Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:28, реферат
Монополия и ее виды. Признаки чистой монополии. Ценовая дискриминация.
Тема 12: Рынок чистой монополии.
План:
Монополия (от греч. mono - один и poleo - продаю) – это исключительное право на какой-либо вид экономической деятельности (продажа, производство, добыча, покупка), которое принадлежит одному лицу, группе лиц или государству.1
Виды монополии:
1. Естественная – основана на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм («Газпром», РАО ЕЭС)
2. Искусственная – возникает на основе сговора или подавления конкурентов.
3. Случайная – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.
Цель монополии – получение максимально возможного дохода путем контроля над ценой или объемом производства на рынке.
Средство достижения цели – монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.
2. Признаки чистой монополии.
Признаки чистой монополии:
а) правительственная лицензия на определенный вид деятельности;
б) собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы;
в) авторские права и патенты;
г) положительный эффект масштаба;
д) нелегальные методы борьбы с новыми конкурентами.
5. Монополист использует против своих конкурентов методы ценовой конкуренции.
Существование монополии отрицательно сказывается на развитии экономики страны.
Само функционирование рынка в условиях монополии предполагает:
- экономические ресурсы
- ограничение объема
- существование монопольной
Значительная рыночная власть, которой обладает отдельная фирма-монополист, позволяет ей диктовать цены и объемы выпуска, а также проводить особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация – практика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.2
Ценовая дискриминация:
1 степени: каждая единица товара продается по цене спроса, так что цены, по которым товар продается, для всех покупателей различны (сезонные скидки).
2 степени: цена на продукцию одинакова для всех покупателей, но различается в зависимости от объема покупки (оптовые и розничные покупатели).
3 степени: в ее основе лежит разделение покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации (тарифы на проезд).
Вопросы для закрепления:
Вопросы для повторения:
Задание:
1 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 184.
2 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 193.