Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:49, курсовая работа
Актуальность этой темы, на мой взгляд, в том, что рынок ценных бумаг является эффективным регулятором многих стихийно протекающих в экономике процессов. Наиболее важным из них является процесс инвестирования капитала, который предполагает, что движение капитала обеспечивает его приток к местам необходимого приложения и одновременно отток капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. На практике это ведет к тому, что в рыночной экономике при помощи в первую очередь фондового рынка капитал размещается главным образом в производствах, необходимых обществу. В результате такого перераспределения возникает оптимальная структура общественного производства – оно начинает соответствовать общественному спросу.
Введение……………………………………………………………..............….3
Рынок ценных бумаг: понятие, виды, функции, участники……………5
Ценные бумаги, их виды и особенности………………………………..12
Особенности рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой………………………………………………………………..19
Рынок ценных бумаг в РБ и проблемы его формирования…………….24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………
Третьей функцией производных ценных бумаг является хеджирование (страхование) рисков неблагоприятного изменения конъюнктуры рынка. Эта функция реализуется прежде всего через обращение форвардных, опционных и фьючерсных контрактов. Все они являются срочными договорами с фиксированными ценами поставки (приема) активов. При такой финансовой операции, как заем с плавающей процентной ставкой, риск кредитора или заемщика хеджируется путем заключения соглашений, оформляемых ценными бумагами (кэпами, флюрсами, колларами). Так, кэп ограничивает верхний уровень изменения процентной ставки, флюрс (фло) – нижний, а коллар, являясь комбинацией кэпа и флюрса, -- верхний и нижний пределы изменения процентной ставки по займу.
Четвертой функцией производных ценных бумаг является использование их в спекулятивных операциях. Поскольку финансовые деривативы имеют свою собственную, отличную от базисного актива, стоимость и обращение на рынке, то они используются как инструменты в спекулятивной игре на разнице цен [16, с.121].
Как видим, виды ценных бумаг весьма разнообразны. Это связано с тем, что популярность ценных бумаг с каждым годом увеличивается. Суммарные объемы средств, инвестируемых в инструменты фондовых рынков развитых стран, достигают колоссальных размеров. В то же время в странах с переходной экономикой дела идут не так хорошо, но об этом в следующей главе.
3. Особенности рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой
Рынки ценных бумаг стран с переходной экономикой относятся к развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов ХХ столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.
Государства, формирующие современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию.
К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита (25-30%) в финансировании экономики страны;
Низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.
К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение акций и облигаций 10:1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50-60%) в финансировании экономики страны; относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладает влияние банков [16, с.18].
В странах Центральной и Восточной Европы складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовых рынках государства.
В условиях переходной экономики формирующийся рынок ценных бумаг в большей степени реагирует на преодоление экономикой кризисного состояния; на адекватное намеченным целям развитие реформ, на их системное проведение, скорость их реализации, а также на общую политическую стабильность. Все эти позиции составляют суть процессов переходной экономики. Переходная экономика предполагает сосуществование различных форм собственности и соответствующих надстроечных институтов с постепенным формированием основной формы собственности, определяющей отношения распределения, обмена и потребления. Процессу трансформации свойственны следующие содержательные процессы: макростабилизация и ограничение инфляции, либерализация цен, либерализация международного товарообмена, институциональные изменения со снятием ограничений в развитии частного сектора и с созданием системы социальной защиты с учетом безработицы, изменения в отношениях собственности и распределение ресурсов, капиталов, доходов. Рынок ценных бумаг отвечает основным задачам переходной экономики и поставленным целям экономического роста, поэтому процессы институциональных преобразований складываются в систему объективных предпосылок для его возникновения и развития.
Наиболее плодотворным для обоснования необходимости формирования и развития рынка ценных бумаг является выделение в его структуре двух сегментов – рынка акций и облигаций. В существовании рынка облигаций заинтересовано в первую очередь государство. При переходе к рынку оно призвано решить проблему безинфляционного финансирования бюджета с помощью выпуска и размещения государственных краткосрочных облигаций и сделать краткосрочные гособлигации основными инструментами денежно-кредитной политики при проведении операций на открытом рынке. Государственные обязательства в условиях инфляции и общей нестабильности являются единственно привлекательными финансовыми инструментами по своей надежности и доходности, так как в размещении государственных обязательств участвует ограниченное количество первичных инвесторов и государство способно регулировать доходность своих бумаг относительно уровня инфляции. Рынок корпоративных облигаций формируется медленнее, так как объективно зависит от финансовой устойчивости и эмитентов и системы в целом.
