иметь лицензию Центрального банка страны на право обслуживания всех видов расчетных операций на соответствующем рынке ценных бумаг.

Инвестиционный  фонд - это, с одной стороны, институт кредитно-финансового рынка, с другой - юридическое лицо, продающее свои акции и инвестирующее средства в различные ценные бумаги, а также управляющее коллективными инвестициями владельцев капитала фонда. Они являются наиболее удобной формой инвестирования и приращения капитала. Люди снимают деньги с банковских счетов и вкладывают их в акции фондов. Кроме того, имущественные ценные бумаги, принадлежащие акционерам инвестиционных компаний, также дают, кроме текущего дохода и увеличения стоимости вложений, право получения доли собственности в случае ликвидации эмитента. Инвестиционные фонды могут быть подразделены на накопительные и распределительные. Накопительные не распределяют свой доход, реинвестируя его в новые активы; распределительные больше направляют доход на выплату дивиденда по своим акциям. Деятельность инвестиционных фондов регулируется Советом директоров, который контролирует работу компании по составлению и обновлению портфелей и консультационным услугам. Обычно инвестиционный фонд связан с банком-гарантом, в котором хранятся ценные бумаги, приобретаемые фондом, и осуществляются расчеты, связанные с его деятельностью.

Итак, в заключении можно сделать общий  вывод о функциях, которые выполняет каждый из участников. Брокер как и дилер занимается совершением гражданско-правовых сделок в качестве поверенного или комиссионера. Управляющие компании осуществляют деятельность по управлению ценными бумагами. Коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности, предусмотренные законодательством. Регистраторы, как и номинальные держатели ведут учёт собственников ценных бумаг. Депозитарии осуществляют учёт прав и хранение ценных бумаг. Расчётно-клиринговые организации осуществляют обслуживание участников рынка ценных бумаг. Инвестиционный фонд совершает продажу своих акций и инвестирует средства в различные ценные бумаги.

    

    

     2. Состояние Российского рынка  ценных бумаг на современном  этапе

2.1  Особенности развития рынка ценных  бумаг в России

Особенность развития рынка ценных бумаг в  РФ в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Центрального банка. Последнее требует особого краткого исторического рассмотрения. Известно, что следом за выигрышными 3%-ными облигациями в 1990 г. стали выпускаться государственные 5%-ные облигации для населения и юридических лиц. В последующем процент по этим бумагам был повышен до 10 в целях лучшего размещения. Однако эти бумаги не нашли должного спроса у покупателей (как юридических, так и физических лиц). Поэтому вся эмиссия была в основном приобретена еще существовавшим тогда Государственным банком СССР. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во -первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было

сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным  процентным бумагам со стороны населения  и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует отметить, что в Центральному банку необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления российской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита. Следует учесть опыт ряда ведущих западных стран.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок ценных бумаг РФ был  еще довольно аморфным, поскольку  не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым). Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии; объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий. Фондовые биржи также нуждались в определенных структурных изменениях. Их деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа - вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РФ новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Важной  стороной совершенствования рынка  ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что основные документы и инструкции по рынку ценных бума(14 Положений Правительства) были приняты в конце декабря 1991 г. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. И скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг. Цель коррекции законов на Западе - это защита интересов вкладчика-инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.

Крупные скандалы в России на рынке ценных бумаг летом и осенью 1994 г. показали, что принятые положения о ценных бумагах и бирже 1991 г оказались неэффективными для регулирования рынка Это привело к большим финансовым потерям многих физических и юридических лиц, так как многие компании осуществляли эмиссию и продажу своих ценных бумаг без лицензирования со стороны Центрального банка, Министерства финансов. Именно это обстоятельство привело к реорганизации Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, которая с ноября 1994 г. взяла на себя функции по регулированию рынка ценных бумаг России согласно Указу Президента Российской Федерации

В задачу новой комиссии входит прежде всего лицензирование эмитентов ценных бумаг, обеспечение контроля за деятельностью банков и других кредитно- финансовых учреждений, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, создание и организация исполнительной дирекции данной комиссии при Правительстве с целью эффективного регулирования рынка ценных бумаг.

Из  всего сказанного выше необходимо сделать  вывод об особенностях развития рынка ценных бумаг в России во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В России зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада

производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг  и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства. Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем,

преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста. В-третьих, дестабилизирующее влияние на российский рынок ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

Зарубежный  опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В России рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг. В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в России является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам.

Информация о работе Рынок ценных бумаг