Рыночная система: спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 07:50, курсовая работа

Краткое описание

Рынок - совокупность экономических институтов и взаимодействий между экономическими субъектами, которые позволяют найти и реализовать оптимальный, взаимовыгодный вариант достижения экономических целей индивидов, организаций или общества в целом.
Рынок - совокупность экономических институтов и взаимодействий между экономическими субъектами, которые обеспечивают совершение сделок купли-продажи товаров, работ, услуг.
Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).

Содержание

Вопрос № 1. Рыночная система: спрос и предложение
1.Введение………………………………………………………………..……....3
2. 1.Рыночный механизм: спрос и предложение. Спрос. ………………..4
2.2. Предложение. Равновесие на рынке …………………………...………6
3.Заключение……………………………………………………………………8
Вопрос №2. Двоякость воздействия государства на макро- и микроэкономику
1.Введение………………………………………………………………………..9
2.1.Микроэкономика. Понятие микроэкономики и суть……..................9
2.2.Макроэкономика: инструменты, цели, методы макроэкономической политики государства………………………………………………….….…..10
3.Заключение……………………………………………………………………13

4.Список литературы………………………………………………….............15

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ЭКЗ.Р. Савицкий ю-42.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ                              ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

                            

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕННАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ   «ЭКОНОМИКА»

 

 

                                 

                                        

 

 

 

 

    Выполнил студент заочной формы обучения:

                                       Савицкий Дмитрий Николаевич (_ _Ю-42__)

                                  

                                     Проверил ______________________________

                                          Оценка__________ Подпись______________

             

                                                   

 

 

 

                                                  

 

 

Улан- Удэ

2012

 

 

Содержание.                                

 

Вопрос  № 1. Рыночная система: спрос и предложение

1.Введение………………………………………………………………..……....3

2. 1.Рыночный механизм: спрос и предложение. Спрос. ………………..4

2.2. Предложение. Равновесие на рынке …………………………...………6

3.Заключение……………………………………………………………………8

Вопрос №2. Двоякость воздействия государства на макро- и микроэкономику

1.Введение………………………………………………………………………..9

2.1.Микроэкономика. Понятие микроэкономики и суть……..................9

2.2.Макроэкономика: инструменты, цели, методы макроэкономической политики государства………………………………………………….….…..10

3.Заключение……………………………………………………………………13

 

4.Список литературы………………………………………………….............15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  № 1. Рыночный механизм: спрос и предложение

 

Введение.

Рынок - совокупность экономических институтов и взаимодействий между экономическими субъектами, которые позволяют найти и реализовать оптимальный, взаимовыгодный вариант достижения экономических целей индивидов, организаций или общества в целом.

Рынок - совокупность экономических институтов и взаимодействий между экономическими субъектами, которые обеспечивают совершение сделок купли-продажи товаров, работ, услуг.

Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).

Субъекты рыночной деятельности

Можно выделить несколько подходов к определению экономических агентов (субъектов):

1) производитель - потребитель (покупатель - продавец);

2) физические лица (индивиды  и домохозяйства), юридические лица (фирмы, муниципальные образования, региональные и федеральные органы  власти - глава 5 ГК РФ);

3) резиденты (юридические  лица-резиденты зарегистрированы  в налоговых органах на той  же территории (городе, регионе, стране), где и осуществляют экономическую  деятельность; физические лица-резиденты  проживают и осуществляют экономическую  деятельность на одной и той  же территории), нерезиденты;

4)по направлениям экономической деятельности: арендодатель - арендополучатель, кредитор - заемщик, заказчик - подрядчик, работодатель - работник, собственник - наемный менеджер, банк - вкладчик, акционеры - совет директоров - управляющий и т.д.

Эффект «невидимой руки» Адама Смита - эффективная самоорганизация (саморегулирование деятельности) экономического сообщества (ответ на основные вопросы экономики) происходит на основе рационального реагирования на ценовые сигналы рынка и не требует государственного вмешательства.

Эффект «невидимой ноги» или гипотеза Чарльза Тайбаута - описывает самоорганизацию индивидов и фирм в рамках экономического пространства на основе нахождения оптимальной территории для размещения и деятельности. Эффект раскрывается в следующих элементах:

1. Способность потребителей  и фирм перемещаться из одного  места в другое создает конкуренцию  среди местных властей.

2. Рынок общественных  услуг на локальном уровне  действует эффективно исключительно  из-за того, что конкуренция среди  различных городов делает возможным для потребителей выбор оптимального набора местных услуг. Если имеется много различных местных органов власти и при этом каждый из них предоставляет различный по содержанию и качеству набор услуг (борьбу с преступностью, образование, пожарную охрану, медицинское обслуживание), каждая семья может приблизиться к получению оптимального для себя набора.

3. Поскольку люди «голосуют  ногами», переезжая в ту местность, которая обеспечивает оптимальной  корзиной налогов и выгод (наличие  более высокой заработной платы, лучшая экология, более высокое  развитие социальной и экономической  инфраструктуры, большие перспективы  профессионального и карьерного  роста), этот эффект иногда называют  «эффектом невидимой ноги». «Невидимая  нога» действует, чтобы обеспечить  качественное распределение ресурсов  посредством конкуренции среди  местных органов власти.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

 

2.1.Рыночный механизм: спрос и предложение

Спрос.

Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием их потребностей. При этом из огромного числа человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями.

Платежеспособный спрос - это представленные на рынке желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара, работы или услуги.

Величина спроса - то количество товара, которое покупатели хотят и могут купить в данный период времени при сложившихся ценах и денежных доходах.

Закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода - один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара, при этом снижение цен на товар равносильно увеличению дохода потребителя.

Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т.е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

Эффект замещения - дорогой товар замещается в структуре индивидуального потребления более дешевым товаром-субститутом.

Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные сигареты).

Эффект Гиффена - при повышении цен на низшие товары и товары первой необходимости спрос на них не только не снижается, но даже может увеличиваться.

Низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена.

Потребители с высоким уровнем дохода могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все»:

Эффект сноба - при понижении цен на престижные товары спрос на них со стороны потребителей с высокими доходами снижается.

Эффект Веблена - спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений.

Факторы, влияющие на спрос:

1) Ценовые - цена на данный  товар, цена на товары-субституты  и комплиментарные товары.

2) Неценовые - доходы потребителей, вкусы покупателей, мода, ожидания (особенно  инфляционные) покупателей, традиции, технический прогресс, сезон, праздничные  дни.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности (чувствительности) спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, то говорят о единичной эластичности спроса. Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса, то спрос неэластичен. Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса, мы говорим об эластичном спросе. Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной.

При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хорошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров.

2.2. Предложение. Равновесие на рынке.

Предложение - желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.

Величина предложения - это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать при данной цене в течение определенного промежутка времени.

Закон предложения - величина предложения тем выше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость.

Факторы, влияющие на предложение:

1) Ценовые: цены на сырье  и материалы, цены на оборудование, электроэнергию, рабочую силу, транспортные  расходы.

2) Неценовые: технические  возможности производителя, производственные  мощности, налоги и дотации, ожидания  продавцов, число продавцов, интенсивность  и характер конкуренции.

Эластичность предложения - это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.

Рыночное равновесие

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Если рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.

Информация о работе Рыночная система: спрос и предложение