Политика государства развивающихся и даже в некоторых развитых странах проводится обычно не в пользу рынка акций. Политика направлена скорее в поддержку государственного вмешательства, чем на частную инициативу, на планирование распределения, чем на рыночное распределение (имеется в виду растущий объем социальных выплат), на иностранные займы, а не на расширение «акционерной» базы, на долговые инструменты, а не на акции в качестве одного из средств финансирования экономического роста. Чаще всего правительства стран, переходящих к системе рыночных отношений, теоретически понимая преимущества рынка корпоративных ценных бумаг, на деле не участвуют в его создании или недостаточно последовательно действуют в этой области, объясняя свою сдержанность существованием издержек функционирования фондового рынка, причем преимущества и издержки могут быть как «макро», так и «микро» характера.
Кроме общих непредвиденных или осознанно проводимых изменений в политической и экономической существуют моменты, присущие экономической системе в целом, и которые невозможно практически избежать. Неизбежность циклических колебаний и колебаний ставки процента и обменного курса заставляют рынок ценных бумаг первым реагировать на любые изменения. Причем нарождающийся фондовый рынок более чувствителен к ним: низкое число акций, низкое доверие инвесторов и неопытность участников может усугубить кризис, в то время как развитый рынок может самортизировать кризисные явления.
В странах переходного периода чаще всего государство берет на себя затраты по созданию инфраструктуры рынка, запуска биржевого механизма и построения системы контроля и регулирования. По некоторым оценкам затраты могут достигать 55-80% от ВВП [17, с.26]. Для общественности более очевидны затраты на содержание контролирующих государственных органов. И часто трудно убедить общество, что прибыль от существования внутреннего рынка со строгой системой отчетности и контроля превышает издержки по его обслуживанию.
Промышленный потенциал экономики создает реальные возможности для возникновения достаточного предложения ценных бумаг, без него торговля акциями будет мелкой, узкой, ликвидность бумаг ограниченной. Отделение собственности от управления в качестве условия развития рынка ценных бумаг предполагает внедрение механизма акционирования. Для развивающихся стран был характерен процесс превращения крупных частных компаний в корпорации, в отношении которых проводилась политика стимулирования выпуска акций. Для стран Восточной Европы характерен процесс превращения государственной собственности в акционерную. В любом случае меняется структура контроля и формируется предложение акций.
Для переходного периода характерно существование инфляции, поэтому темпы ее развития в этих условиях являются одним из ключевых показателей уровня экономической стабильности. Трансформирующиеся страны в начале проведения реформ столкнулись с процессом высвобождения подавленной инфляции, так как в дореформенный период цены удерживались на более низком уровне по сравнению с равновесным.
В большинстве реформирующихся стран в условиях инфляции контролируемая ставка процента носила устойчиво отрицательный характер и по сути своей являлась скрытой формой кредитных субсидий. Это естественно было выгодно заемщикам и лишало потенциальных эмитентов стимула выпускать ценные бумаги.
В развитых странах, в частности в США Комиссия как орган регулирования была создана только после того, как ценные бумаги стали важной частью финансовой системы США. В странах Латинской Америки и Восточной Европы рынок ценных бумаг, его институциональная структура и органы регулирования создавались одновременно, и главное было в этих условиях вызвать доверие к происходящим переменам и убежденность, что рынок ценных бумаг является частью реформ [17, с.37].
Итак, на мой взгляд, мы рассмотрели основные особенности формирования рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой. Наша республика также относится к ним, поэтому многое из сказанного характерно и нашему рынку, но в то же время хочется выделить и особенности, проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Беларуси. Это я и сделаю в следующей главе.
4. Рынок ценных бумаг в РБ и проблемы его формирования
Переход РБ к рыночной экономике обусловил объективные предпосылки не только изменения сложившийся системы экономических координат, но и возрождение или создание новых, не существующих ранее.
Рынок ценных бумаг был, по сути, воссоздан заново. Его появление – логическое продолжение процесса приватизации, а также организации и функционирования бирж и биржевой торговли в РБ.
К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществляющих определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с указом президента от 20 июля 1998 г. №366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество – единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами [16, с.20] .
В республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты. Последние осуществляют ведение реестров порядка 70% от общего числа эмитентов. Особое место в депозитарной системе принадлежит Национальному банку РБ, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.
Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг – его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности:
Рынок ценных бумаг РБ состоит из следующих основных сегментов: