Рынок чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:28, реферат

Краткое описание

Монополия и ее виды. Признаки чистой монополии. Ценовая дискриминация.

Вложенные файлы: 1 файл

T_N_13_Rynok_chistoy_monopolii.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Тема 12: Рынок чистой монополии.

План:

  1. Монополия и ее виды.
  2. Признаки чистой монополии. Ценовая дискриминация.

 

  1. Монополия и ее виды.

 

Монополия (от греч. mono - один и poleo - продаю) – это исключительное право на какой-либо вид экономической деятельности (продажа, производство, добыча, покупка), которое принадлежит одному лицу, группе лиц или государству.1

 

Виды монополии:

1. Естественная – основана на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм («Газпром», РАО ЕЭС)

2. Искусственная – возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

3. Случайная – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.


Цель монополии – получение максимально возможного дохода путем контроля над ценой или объемом производства на рынке.

Средство достижения цели – монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

 

2. Признаки чистой монополии.

 

Признаки чистой монополии:

 

  1. Отрасль представлена одним производителем.
  2. Продукт, выпускаемый чистым монополистом, уникален по своим свойствам и для него не существует близких заменителей.
  3. Большая степень монопольной власти IL = 1.
  4. Чистая монополия сохраняется благодаря существованию различных барьеров:

а) правительственная лицензия на определенный вид деятельности;

б) собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы;

в) авторские права и патенты;

г) положительный эффект масштаба;

д) нелегальные методы борьбы с новыми конкурентами.

5.   Монополист использует против своих конкурентов методы ценовой конкуренции.

 

Существование монополии отрицательно сказывается на развитии экономики  страны.

Само функционирование рынка в  условиях монополии предполагает:

- экономические ресурсы используются  нерационально, общество получает  только ту продукцию, которую  предлагает монополия,

- ограничение объема производства  и установление более высокой  цены, чем при совершенной конкуренции;

- существование монопольной прибыли  убивает стимулы к внедрению  прогрессивных технологий, отсюда слабая заинтересованность в научно-технических разработках и внедрении достижений НТР в жизнь.

 

Значительная рыночная власть, которой  обладает отдельная фирма-монополист, позволяет ей диктовать цены и объемы выпуска, а также проводить особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию.

 

Ценовая дискриминация – практика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.2 

 

Ценовая дискриминация:

 

1 степени: каждая единица товара продается по цене спроса, так что цены, по которым товар продается, для всех покупателей различны (сезонные скидки).

2 степени: цена на продукцию одинакова для всех покупателей, но различается в зависимости от объема покупки (оптовые и розничные покупатели).

3 степени: в ее основе лежит разделение покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации (тарифы на проезд).

 

   


 

Вопросы для  закрепления:

    1. Понятие монополии, ее  виды.
    2. Монопольная цена используется с целью…
    3. Перечислите признаки чистой монополии.
    4. Определение ценовой дискриминации, ее сущность.
    5. Приведите положительные и отрицательные стороны монополистического рынка.

 

Вопросы для  повторения:

    1. Отличие выручки от прибыли.
    2. Что подразумевается под конкуренцией?
    3. Сущность ценовой и неценовой конкуренции.
    4. Дифференциация продукции по признакам.
    5. Сущность монопольной власти.
    6. Искусственные и естественные барьеры входа - выхода на рынок.

 

Задание:

 

 

 

 

 

1 Станковская  И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 184.

2 Станковская  И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 193.


Информация о работе Рынок чистой монополии