Рыночная равновесие: взаимодействие спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить
любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая ,связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями.

Содержание

Введение.
1.Спрос и предложения.
2.Равновесная цена.
3.Функции равновесной цены.
4.Эластичность спроса и предложения. Факторы, определяющие ее
изменение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Экономики.docx

— 153.14 Кб (Скачать файл)

 

    

Цена рыбы (руб. за кг)

Предложенное количество рыбы (млрд. кг в год)

64

2,6

60

2,5

40

2,0

36

1,9

32

1,8

28

1,7

24

1.6

20

1,5

16

1,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рис. 1

Кривая предложения имеет положительный наклон. Почему? Применительно к определенным обстоятельствам объяснений может быть несколько.

     Объяснение первое. Положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Чем выше цена рыбы, тем больше смысла вкладывать время и силы в ее добычу и переработку.

     Объяснение второе. Положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных производственных возможностях. Производитель рыбной продукции, пытающийся увеличить ее добычу в ограниченном водоеме, будет вынужден увеличить затраты на условия содержания рыбы (более качественный корм, очистка водоема и т.д.). Но это имеет смысл только до той точки, пока эти добавочные затраты не превышают добавочного количества рыбы, полученного на основе этих затрат.

     Объяснение третье. Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен при помощи понятий границы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим, что возможно производство только двух товаров -рыбы и помидоров. Каждый товаропроизводитель имеет сравнительное преимущество в производстве одного из этих товаров.

 

 

 

 В ситуации, когда производятся только помидоры, товаропроизводители, имеющие наибольшее сравнительное преимущество в производстве рыбы (т. е. те, кто может производить рыбу по сравнительно низкой альтернативной стоимости), начнут производить рыбу, даже если ее рыночная цена низка. По мере движения точки вдоль кривой цена рыбы должна возрастать, чтобы те товаропроизводители, у которых альтернативная стоимость относительно высока также переключились на производство рыбы. Наклон кривой в каждой точке равен альтернативной стоимости производства добавочного

количества рыбы для товаропроизводителя, который находит целесообразным переключиться с производства помидоров на производство рыбы именно в этой точке границы производственных возможностей.

 

2. Равновесная  цена.

В условиях рыночной экономики действия и желания продавца и покупателя координируются рынком, который уравновешивает спрос и предложение. Покупатель хочет купить товар по низкой цене, а продавец стремится продать его по высокой. Разрешается это противоречие с помощью цены. Равновесие спроса и предложения достигается в том случае, если предложение товаров и услуг соответствует их спросу по той цене, которая устраивает и продавца, и покупателя. 
При равновесии предложения и спроса не возникает ни избыточного предложения, ни избыточного спроса. Результатом этого соотношения является равновесная цена, или оптимальная цена, которая является своеобразным нормативом для рынка. Она отражает сбалансированный спрос и предложение, когда по этой цене полностью реализуются все товары и производитель обеспечивает себя необходимой прибылью. Продавцы находят покупателей на предлагаемые товары, а покупатели могут их приобрести в желаемом количестве. Следовательно, рынок будет находиться в равновесии в том случае, если товары и услуги продаются и покупаются по равновесной цене. На графике это будет выглядеть следующим образом.

Однако, это характерно для совершенного или идеального рынка. В реальной действительности спрос и предложение не совпадают, и такого равновесия не существует. Поэтому товары на рынке продаются не по равновесным ценам, а по рыночным.

Рыночная цена представляет собой денежное выражение стоимости, по которой продавец и покупатель готовы совершить сделку. Цена – это количество денег, которое потребитель согласен уплатить за конкретный товар или услугу.

Для рынка характерно постоянное нарушение соотношения спроса и предложения. Это происходит под влиянием изменения цен и доходов. При высоких ценах производители хотели бы продать больше своих товаров, но не все потребители в состоянии их купить.  Если продавец необоснованно повышает цены на свою продукцию, то покупатели приобретают товары у конкурентов. Продажа товаров по заниженным ценам вызывает подозрение у потребителя. К тому же продавец не сможет удовлетворить спрос на его продукцию. При низких ценах объем предложения ниже объема спроса, так как потребители хотят купить больше товаров, чем производители желают продать.

Взаимное приспособление спроса и предложения не всегда зависят от цены. Соотношение между спросм и предложением определяет состояние конъюнктуры рынка. При высокой конъюнктуре цены являются относительно устойчивыми и отражают стабильное состояние экономики. На конкурентном рынке покупатель не в состоянии единолично воздействовать на рыночные процессы, и цена является заданной величиной, к которой приспосабливаются и продавцы и покупатели. Превышение объема спроса над объемом предложения называется избыточным спросом.

 

 

 Если цена будет зафиксирована  на низком уровне, то возникает  дефицит товара, поскольку покупатели  не в состоянии удовлетворить  полностью свой спрос, то есть  найти на рынке необходимое  количество товара. В экономической  литературе такая ситуация получила  название рынок продавца.

При превышении предложения над спросом конкуренция обостряется между производителями, а при обратном соотношении возникает соперничество между потребителями за обладание дефицитным товаром, что неизбежно оказывает повышающее влияние на рыночные цены, которые начинают двигаться вверх от равновесного уровня. Если спрос меньше предложения, а цена зафиксирована на высоком уровне, то налицо избыточное предложение (излишек) товара на рынке. Продавцы не в состоянии найти достаточно покупателей, то есть возникает конкуренция между продавцами, в результате которой происходит снижение рыночных цен. Это состояние не благоприятное для производителей.

