Рыночная система и ее функционирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является, исследование сущности и структуры экономической системы общества, развития рыночной системы организации Российской экономики. Опираясь на мнения различных учёных в данной области науки и делая свой личный обобщённый вывод из существующих по сей день знаний в области рыночной экономики.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- дать определение рынка
- рассмотреть экономическую систему общества, как форму регулирования
хозяйственной деятельности.
- изучить структуру экономической системы общества.енно сложное социально-философское понятие, которое вовсе не ограничивается экономической сферой. Рыночная организация служит в настоящее время своеобразным эталоном, к которому должна стремиться реальная экономика, идеология которой не ограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.
ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА.
1.1.Экономическая система общества, как форма регулирования
хозяйственной деятельности.
1.2.Структура экономической системы общества.
1.3.Типы экономических систем, рыночная экономическая система.
ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.
2.1.Анализ современной модели рыночной экономики России
с 2010-2012 года.
2.2.Проблемы рыночной экономики России и их решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

экономика курсовая.docx

— 99.75 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование рынка — это  деятельность государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики. Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. По объекту воздействия государственное регулирование экономики включает регулирование ресурсов, производства и финансов. Оно реализуется путем проведения экономической политики. Экономическая политика — система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая определенный набор элементов, основными из которых являются:                                                                                                                 1) анти циклическая политика; 2) отраслевая политика; 3) антимонопольная политика;  4)организация денежной системы; 5) социальная защищенность населения; удовлетворение спроса на услуги и товары коллективного пользования;  6)борьба с безработицей и др. Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит анти циклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума. Базой реализации анти циклической политики является государственный бюджет. Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Банку России, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка. Государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Основной инструмент обеспечения финансирования этого процесса — налоговое законодательство. Государством созданы специальные органы, такие, как налоговая инспекция, Фонд социального страхования, Комитет по социальной политике и др. Рыночные механизмы не реализуют автоматически право на труд для каждого члена общества. Поэтому борьба с безработицей возложена на государство. Государство должно регулировать рынок труда в целях поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играет трудовое законодательство и контролирующие его исполнение государственные организации. Кроме того, элементами экономической политики являются отраслевая и антимонопольная политика. Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования: национальную оборону, государственное управление, единую энергетическую систему, национальные сети коммуникаций, охрану общественного порядка, вакцинацию и т. д. Кроме того, оно поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе (наука, образование, культура, здравоохранение и т. д.). Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль над международной миграцией капитала и рабочей силы, воздействует на валютные курсы, управляет платежными балансами и т. д. Некоторые направления деятельности государственных органов в сфере рыночных отношений (таблица 1).

Таблица 1 – Государственное регулирование  рынка

                     Направления

Способ реализации

Стабилизация производства

Налоговая и инвестиционная политика

Выравнивание уровней экономического развития регионов

Региональная экономическая политика

Государственная поддержка конкуренции

Политика демонополизации

Финансирование научно-технического прогресса

Осуществление научно-технических целевых  программ

Дотация социально значимых отраслей

Инвестиционная политика

Стабилизация и оздоровление денежной системы

Финансовая и антиинфляционная политика

Преодоление чрезмерной имущественной  дифференциации населения

Политика доходов

Социальная защищенность населения

Социальная политика

Контроль за международной миграцией  капитала и рабочей силы

Внешнеторговая политика

Антимонопольная политика

Жесткий государственный контроль за монопольными рынками


Система рыночных отношений предъявляет  к государственному регулированию ряд требований. Первоочередным является недопустимость любых действий государства, деформирующих или разрывающих внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральным звеньям рыночного механизма — ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы. Для регулирования экономики государство использует как экономические, так и административные методы. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданы жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.) Следует отметить тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики административных и экономических методов воздействия на рынок.

3.Инфраструктура рынка

3.1 Основные элементы инфраструктуры  рынка

Инфраструктура  рынка представляет собой комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых заключается  в обеспечении бесперебойного функционирования рыночного механизма и непрерывности  воспроизводственного процесса при  реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке путем равновесия платежного спроса и предложения. Развитая инфраструктура рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, а также процесса реализации вновь созданной стоимости.6

Основные  элементы инфраструктуры рынка:

1. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди них отводится рынкам капиталов, валюты, рынка ресурсов и труда. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки.

На развитие рынка влияют следующие факторы:

-  изменение уровня цен;

-  маневрирование товарными запасами;

-  регулирование денежных доходов потребителей.

Вместе с  этим, в долгосрочном периоде эти факторы зависят :

- от динамики производительности общественного труда и эффективности общественного производства;

-  от уровня пропорциональности экономики в целом;

-  от изменения в структуре личного потребления.

2. Торговля.

Инфраструктура  рынка включает в себя оптовую  и розничную торговлю, торговые предприятия, аукционы, товарные биржи, ярмарки, коммерческие посреднические центры.

