Рыночная организация экономики. Характеристика функций рынка. Классификация структуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Монополия – тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой, которая устанавливает монопольно высокую цену. Проникновение в отрасль блокировано. Особое место у так называемой «естественной монополии», то есть у предприятий, эксплуатирующих уникальные или жизненно важные ресурсы. Например, ПО «Беларуськалий», городские теплоэлектростанции, водоснабжение. Обычно они находятся в собственности государства или под его контролем.

Содержание

1. Рыночная организация экономики. Характеристика функций рынка. Классификация структуры рынка.

2. Классификация издержек производства. Издержки и себестоимость.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Донской государственный технический университет 

 

                                     Заочный факультет 

==========================================================

 

 

 

 

 

 

Студент _Пономарев Николай Андреевич

Адрес___г. Ростов-на-Дону, ул.Российская д 23. кВ 21. 

группа_____ИБЗЭS12___________

Шифр ____134512_______________

                   (номер зачетной книжки)

 

 

                                                                        

Контрольная работа № 1

по дисциплине «микроэкономика»

 

за 1 курс

 

Вариант: 12

Задания: 12, 27, 42.

1. Рыночная организация  экономики. Характеристика функций  рынка. Классификация структуры  рынка.

 

2. Классификация издержек производства. Издержки и себестоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Рыночная организация экономики. Характеристика функций рынка. Классификация структуры рынка.

 

2. Классификация издержек производства. Издержки и себестоимость.

 

 

    1. Рыночная организация экономики.

 

Основные понятия  и определения 
 
Рынок – есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования, основанным на частной собственности. Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. 
 
Рынок (в широком значении) – такая организация общественного производства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения («невидимая рука рынка» по А. Смиту). Однако, начиная с 30-х гг. ХХ века, государство (правительство) в подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой в той или иной степени через систему государственного регулирования экономики обеспечивает макроэкономическое равновесие и решение важнейших социально-экономических задач. 
 
Главные признаки (условия функционирования) рынка:

  • многообразие форм собственности и видов предприятий при обязательном наличии и преобладании частной формы собственности;
  • экономическая свобода и самостоятельность субъектов хозяйствования (в сочетании с экономической ответственностью вплоть до банкротства);
  • поддержка и развитие конкуренции;
  • установление равновесных цен на рынке в зависимости от спроса и предложения;
  • обеспечение принципа примата потребителя, когда производство работает под спрос;
  • устойчивость финансовой и денежной систем;
  • открытость экономики, фактически это договорная открытость, обеспечивающая перелив через границы материальных, финансовых, трудовых ресурсов, товаров и услуг;
  • наличие развитой рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение социальной защиты населения.

 
Рынок выполняет важные функции:

  • через рынок осуществляется регулирование общественного производства, то есть решаются проблемы: что, как и для кого производить;
  • через рынок устанавливается связь между производителями и потребителями. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу;
  • через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты может пойти отдельный предприниматель или общество, чтобы получить данную продукцию;
  • важнейшей функцией рынка является установление цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а значит, и производство данного товара. И наоборот, высокие цены будут стимулировать производство. Рост производства будет продолжаться, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, то есть не установится равновесная цена;
  • рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживают только те фирмы, у которых затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше рыночной цены, то фирма понесет убытки и разорится.

 
В зависимости от критериев, положенных в основу классификации, различают  следующие виды рынков:

  • по экономическому назначению объектов купли-продажи выделяются рынки товарные, финансовые и рынки труда. Товарные рынки включают рынки потребительских товаров и услуг, рынки средств производства, информации и интеллектуального продукта. Финансовые рынки состоят из рынков капиталов (инвестиций), рынков кредитов, рынков ценных бумаг, валютно-денежных рынков. На рынках труда объектом купли-продажи, или точнее найма, служит рабочая сила.
  • по географическому положению выделяют: местный, региональный, национальный и мировой рынки;
  • по отраслям – автомобильный, зерновой и так далее;
  • по характеру продаж – оптовый и розничный;
  • по соответствию действующему законодательству – легальный рынок и нелегальный («черный», «теневой»);
  • по степени ограничения конкуренции – монопольный, олигополистический, свободный и смешанный.

 
На рынке совершенной конкуренции  количество фирм, выпускающих однородную стандартную продукцию, столь велико, что ни одна из них не знает о рынке больше других и не может изменить рыночную цену. Барьеров для вхождения в отрасль и на рынок нет. Примеры: рынки зерна, ценных бумаг, иностранных валют.  
 
Если вышеперечисленные условия не выполняются, то можно говорить о рынке несовершенной конкуренции: то есть о монополии, олигополии и монополистической конкуренции. 
 
