Рыночная система и транксационные издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:28, реферат

Краткое описание

Инфраструктура рынка — совокупность государственных и негосударственных служб и организаций, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие всех рынков. Пример инфраструктуры рынка товаров и услуг — система оптовой и розничной торговли, товарные биржи, служба маркетинга, различные службы сервиса и т.п. Пример инфраструктуры денежного рынка — фондовые биржи, брокерские дома, банки и т. д. Пример инфраструктуры рынка труда — биржи труда, службы занятости и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

Рыночная система.docx

— 48.54 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Украины

 

 

 

 

Реферат по микроэкономике

 

 

Тема «Рыночная система  и транксационные издержки»

 

 

 

 

                                      

 

Студентки МЭ 21-12

                             Дмитрюк Вера

 

 

 

Симферополь

2013

 

Рыночная  система

Рыночная экономическая  система — определенная система  отношений по поводу купли–продажи  товаров и услуг, складывающихся между людьми.

 Основные характеристики  рыночной системы: 

 — частная собственность, 

 — механизм рыночного  ценообразования, 

 — конкуренция. 

Условия возникновения рынка 

1. Определенный уровень  развития общественного разделения  труда, базирующийся на определенном  уровне развития производительных  сил (технике и технологиях), т.е.  уровень развития производительных  сил должен быть достаточно  высоким (он определяет конкурентоспособность  товаров).

2. Относительное (взаимообусловленное,  полное — авторкия, в современных условиях не существует) экономическое обособление собственников. (Одни собственники становятся экономически независимыми от других).

3. Экономическая свобода  (и у производителей, и у потребителей, и у наемных работников) — свобода  выбора, свобода в принятии экономических  решений. Предполагается наличие  социальных гарантий.

4. Наличие конкурентной  среды — определенный уровень  развития конкуренции.

5. Отказ государства от  прямого участия в хозяйственной  деятельности и использования  в своей экономической деятельности  преимуществ государственного управления.

6. Открытость экономики  (интегрирование ее в мировое  хозяйство).

Два типа рынков

 Рынок продавца. Продавец навязывает условия заключения сделки покупателям (при монополии производителя, дефиците товара).

 Рынок покупателя. Экономическая власть сосредоточена на стороне покупателя, и он играет активную роль (рынок, насыщенный товарами, — современный рынок западных стран).

 

 

 

Виды рынков

Критерии классификации

Виды рынков

По объекту 

купли–продажи

рынок товаров и услуг 

 рынок недвижимости (земли) 

 рынок рабочей силы (труда) 

 денежный рынок (валюты, кредитов, ЦБ)

 рынок инноваций и  интеллектуального продукта (идей, информационных технологий)

По масштабам

местный рынок 

 национальный рынок 

 региональный рынок  (если страна большая, то национальный  рынок состоит из региональных  рынков или, наоборот, региональный  может включать несколько национальных  — Европа — региональный рынок) 

 мировой рынок 

По степени ограничения  конкуренции 

 и влияния продавцов  на цену товара

рынок свободной (совершенной, чистой) конкуренции 

 рынок монополистической  (несовершенной) конкуренции 

 олигополия 

 «чистая» монополия  (одно предприятие представляет  целую отрасль) 

По степени вмешательства  государства в экономику

рынок свободной конкуренции 

 регулируемый рынок 

 «формальный рынок»  в условиях административно-командной  экономики 

По степени зрелости рыночных отношений

развитый рынок 

 формирующийся рынок 

По степени соответствия действующему законодательству

легальный (официальный) рынок 

 нелегальный (теневой)  рынок 


 

Инфраструктура  рынка — совокупность государственных и негосударственных служб и организаций, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие всех рынков.

 Пример инфраструктуры  рынка товаров и услуг —  система оптовой и розничной  торговли, товарные биржи, служба  маркетинга, различные службы сервиса  и т.п. Пример инфраструктуры  денежного рынка — фондовые  биржи, брокерские дома, банки  и т. д. Пример инфраструктуры  рынка труда — биржи труда,  службы занятости и т. п. 

Функции рынка:

 — информационная,

 — посредническая,

 — ценообразующая,

 — регулирующая,

 — санирующая.

Модель товарно-денежного  кругооборота (в условиях свободного рынка)

 Основные субъекты  свободного рынка 

 Домохозяйства — собственники  ресурсов (факторов производства) —  труда, земли, капитала.

 Фирмы — создатели  материальных благ и услуг. 

 Основные участники  рыночных отношений — продавец  и покупатель.

 Выгода — экономия  сил и времени при достижении  ожидаемого уровня собственного  благосостояния.