3. Рыночные институты - фондовые биржи, коммерческие банки, страховые агентства, аудиторские фирмы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные агентства, маркетинговые агентства.

Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений субъектов  инфраструктуры, главная задача которых  заключается в обеспечении функционирования рынка. Среди таких объединений  выделяют:

- организационные объединения рыночной инфраструктуры - посреднические фирмы, биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие, коммерческие структуры крупных объединений, концернов, предприятия розничной и мелкооптовой торговли;

-   материальную базу рыночной инфраструктуры (это складское и тарное хозяйство, различные транспортные логистические системы)

-    информационные базы рыночной инфраструктуры - информационные и справочные системы, классифицирующиеся по видам продукции, производителям и потребителям продукции

-  кредитно-расчетную базу – страховые и банковские учреждения, кредитные структуры;

-    кадровую базу - специалисты различных квалификаций и специальностей, необходимые для предприятий и организаций;

-   организации, осуществляющие обучение подготовку и переподготовку кадров определенных специальностей;

-      органы трудоустройства;

-      нормативно-правовую базу - нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества.

Рыночная  инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций и таким  образом повышает результативность работы всех структурных звеньев  рыночной экономики.

3.2 Анализ структуры рынка

Нобелевский лауреат по экономике Г.Саймон (США) опроверг считавшиеся ранее классическими  в экономической теории представления  о фирме, как о рационально  действующем предприятии, целью  которого является лишь максимизация прибыли. В его работах было установлено, что главным является не максимизация прибыли, а достижение определенного  уровня или нормы прибыли, удержание  определенной доли на рынке и определенного  уровня продаж.7

Рыночные  исследования являются основой достижения таких целей, как реализация определенного  объема продаж, создание и выведение  на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей  предполагает, что речь идет о рынке  конкретного товара. В первую очередь  необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка. Нужно  определить, что и как необходимо исследовать, какие задачи должны быть решены.

Рыночные  исследования требуются, если производитель  товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он может реализовать свою продукцию, и факторов, воздействующих на данные рынки. Производители и маркетинговые службы многих предприятий интересуются рынком сбыта продукции.

Комплексный подход к решению производственно-сбытовых проблем обеспечивает исследовательская  и управленческая деятельность маркетинга. Исследовательская деятельность - это  всесторонний анализ факторов внешней  и внутренней среды.

Комплексное исследование внешних факторов рынка (макросреда):

  • маркетинговой среды;
  • совокупных характеристик рынка, конъюнктуры, прогнозов;
  • спроса (выявление и изучение рыночных сегментов: индивидуальных и коллективных потребителей);

- конкуренции (выявление потенциальны и действующих конкурентов: анализ показателей их деятельности, целей, стратегии, слабых и сильных сторон);

- экономического и технико-технологического состояния отрасли (под отрасли);

- общих условий сбытовой деятельности (развитие рыночной инфраструктуры: транспорт, хранение, переработка, система связи и т.д.).

Комплексное исследование внутренних факторов рынка (микросреда):

-     показателей производственно-сбытовой деятельности;

-     тактики и стратегии в товарной, ценовой, сбытовой, и коммуникационной политике;

-      организационной структуры управления;

-      производственных издержек;

-      результатов финансовой деятельности;

- направлений производственно-сбытовой деятельности, включая диверсификацию;

- сильных и слабых сторон деятельности предприятия для изыскания вариантов повышения эффективности и прибыльности операций.

Маркетинг пронизывает все сферы деятельности предприятия - управление, планирование, организацию производства, финансы, сбыт, материально-техническое обеспечение, создавая между ними тесную организационно-функциональную связь. При этом ответственность за выполнение функций маркетинга ложится на систему принятия управленческих решений. Стержнем системы является непрерывный, циклический процесс приведения возможностей предприятия в строгое соответствие с требованиями рынка по схеме: анализ - стратегия - реализация - регулирование - анализ.

Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения  этих товаров при определенных социальных и экономических условиях.

Исследование любого товарного  рынка всегда исходит из существования  на нем определенной проблемы и направлено на ее решение. От этого зависит достижение намеченного результата и рациональность проведенных затрат. Рыночные проблемы по масштабу можно разделить на общие и частные. Общие рыночные проблемы характеризуются нарушением соответствия между спросом и предложением в пределах всего рынка, т.е. соответствия между общими размерами товарного предложения и совокупным платеже- способным спросом населения. В настоящее время общие рыночные проблемы являются результатом нарушения народнохозяйственных пропорций, инфляции и миграции населения.

Частные рыночные проблемы характеризуются  несоответствием спроса и предложения  на рынке отдельных товаров. В  их основе лежит несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров, структуры  платежеспособного спроса населения, нарушение соответствия спроса и  предложения на различных территориях (республиках, экономических районах, городах).

Информация о работе Рыночная система и ее функционирование