Под влиянием покупателей и продавцов рыночная цена начинает двигаться по направлению вниз или вверх от равновесной цены. Поскольку цена устанавливается рынком, то производители товаров и услуг не могут принимать решения об ее уровне. На конкурентном рынке она рассматривается как независимая величина, находящаяся вне контроля участников рынка. Производитель должен приспосабливаться к рыночным ценам, которые зависят от складывающихся в данный момент условий спроса и предложения.

3. Функции равновесной  цены.

   Функции цены:

  1. Ориентирующая - дает информацию покупателям и продавцам;

  1. Стимулирующая - способствует наиболее экономичным способам производства и реализации спроса;

  1. Распределительная - благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

 

 

 

 

   Виды цен:

  1. Государственные цены - устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально-экономические товары.  
    Система государственных цен состоит из двух элементов:

    • фиксированная цена - жестко устанавливается правительством;

    • регулируемые цены с учетом спроса и предложения.

  1. Договорные цены - устанавливаются на основе спроса и предложения на данный товар;

  1. Мировые цены - применяются в мировой торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок. Продавец приходит на рынок с ценой предложения. Покупатель приходит      на рынок с ценой спроса. Между ними достигается компромисс в виде рыночной цены, по которой продается товар.

           Рыночную цену называют ценой равновесия, которая определяется     на уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.

            График равновесной цены: 

  1. P1 < Pe  
    На рынке складывается ситуация, когда предложение Qaменьше спроса Qb и на рынке наступает дефицит товара, который отражается на графике отрезком ab.

  1. P2 > Pe  
    На рынке складывается ситуация, когда Qc меньше Qd и на рынке устанавливается перепроизводство, т.е. избыток товара.

 

 

  Равновесная цена. Дефицит и излишки. «Нижний» и «Верхний» предел цены.

Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.

На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы изменять, устанавливается равновесная цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж—такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Поместим рассмотренные нами ранее кривые спроса и предложения в одной системе координат.

    

Точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка

равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему

предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенство спроса и предложения—это скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма

редким.

 

 

 

Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:

1) избыточный спрос, когда  количество благ, спрашиваемых на  рынке, превышает количество предлагаемых. Признаками такого положения служат сокращение товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);

2) избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых  на рынке,

превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения—рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги. На графике подобные ситуации выглядят следующим образом:           

     Р

    

Если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект—производитель или покупатель не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены. На графике нахождение точки равновесия выглядит просто. В реальной жизни рыночные условия изменяются очень быстро. Как мы уже знаем, существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения, что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены.

 

 

 

 

 Возможны следующие 4 варианта: 1.Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и объема предложения.

    

     2.Увеличение спроса под влиянием неценовых факторов повышает равновесную цену и объем предложения.

    

     3.Уменьшение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к повышению равновесной цены и сокращению объема спроса.

    

4.Увеличение предложения  под влиянием неценовых факторов  ведет к падению равновесной цены и расширению объема спроса.

    

Теперь рассмотрим некоторые вопросы практического использования категорий спроса и предложения. Например, можно ли использовать спрос и предложение для анализа рынка в условиях инфляции, т. е. при повышении уровня цен всех товаров? Ведь ранее мы рассматривали кривые DD и SS товара X, при условии что цены остальных товаров остаются неизменными.

 

 

 

Здесь необходимо учитывать, что цена любого товара в конкретный момент отражает его цену по отношению к ценам других товаров, т. е. его относительную цену. Чтобы при инфляции оценить снизилась или повысилась цена товара X, необходимо учесть, как изменилась цена по отношению к ценам других товаров. Если цены на все товары возрастут на 40%, а на товар Х только на 10%, то этот товар станет относительно дешевым, т. е. снизится его относительная цена. Это должно привести к увеличению его QD. Т. о., в условиях инфляции изменения цены товара X, вызванные расширением или снижением спроса на данный товар и его предложения, необходимо соотносить с ростом общего уровня цен. Например, если спрос возрастает и цена товара Х повышается на 10%

при неизменных ценах на иные продукты, то при 15%-й инфляции он фактически увеличится на 26,5%. Государство, как известно, способно вмешаться в рыночный  механизм ценообразования и установить либо нижний, либо верхний предел цен на тот или иной товар. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок—наверху. В микроэкономике принято обратное представление, поскольку «цена потолка» ограничивает рост цены

(движение цены вверх)—это искусственно заниженная цена. И наоборот, «цена пола» не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита—.это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике «цена пола» будет установлена выше точки равновесия, а «цена потолка»—ниже ее.

Цены «пола» и «потолка» могут устанавливаться государством посредством

принудительных методов регулирования цен для их поддержания выше или ниже уровня равновесия.

Пример установления цены «пола»—завышение цен на продовольственные товары в США, посредством субсидий фермерам, с тем, чтобы спасти их от разорения. Однако, при этом образуются излишки непроданного товара, которые скупаются государством за счет средств госбюджета.

Информация о работе Рыночная равновесие: взаимодействие спроса и предложения