Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:28, реферат
Инфраструктура рынка — совокупность государственных и негосударственных служб и организаций, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие всех рынков. Пример инфраструктуры рынка товаров и услуг — система оптовой и розничной торговли, товарные биржи, служба маркетинга, различные службы сервиса и т.п. Пример инфраструктуры денежного рынка — фондовые биржи, брокерские дома, банки и т. д. Пример инфраструктуры рынка труда — биржи труда, службы занятости и т. п.
Министерство образования и науки Украины
Реферат по микроэкономике
Тема «Рыночная система и транксационные издержки»
Студентки МЭ 21-12
Дмитрюк Вера
Симферополь
2013
Рыночная система
Рыночная экономическая система — определенная система отношений по поводу купли–продажи товаров и услуг, складывающихся между людьми.
Основные характеристики рыночной системы:
— частная собственность,
— механизм рыночного ценообразования,
— конкуренция.
Условия возникновения рынка
1. Определенный уровень
развития общественного
2. Относительное (
3. Экономическая свобода
(и у производителей, и у потребителей,
и у наемных работников) — свобода
выбора, свобода в принятии
4. Наличие конкурентной среды — определенный уровень развития конкуренции.
5. Отказ государства от
прямого участия в
6. Открытость экономики (интегрирование ее в мировое хозяйство).
Два типа рынков
Рынок продавца. Продавец навязывает условия заключения сделки покупателям (при монополии производителя, дефиците товара).
Рынок покупателя. Экономическая власть сосредоточена на стороне покупателя, и он играет активную роль (рынок, насыщенный товарами, — современный рынок западных стран).
Виды рынков
Критерии классификации |
Виды рынков |
По объекту купли–продажи |
рынок товаров и услуг рынок недвижимости (земли) рынок рабочей силы (труда) денежный рынок (валюты, кредитов, ЦБ) рынок инноваций и интеллектуального продукта (идей, информационных технологий) |
По масштабам |
местный рынок национальный рынок региональный рынок
(если страна большая, то мировой рынок |
По степени ограничения конкуренции и влияния продавцов на цену товара |
рынок свободной (совершенной, чистой) конкуренции рынок монополистической (несовершенной) конкуренции олигополия «чистая» монополия
(одно предприятие |
По степени вмешательства государства в экономику |
рынок свободной конкуренции регулируемый рынок «формальный рынок»
в условиях административно- |
По степени зрелости рыночных отношений |
развитый рынок формирующийся рынок |
По степени соответствия действующему законодательству |
легальный (официальный) рынок нелегальный (теневой) рынок |
Инфраструктура рынка — совокупность государственных и негосударственных служб и организаций, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие всех рынков.
Пример инфраструктуры рынка товаров и услуг — система оптовой и розничной торговли, товарные биржи, служба маркетинга, различные службы сервиса и т.п. Пример инфраструктуры денежного рынка — фондовые биржи, брокерские дома, банки и т. д. Пример инфраструктуры рынка труда — биржи труда, службы занятости и т. п.
Функции рынка:
— информационная,
— посредническая,
— ценообразующая,
— регулирующая,
— санирующая.
Модель товарно-денежного кругооборота (в условиях свободного рынка)
Основные субъекты свободного рынка
Домохозяйства — собственники ресурсов (факторов производства) — труда, земли, капитала.
Фирмы — создатели материальных благ и услуг.
Основные участники рыночных отношений — продавец и покупатель.
Выгода — экономия
сил и времени при достижении
ожидаемого уровня
В результате —
несовпадающие на первый
Ценовой механизм —
тот механизм, посредством которого
разрешается это противоречие
— и производитель, и
Модель товарно-денежного кругооборота (в условиях свободного рынка)
Модель товарно-денежного кругооборота (в условиях свободного рынка):
1 — Домохозяйства, выступая
в качестве собственников
2 — Домохозяйства получают
от фирм за реализацию
3 — Фирмы приобретают
на рынке факторов
4 — Фирмы выплачивают
домохозяйствам за полученное
ими на рынке факторов
5 — Фирмы, произведя
с помощью факторов
6 — Фирмы получают денежный доход (от реализации товаров и услуг).