Монополия – тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой, которая устанавливает монопольно высокую цену. Проникновение в отрасль блокировано. Особое место у так называемой «естественной монополии», то есть у предприятий, эксплуатирующих уникальные или жизненно важные ресурсы. Например, ПО «Беларуськалий», городские теплоэлектростанции, водоснабжение. Обычно они находятся в собственности государства или под его контролем. 
 
Олигополия – характеризуется ограниченным числом продавцов стандартизированного или дифференцированного товара. Один из соперников становится лидером в ценовой политике. Доступ на рынок крайне сложен, так как требуется значительный размер начального капитала (рынок автомобилей, сложной бытовой техники). 
 
В условиях монопольной конкуренции число производителей довольно велико, но отраслевой продаваемый продукт имеет отличия, которые позволяют устанавливать на него монопольно высокую цену. Однако это не полное влияние, так как потребители могут переключить спрос на продукты конкурентов. Примеры: сеть ресторанов «Макдональдс», стиральный порошок «Тайд», зубная паста «Колгейт». Здесь велика роль рекламы, торговой марки, патента. Вход в отрасль легкий (рынок одежды, косметики, обуви, сфера услуг). 
 
Современный рынок невозможен без развитой рыночной инфраструктуры, то есть комплекса деловых услуг, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка. Основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: 1) торговая сеть; 2) биржи; 3) банки. К инфраструктуре рынка также относятся страховые компании, аудиторские службы, рекламные агентства. 
 
Рынок имеет положительные и отрицательные черты.

 

К положительным  чертам рынка относятся:

  1. гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
  2. оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и прироста прибыли;
  3. способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

 
 
Негативные черты рынка:

  1. рынок не гарантирует право на труд и доход;
  2. рынок воспроизводит социальное неравенство и не имеет механизмов против чрезмерной социальной несправедливости и расслоения на богатых и бедных;
  3. рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг некоммерческого характера, коллективного пользования (образование, здравоохранение, культура, наука, спорт);
  4. реализует принцип обязательного экономического роста производства, истощает и загрязняет природную среду.

 
 Национально-государственные  модели рыночной экономики. 
 
На сегодняшний день нет универсальной модели рыночной экономики. Это объясняется целым рядом обстоятельств: уровнем и структурой экономики, территориальным размещением страны, особенностями исторического развития, национальными традициями, менталитетом народа и др. Основными отличиями моделей рыночных экономик является: 1) структура собственности; 2) масштабы государственного вмешательства в экономику; 3) социальная политика; 4) участие государства в перераспределительных процессах. 
 
Сегодня выделяют 5 наиболее типичных моделей рыночной экономики: американская, европейская, японская, латиноамериканская и африканская. 
 
Американская: ее характеризует небольшая (27-30%) доля государственной собственности и использование преимущественно рыночных механизмов саморегуляции экономики. Достоинства этой модели: большая гибкость экономического механизма, высокая степень предпринимательской активности и ориентация на нововведения. 
 
Европейская: ее характеризует активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства, значительный удельный вес государственной собственности, сильная система социального обеспечения. 
 
Японская: ей свойственны четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей; дух коллективизма и патернализма на производстве; внушительный упор на человеческий фактор. 
 
Латиноамериканская: ее характеризует сильное и не всегда эффективное прямое государственное вмешательство в экономику, коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи; ориентация производства на удовлетворение спроса развитых стран. 
 
Африканская: ее характеризует малограмотность, беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на микро- и макроуровнях; нещадная эксплуатация неквалифицированного труда; крайне низкая эффективность производства; широкое применение силовых методов прямого государственного вмешательства в производство; неразвитость демократии. 
 
Многообразие моделей рыночных экономик можно свести к двум основным, которые получили название: 1) либеральная и 2) социально-ориентированная. 
 
Характерными чертами либеральной модели являются: абсолютное преобладание частной собственности, максимальная свобода субъектов рынка, ограниченные масштабы государственного регулирования экономики, невысокие доли госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов. Своеобразным эталоном либеральной модели может служить экономика США. 

Социально ориентированная  модель – характеризуется высокой долей государственной собственности, широкими масштабами госбюджета в ВВП, высоким уровнем социальной защиты. Примером социально ориентированной модели экономики может служить экономика Германии, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Дании. 
 
Характеристика функций рынка

 

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

 

Регулирующая  функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

 

В то же время, являясь  регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического  регулирования ему подвластны. Это  проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

 

Информационная  функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

 

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 

Ценообразующая  функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

 

В отличие от административно-командной  системы в рыночной экономике  эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Информация о работе Рыночная организация экономики. Характеристика функций рынка. Классификация структуры рынка