 В результате —  несовпадающие на первый взгляд  интересы этих субъектов совпадают. 

 Ценовой механизм —  тот механизм, посредством которого  разрешается это противоречие  — и производитель, и потребитель  заинтересованы в той цене, которая бы устроила бы обоих.

Модель товарно-денежного  кругооборота (в условиях свободного рынка)

 

 

 

Модель товарно-денежного  кругооборота (в условиях свободного рынка):

1 — Домохозяйства, выступая  в качестве собственников факторов  производства (труда, земли, капитала  и др.), поставляют их на рынок  факторов производства.

2 — Домохозяйства получают  от фирм за реализацию последним  факторов производства доходы (заработную  плату, ренту, процент и др.).

3 — Фирмы приобретают  на рынке факторов производства  факторы производства (труда, земли,  капитала и др.) у домохозяйств.

4 — Фирмы выплачивают  домохозяйствам за полученное  ими на рынке факторов производства  денежное вознаграждение, которое  последние получают в виде  доходов. 

5 — Фирмы, произведя  с помощью факторов производства  товары и услуги, поставляют их  на рынке товаров и услуг. 

6 — Фирмы получают  денежный доход (от реализации  товаров и услуг).

7 — Домохозяйства на  полученные от фирм доходы  от реализации факторов производства (на рынке факторов производства) приобретают товары и услуги (на  рынке товаров и услуг).

8 — Домохозяйства выплачивают  фирмам за необходимые им товары  и услуги деньги (из доходов,  полученных ими от реализации  факторов производства на рынке  факторов производства).

Понятие рыночного  механизма 

 Механизм рыночного  ценообразования (рыночный механизм) — включает три элемента: спрос,  предложение, цену и конкуренцию. 

 Спрос (первое определение) — платежеспособная потребность (та сумма денег, которую потребитель готов заплатить за данный товар при данном уровне цен), а также это то количество товаров, которое потребитель может и готов купить при сложившихся ценах. Спрос зависит от цены (функциональная зависимость): D = F (P).

Величина спроса — то количество товаров, которое потребитель  может и готов купить при данной цене.

 Закон спроса —  указывает на функциональную  зависимость спроса от цены  — обратная пропорциональность: чем выше цена, тем меньше величина  спроса (при прочих равных условиях), чем меньше цена, тем больше  величина спроса.

 

 

Закон спроса


 

    

 

Предложение — то количество товаров, которое производители могут и готовы поставить на рынок при данных ценах.

 Предложение зависит  от цены (функциональная зависимость):  S = F (P).

 Величина предложения  — то количество товаров, которое  потребитель может и готов  продать при данной цене.

 Закон предложения:  чем выше цена, тем большее  количество товаров (Q) готовы  поставить производители на рынок  при прочих равных условиях.

 Закон предложения 


На рынке соотношение  спроса и предложения (одних из составляющих конъюнктуры рынка) может формироваться  по-разному.

Понятие ценовой  эластичности спроса (предложения)

 Эластичность спроса (предложения) по цене — показывает  степень реакции спроса на  изменение цены.

 Коэффициент эластичности  — числовое значение, показывающее, как изменится величина спроса (предложения) на товар, если  цена меняется на 1%.

 В зависимости от  степени эластичности различают  три вида спроса (предложения):

 Неэластичный спрос  (предложение) — с падением  цены на 1% величина спроса (предложения)  возрастает меньше чем на 1 %.

 Эластичный спрос (предложение)  — с падением цены на 1% величина  спроса (предложения) возрастает  больше чем на 1 %.

 Спрос (предложение)  единичной эластичности — с  падением цены на 1% величина спроса (предложения) возрастает тоже  на 1 %.

Абсолютно эластичный спрос — при любом изменении цены спрос (предложение) не меняется (пример — предложение на рынке земли).

Абсолютно неэластичный спрос — любое изменение цены полностью уничтожает спрос (рынок совершенной конкуренции и рыночная цена).

Конъюнктура рыка — складывающиеся в определенный период времени на конкретном рынке (в конкретном месте) социально-экономические, торговые и другие условия реализации товара.

 Конъюнктура зависит  от позиции (роли) субъекта и  бывает благоприятной и неблагоприятной  (как с точки зрения продавца, так и с точки зрения покупателя).

 Факторы, влияющие на состояние конъюнктуры

1. Масштабы производства  товаров. 

2. Размеры товарных запасов. 

3. Динамика цен и доходов. 

4. Организация торговли  и рекламы. 

