Рынок ценных бумаг в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Настоящий момент можно охарактеризовать как переломный: происходит смена приоритетов. Практически решены задачи переходного периода: решение организационных вопросов по созданию центрального аппарата, создание нормативной базы, лицензированию профессиональных участников рынка. Встали вопросы создания систем мониторинга, контроля, раскрытия информации и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по рынку ценных бумаг и защиты прав инвесторов. Необходимо активизировать совместную деятельность законодательных органов с профильными министерствами и ведомствами по принятию новых законов и внесению необходимых, продиктованных практикой поправок в действующее законодательство. Невозможно не упомянуть так называемый «кризис 17 августа», оказавший ни с чем несравнимое влияние на структуру фондового рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.3 ВИДЫ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 10
2 ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 15
2.1 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 15
2.2 ФОНДОВЫЙ РЫНОК 17
2.3 ФУНКЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 19
3 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 20
3.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 20
3.2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 22
3.3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг в РФ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

         Российские  государственные ценные бумаги федерального уровня имеют следующую новейшую историю.

  1. Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г. (Государственные долгосрочные облигации – ГДО).

         Размер  займа – 79,7 млрд. руб. ( в ценах 1991 г.). Вид ценной бумаги – предъявительская облигация. Номинал – 100 тыс. руб. (в ценах 1991 г.). Срок обращения – 30 лет (с 01.07.91 г. по 30.06.21 г.). Досрочные погашения с 2000 г. Купонная ставка – 15% годовых.

         Обращение:

  • только между юридическими лицами;
  • котировки устанавливаются Центральным банком РФ еженедельно;
  • риски инвесторов ограничены одним годом благодаря установлению цены «особая неделя» за 13 месяцев до ее наступления.
    1. Облигации внутреннего валютного займа 1993 г.

         Условия займа. Валюта займа – доллары США. Процентная ставка – 3% годовых. Объем займа – 7,885 млрд. долл. в 1993 г. и 5050 млрд. долл. в 1996 г. Номинал облигации – 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска – предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам – 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.

         Условия обращения. Облигации внутреннего  валютного займа могут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз этих облигаций из России запрещен.

         Приобретение  этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятий и коммерческих организаций.

         Имеется биржевой и внебиржевой рынок  рассматриваемых облигаций. Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Число его участников сравнительно невелико и насчитывает несколько десятков торгующих фирм.

    1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

         Выпускаются с 1993 г. Сроки обращения – до 1 года. Номинал – от 10 руб. – устанавливается  эмитентом при выпуске. Форма  существования – бездокументарная. Владельцы – российские юридические и физические лица, а также нерезиденты. Форма владения – именная. Форма выплаты дохода – дисконт, т.е. облигации, продаются по цене ниже номинала. Место торговли – Московская межбанковская валютная биржа, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.

         Доходность  определялась на основе рыночных торгов. Доходность на момент выпуска устанавливалась  в ходе проведения аукционов по так  называемым конкурентным заявкам, т.е. заявкам, которые принимают участие в определении цены облигации.

         Задолженность по ГКО, сложившаяся на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реконструирована в новые, более  долгосрочные долговые ценные бумаги федерального правительства.

         С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились. С конца 1999 г. выпуски ГКО возобновились.

         Главная и непосредственная причина краха  рынка ГКО – высокий уровень  доходности, поддерживавшийся несмотря на все более сокращающуюся доходную базу федерального бюджета. Экономические корни указанного краха – отсутствие экономического роста в стране.

    1. Облигации федерального займа (ОФЗ).

         Начало  выпуска – с июля 1995 г. Сроки  обращения – свыше 1 года. Форма  существования – документарная  с обязательным централизованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге. Номинал – 1000 руб. Эмитент – Министерство финансов РФ. Форма владения – именная. Форма выплаты дохода – фиксированная и переменная купонная ставка. Место торговли – Московская межбанковская валютная биржа.

         До  августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО.

         Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущенных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ – ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет с соответствующими процентными ставками, с постоянным купонным доходом (ОФЗ – ГТД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.

    1. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

         Начало  выпуска – август 1995 г. Срок обращения  – 1 – 2 года. Номинал – 100 и 500 руб. Форма существования – документарная. Эмитент – Министерство финансов РФ. Форма владения – предъявительская. Форма выплаты дохода – купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ. Владельцы – юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты. Порядок обращения – ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством финансов в форме закрытых торгов.

         Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

    1. Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сертификаты).

         Сущность  – предоставляют владельцу право  получить при погашении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках. Эмитент – Министерство финансов РФ. Форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением. Форма владения – именная ценная бумага. Наличие дохода – беспроцентная. Номинал – цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

         Описанные характеристики золотого сертификата  утверждены условиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осенью 1993 г., с номиналом 10 кг.

    1. Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.

         Казначейские  векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном с целью покрытия самых  неотложных платежей федерального бюджета. Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.

         Казначейские  обязательства. Имели хождение в 1994-1996 гг. с целью погашения задолженности федерального бюджета перед соответствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погашения задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения).

    1. Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (еврооблигации).

         С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями. Сроки размещения – 5-10 лет. Номинал – в долларах США, в немецких марках и других валютах. Доход – купонный, в процентах к номиналу (примерно 9-13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1-2 раза в год. Форма существования – обычно бездокументарная.

         Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке  ценных бумаг. В отличие от рассмотренных  ранее государственных ценных бумаг  еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.

 

         2.ИНСТРУМЕНТЫ  РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 

         2.1 Регулирование  рынка ценных бумаг 

         Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

         Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг – так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

  • государственные органы регулирования;
  • саморегулирующиеся организации;
  • законодательные нормы рынка ценных бумаг;
  • этику, традиции и обычаи рынка.

         Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
  • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

         На  сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

         Саморегулирование на рынке ценных бумаг. Кроме государства  на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

         Функциями саморегулируемых организаций являются:

  • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
  • осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
  • контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;
  • обеспечение правдивой информацией участников рынка;
  • обеспечение защиты участников в государственных органах управления.
 

         2.2 Фондовый рынок 

         Фондовый  рынок представляет собой механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.

         Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают.

         Согласно  определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют порядок функционирования, состав участников данного рынка, правила регулирования и т.п.

         Рынок ценных бумаг соотносится с такими видами рынков, как рынок капиталов, денежный рынок, финансовый рынок; традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов.

         В принятой в международной практике терминологии финансовый рынок – это слияние денежного рынка и рынка капиталов4.

         Финансовый  рынок = денежный рынок + рынок капиталов.

         На  денежном рынке осуществляется движение краткосрочных (до 1 года) накоплений, на рынке капиталов – средне- и долгосрочных накоплений (свыше 1 года).

         Фондовый  рынок является сегментом как  денежного рынка, так и рынка  капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д.

         Субъектами  рынка ценных бумаг являются:

  1. Эмитенты – государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;
  2. Инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) – граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав;
  3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и другие виды деятельности).

Информация о работе Рынок ценных бумаг в Российской Федерации