Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:48, контрольная работа
Существуют рынки, где в той или иной степени возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.
1. Рыночная власть и барьеры входа на рынок 3
2. Показатели, характеризующие уровень специализации 10
3. Охарактеризуйте влияние международного туризма на
экономическую и социальную жизнь страны 14
Список использованной литературы 19
Содержание
1. Рыночная
власть и барьеры входа на
рынок
2. Показатели,
характеризующие уровень
3. Охарактеризуйте
влияние международного
экономическую и социальную жизнь
страны
Список использованной
литературы
Вариант 3
1. Рыночная власть и барьеры входа на рынок
Существуют рынки, где в той или иной степени возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.
В зависимости от степени
ограничения конкуренции
Монополия — исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть — это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену продукта. У монополиста рыночная власть полная. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия — это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.
Характерные черты чистой монополиста: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять стоимостью, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополии имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.
Барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополии).
Источники монопольной власти:
- Исключительные права (авторские права, патенты, лицензии, франчайзинг).
- Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
- Контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья).
- Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).
Виды монополистов:
- Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
- Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального продукта.
- Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих расходов может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).
Общественные расхода
Ценовая дискриминация — скидка в ценах на одинаковый по качеству продукт для разных покупателей, не связанная с расходами на его производство. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) — наличие особой цены для каждого покупателя. Ценовая дискриминация второй степени (по объему продаж) — назначение цены в зависимости от объема покупки. Ценовая дискриминация третьей степени (сегментированная ценовая дискриминация) — назначение разных цен для разных групп покупателей.
Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть - способность производителя (или приобретателя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополиста» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Американский экономист Эдуард Чемберлин в книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополиста, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.
Рынок монополистической конкуренции наиболее конкурентен и наименее монополизирован — это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).
Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции — нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации товара.
Особенности рынка монополистической конкуренции:
- Дифференциация товара; замещение благ высокое, но не абсолютное; лояльность к товарной (торговой) марке; фирмы обладают ограниченной рыночной властью.
- Большое число продавцов; небольшая доля фирмы в рыночном предложении; фирма несёт определённые затраты привлечения покупателей.
- Относительно свободный вход на рынок и выход из него; затраты входа выше, чем при совершенной конкуренции; отсутствие отраслевых барьеров.
- Автономность поведения фирм приводит к отсутствию сговора; свобода принятия решений; отсутствие стратегического поведения.
- Убывающая кривая спроса.
- Уровень производства продукта монопольно-конкурентной фирмой меньше, чем уровень производства фирмами, не являющимися монопольными конкурентами, но действующими при эффективном масштабе производства.
Дифференцировать продукт - это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, товарная (торговая) марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией продукта, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль. Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем при эффективном масштабе производства.
Источники получения профита фирмой при монополистической конкуренции: вывод на рынок уникального продукта; благоприятное расположение фирмы; маркетинговые барьеры; применение передовой технологии. В долгосрочном периоде выгода притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая выгода не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни выгоды, ни убытков.
Характеристика рыночного равновесия монополистической конкуренции в долгосрочном периоде:
а). Цены выше минимальных средних долгосрочных затрат, что приводит к наличию излишних производственных мощностей.
б). Цены выше предельных расходов производства, т.к. фирмы реализуют рыночную власть. Все это приводит к потере эффективности, связанной с потерями, во-первых, из-за недоиспользования мощностей; во-вторых, из-за присвоения фирмами части излишков приобретателя. Однако потери эффективности компенсируются расширением ассортимента благ.
Современная рыночная экономика
— это экономика
Олигополия - рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Олигополистический рынок имеет черты и конкурентного и монополистического рынков, в зависимости от способа поведения его участников и особенностей выпускаемого продукта. Рынок олигополии - это рынок взаимодействия небольшого количества взаимозависимых крупных производителей (продавцов). Как правило, на долю производителя-олигополиста приходится значительная часть рыночного предложения, что позволяет ему оказывать влияние на рыночную цену. Характерные черты олигополии:
- На рынке доминирует небольшое количество фирм. Главная черта олигопольного рынка — в тесной и сознательной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга.
- Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную рыночную власть над стоимостью. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
- Ограниченный доступ в отрасль (существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль).
- Однородный товар (чистая олигополия) или дифференциальный товар (дифференциальная олигополия).
- Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.
Ценообразование на рынке олигополии:
а) Картельное соглашение.
Тайный сговор - форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополистом.
Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою выгода, часто нарушает контракт, снижая цены втайне от других. Это разрушает картель.
Препятствия для тайного сговора: различия в спросе и затратах; число фирм в отрасли; внезапный спад в экономике деловой активности; возможное вступление в отрасль других фирм; мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.
б) Лидерство в ценах (молчаливый сговор) - это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли. Стратегия поведения фирмы-лидера является руководством к действию для других, более мелких фирм.
Тактика лидера при корректировке цен: корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в расходах; о надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ; ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.
в). Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей выгоды, чтобы не допустить в отрасль конкурента.
Механизм такой практики - фирмы оценивают возможные минимальные средние расхода потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.
г). Ценообразование по принципу »расхода плюс» означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свой средний уровень затрат при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента профита. Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть затраты и обеспечить нормальную выгода.
Рис. 1. Ценообразование на рынке олигополии
2. Показатели, характеризующие уровень специализации
Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Специализация производства представляет
собой одну из форм разделения общественного
труда и организации
Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.
В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию
Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья Особенно актуально для России развитие специализации в рамках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе более эффективна для нашего государства.
Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используются следующие показатели:
Информация о работе Рыночная власть и барьеры входа на рынок