Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:08, курсовая работа
Актуальность. На современном этапе развития общественного производства существенно повышается роль инфраструктуры, что усиливается причинами, связанными с определением национальных приоритетов в развитии рыночной экономики до 2020 года, к которым относятся: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. В названной цепочке приоритетов инфраструктура занимает существенное место, что оправдано структурой всего воспроизводственного процесса, использованием значительной части капитальных вложений и трудовых ресурсов; дальнейшим углублением общественного разделения труда, усилением экономической интеграции, обеспечением целостного функционирования расширяющихся рынков и отраслей производства, созданием необходимых условий для существования рыночных отношений в стране. При этом инфраструктура может эффективно выполнять свою воспроизводственную функцию, если она сама устойчиво воспроизводится как органическая целостность, имеющая сложную структуру экономических, социальных и организационных отношений.1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 5
1.1.ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5
1.2.ВИДЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. 6
ГЛАВА 2.РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА 8
2.1.СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА 8
2.2.ФАКТОРФЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА. 9
2.3.КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 11
ГЛАВА 3. ООБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РФ 15
3.1.ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 15
3.2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 16
3.3.РЕШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
структурой,
инфраструктуру.
После принятия стратегии необходимо проанализировать организационную структуру управления на предмет ее способности обеспечить достижение поставленных целей. Возможно, что стратегия определит структуру.
При этом некоторые структурные звенья будут заменяться более оптимальными с точки зрения выбранной стратегии. Этап формирования новой структуры в процессе стратегического планирования является залогом успешной реализации стратегического плана.
В блоке стратегических целей развития рыночной инфраструктуры разрабатывается Концепция, на базе которой осуществляется выработка стратегии и постановка задач развития региона. Концепция должна учитывать местную специфику и обладать способностью, воспринимать необходимые коррективы по ходу ее разработки.7 Подчеркивается, что для разработки концепции развития рыночной инфраструктуры значение качества маневренности усиливается системными свойствами инфраструктуры: открытостью и мобильностью. Для реализации стратегии развития рыночной инфраструктуры товарных рынков в регионах разрабатывается наряду с Концепцией развития рыночной инфраструктуры и Комплексная Программа как комплекс мер ее реализующих.8
Важным достоинством, отмечаемым при анализе Комплексной Программы развития инфраструктуры товарных рынков, является системный подход в ее разработке. Формирование «системы организаций и условий их функционирования», обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления», является основной целью Программы.
Адекватно поставленной цели разработаны задачи и мероприятия, реализацию которых предполагается осуществлять поэтапно:
Для осуществления стратегических целей целевого блока разрабатывается ресурсный блок. Поскольку ресурсы являются основой развития экономики любого региона, то в русле заданной стратегии важно проработать все- возможные варианты их использования, включая и альтернативные. Ресурсный блок должен включать финансовые, материальные и людские ресурсы.
Финансовое обеспечение возможно за счет:
Приняв во внимание выше сказанное можно сделать вывод, что для привлечения инвестиций в инфраструктуру государством должны быть разработаны налоговые освобождения и льготы, достаточно привлекательные для возникновения желания вложить капитал в инфраструктуру. Это необходимо из-за того, что инвестиции в инфраструктурные отрасли рассматриваются большинством предпринимателей как квазиблаго.
Необходимо разработать меры, направленные на снижение инвестиционных рисков, что будет гарантировать реальным и потенциальным инвесторам возврат кредитных средств; активизировать привлечение иностранного капитала под гарантии правительства; разработать программу концессионного обеспечения региона.
Также нужна поддержка предпринимательской активности как ресурсного фактора эффективного функционирования региональной экономики, особенно в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса образуют основную массу посредничества.
Развитие рыночной экономики в России связано с необходимостью формирования различных специализированных объектов финансово-кредитной, страховой, фондовой, лизинговой, трастовой направленности в целях обслуживания субъектов инвестиционного рынка, создания такого эффективного механизма и системы регулирования инвестиционной деятельности объектов инфраструктуры рынка, которые сочетали бы в себе государственные методы регулирования инвестиционной деятельности с экономической самостоятельностью объектов рыночной инфраструктуры, их саморегулированием.
Одним из условий рационального развития инвестиционной сферы в России является повышение обоснованности экономико-организационного, нормативно-правового, административного, финансово-кредитного регулирования деятельности и развития объектов инфраструктуры рынка как профессиональных институциональных, индивидуальных и корпоративных участников инвестиционного рынка.9
Формирующиеся система и механизм регулирования инвестиционной деятельности объектов рыночного инфраструктурного комплекса в настоящее время характеризуется отсутствием системности и учета причинно-следственных связей и взаимодействий тактической и стратегической направленностей непосредственно между объектами инфраструктуры рынка.