 Возможные  соотношения спроса и предложения: (варианты конъюнктуры рынка) 

 — предложение превышает  спрос (затоваривание рынка),

 — спрос превышает  предложение (дефицит),

 — спрос равен предложению  (ситуация равновесия).

 Избыток — ситуация, при которой предложение превышает  спрос. 

 Дефицит — ситуация, при которой спрос превышает  предложение. 

 Состояние равновесия  — тот центр, вокруг которого  происходит колебание цен на  рынке, с одной стороны, с  другой — это то значение цены, при котором спрос равен предложению.

Состояние равновесия показывает

 Все товары, которые  доставляются на рынок, полностью  удовлетворяют покупателя как по качеству, так и по количеству и уровню цены (со стороны спроса).

 Все ресурсы, вовлеченные  в производство данного товара  оказываются израсходованы правильно,  затраты общества на производство  данных товаров признанны, так  как товар продан, следовательно,  экономика функционирует эффективно.

Рыночная конкуренция  и ее виды

 Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, реализации и потребления товара. Конкуренция возникает не только на рынке, но и в сфере производства (до момента реализации товара).

 Три типа конкурентной борьбы

 - конкуренция между продавцами за наиболее выгодные условия производства и реализации товара.

 - конкуренция между потребителями (покупателями) за наиболее выгодные условия потребления (покупки) товара.

- конкуренция между продавцами и покупателями за цену товара.

 Обе стороны заинтересованы  в той цене, которая удовлетворяет  обе стороны (а не покупатели  — в низкой, продавцы — в высокой).

 Формы конкурентной борьбы

 - ценовая конкуренция.

-неценовая конкуренция:

 а) добросовестная,

 б) недобросовестная (запрещена законом).

Рыночная цена и ее виды

 Цена равновесия —  устанавливается в случае равенства  спроса предложению. 

 Цена спроса (цена покупателя) — та предельная максимальная  цена, за которую покупатель еще  готов купить товар (верхняя  граница рыночной цены определяется  уровнем доходов покупателей).

 Цена предложения (цена  продавца) — та предельная минимальная  цена, за которую продавец еще  готов продать товар (нижняя  граница рыночной цены определяется  издержками производства).

 В основе содержания цены лежат две теории:

 — трудовая теория  стоимости (классическая политэкономия  — А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти и К. Маркс);

 — теория предельной  полезности (Е. Бьем–Баверк, К. Менгер, Ф. Визер — австрийская школа предельной полезности).

Трудовая теория стоимости 

 Цена — стоимость  товаров, выраженная в деньгах  (денежная форма стоимости).

 Любой товар, который предлагается на рынке, — результат труда (с одной стороны — живого, с другой — овеществленного, затраченного на производство продукта. Пример: на фабрике есть живые работники, а есть машины, станки, сделанные раньше).

 Затраты на один  и тот же товар могут быть  различными. В основе цены будут  положены те затраты, которые  необходимы для производства  подавляющей массы товаров данного  вида (при средних условиях производства  данной отрасли — общественно  необходимые затраты данного  вида труда).

 Существуют предприятия,  на которых данные затраты  высокие, низкие, те, которые производят  наибольшее количество продукции  и имеют средний уровень затрат.

 Следовательно: 

1) в основе цены лежат  общественно необходимые затраты  труда; 

2) в зависимости от  уровня спроса и предложения  цена может отклоняться. 

Теория предельной полезности

(субъективная теория  предельной полезности)

 Полезность — свойство  товаров удовлетворять потребность. 

 Каждый товар оценивается  по-своему разными потребителями  (пример: очки).

 По мере удовлетворения  потребности (насыщение потребности)  каждая следующая единица товара  менее полезна. 

 Принцип убывающей  полезности — полезность убывает  с каждой последующей единицей  одного и того же товара (блага).

 Мера полезности —  деньги.

 Цена товара — определяется  полезностью последней единицы  товара (наименьшей полезностью).

 С одной стороны,  продавец продает то, что ему  меньше всего нужно, с другой  — не дешевле, чем на нее  затрачено. 

 Цена складывается  из двух компонентов: 

 — издержек на производство  товара;

 — предельной полезности.

 Общее двух теорий (стоимости и предельной полезности)

 Издержки (затраты). В  первом случае — затраты труда.  Во втором — субъективная оценка  полезности.

 Элемент полезности  и в первом случае присутствует  тоже — бесполезный товар никто  не купит (потребительная стоимость  товара — способность товара  удовлетворять потребность).

Признаки рынка  свободной конкуренции 

 Неограниченное число  участников конкуренции, свободный  вход и выход с рынка. 

Информация о работе Рыночная система и транксационные издержки