Это обстоятельство не дает возможности местным, региональным и федеральным органам управления эффективно переориентировать процессы финансирования и кредитования ряда хозяйствующих субъектов на рынок, рационально использовать все виды инвестиционных ресурсов, как отдельных субъектов рынка, так и в целом государства.
Одним из основных условий решения методологических проблем эффективного социально-экономического развития России в настоящее время выступает как поэтапная реализация государственной инвестиционной политики, так и создание адекватно отвечающей требованиям потребителей инвестиций, инфраструктуры рынка, которая отвечала бы экономическим и социальным интересам всех субъектов хозяйствования.
Несмотря на значительное внимание исследователей к различным аспектам рыночной инфраструктуры, особенно с позиций воспроизводственного аспекта, многие ее фазы формирования и развития в экономической структуре современной России оказались нераскрыты. Прежде всего, не выделены
противоречия функционирования инфраструктурных отношений в условиях трансформации экономики. Слабо изучены стороны взаимодействия и целостности рыночной инфраструктуры и рынка как основы всего экономического пространства, в котором модель воспроизводства рассматривается как экспортно-ориентированная. В этом случае инфраструктура является производной от системы воспроизводственных отношений, но, в то же время, она является важнейшим фактором развития экономики10
Развитие инфраструктурных отраслей связано с их финансированием, что предполагает наличие связи реального и денежного секторов экономики. Определено, что сущность инфраструктуры заключается в обеспечении взаимодействия указанных секторов экономики.
Одним из важных направлений вмешательства государства в цивилизованное формирование рыночной инфраструктуры является создание современного комплекса инфраструктуры как одной из стратегических задач управления. Прежде всего, это касается развития действующих и создания ее
новых элементов, объединяемых
во взаимосвязанные и взаимодополн
В связи с переходом от административных методов управления экономическим развитием к рыночным формам воздействия на хозяйственные процессы, регионы приобрели статус реальных субъектов экономики, формирующих социально-экономическую политику развития территории.
В России рассматриваются механизмы государственного регулирования рыночной инфраструктуры как целостности. Это объясняется отсутствием четкого разделения полномочий и предметов ведения между уровнями власти и нехваткой финансовых средств у большинства муниципальных образований. Поэтому, например, процесс управления развитием города, с одной стороны, происходит в рамках общих тенденций, а, с другой стороны, обладает собственной спецификой, связанной с деятельностью в рамках установленной компетенции местного самоуправления. В определении основных направлений структурных преобразований необходимо учитывать совокупность социальных, экономических, экологических и градостроительных факторов городского развития.11
Стратегия развития рыночной инфраструктуры региона должна дополняться, на наш взгляд, Концепцией государственной политики в сфере идеологии потребления товаров и услуг. Государственная политика в области идеологии потребления подразумевает комплекс мероприятий, формирующих условия, при которых удовлетворение потребностей различных групп населения в товарах и услугах обеспечивается с учетом их физиологических особенностей, традиций, экономического положения.
Исходя из того, что рыночная инфраструктура должна обеспечивать взаимодействие и наличие «обратной связи» между производителями и потребителями, между спросом и предложением, обеспечивая эффективность функционирования рынка и всей экономики, целесообразно решить следующие стратегические задачи:
Стратегический план развития рыночной инфраструктуры является эффективным в том случае, если он обеспечен ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми), а стратегические цели способны реализовать «прорыв», активизировать резервы рыночной инфраструктуры региона, обеспечить воспроизводство ее элементов и улучшить качество жизни населения.
Инфраструктурный капитал является важной детерминантой экономического роста, уровня благосостояния и качества жизни. Россия существенно отстает по многим характеристикам развития инфраструктуры от развитых стран мира, в том числе по таким важным элементам, как транспорт, средства связи и жилищное хозяйство.
Решения по инвестиционным проектам основаны на сопоставлении издержек и выгод, последние особенно трудно оценить для элементов инфраструктурного капитала из-за наличия внешних эффектов, которые имеют как межотраслевое, так и пространственное измерение. Из-за специфических свойств общественных благ и высоких издержек проекты, направленные на развитие инфраструктуры, часто финансируются и инициируются государственными органами и являются предметами политических решений. Кроме того, Россия – федеративное государство с децентрализованным управлением, включающем национальный, субфедеральный и местный уровни власти, каждый из которых по-разному участвует в финансировании инфраструктурных элементов. Вопрос об эффективности распределения полномочий между уровнями государственной власти в финансировании инфраструктуры должен определяться протяженностью ее пространственных внешних эффектов. Качество оценки дефицита инфраструктуры зависит от корректности оценок экстерналий и критерием оптимальности институциональной среды является степень их интернализации.
Информация о работе Рыночная инфраструктура и особенности ее развития в РФ