7 — Домохозяйства на
полученные от фирм доходы
от реализации факторов
8 — Домохозяйства выплачивают
фирмам за необходимые им
Понятие рыночного механизма
Механизм рыночного
ценообразования (рыночный
Спрос (первое определение) — платежеспособная потребность (та сумма денег, которую потребитель готов заплатить за данный товар при данном уровне цен), а также это то количество товаров, которое потребитель может и готов купить при сложившихся ценах. Спрос зависит от цены (функциональная зависимость): D = F (P).
Величина спроса — то количество товаров, которое потребитель может и готов купить при данной цене.
Закон спроса — указывает на функциональную зависимость спроса от цены — обратная пропорциональность: чем выше цена, тем меньше величина спроса (при прочих равных условиях), чем меньше цена, тем больше величина спроса.
Закон спроса
Предложение — то количество товаров, которое производители могут и готовы поставить на рынок при данных ценах.
Предложение зависит от цены (функциональная зависимость): S = F (P).
Величина предложения
— то количество товаров,
Закон предложения:
чем выше цена, тем большее
количество товаров (Q) готовы
поставить производители на
Закон предложения
На рынке соотношение спроса и предложения (одних из составляющих конъюнктуры рынка) может формироваться по-разному.
Понятие ценовой эластичности спроса (предложения)
Эластичность спроса
(предложения) по цене —
Коэффициент эластичности — числовое значение, показывающее, как изменится величина спроса (предложения) на товар, если цена меняется на 1%.
В зависимости от
степени эластичности
Неэластичный спрос (предложение) — с падением цены на 1% величина спроса (предложения) возрастает меньше чем на 1 %.
Эластичный спрос (
Спрос (предложение) единичной эластичности — с падением цены на 1% величина спроса (предложения) возрастает тоже на 1 %.
Абсолютно эластичный спрос — при любом изменении цены спрос (предложение) не меняется (пример — предложение на рынке земли).
Абсолютно неэластичный спрос — любое изменение цены полностью уничтожает спрос (рынок совершенной конкуренции и рыночная цена).
Конъюнктура рыка — складывающиеся в определенный период времени на конкретном рынке (в конкретном месте) социально-экономические, торговые и другие условия реализации товара.
Конъюнктура зависит
от позиции (роли) субъекта и
бывает благоприятной и
Факторы, влияющие на состояние конъюнктуры
1. Масштабы производства товаров.
2. Размеры товарных запасов.
3. Динамика цен и доходов.
4. Организация торговли и рекламы.
Возможные
соотношения спроса и
— предложение превышает спрос (затоваривание рынка),
— спрос превышает предложение (дефицит),
— спрос равен предложению (ситуация равновесия).
Избыток — ситуация,
при которой предложение
Дефицит — ситуация, при которой спрос превышает предложение.
Состояние равновесия — тот центр, вокруг которого происходит колебание цен на рынке, с одной стороны, с другой — это то значение цены, при котором спрос равен предложению.
Состояние равновесия показывает
Все товары, которые
доставляются на рынок,
Все ресурсы, вовлеченные
в производство данного товара
оказываются израсходованы
Рыночная конкуренция и ее виды
Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, реализации и потребления товара. Конкуренция возникает не только на рынке, но и в сфере производства (до момента реализации товара).
Три типа конкурентной борьбы
- конкуренция между продавцами за наиболее выгодные условия производства и реализации товара.
- конкуренция между потребителями (покупателями) за наиболее выгодные условия потребления (покупки) товара.
- конкуренция между продавцами и покупателями за цену товара.
Обе стороны заинтересованы в той цене, которая удовлетворяет обе стороны (а не покупатели — в низкой, продавцы — в высокой).
Формы конкурентной борьбы
- ценовая конкуренция.
-неценовая конкуренция:
а) добросовестная,
б) недобросовестная (запрещена законом).
Рыночная цена и ее виды
Цена равновесия —
устанавливается в случае
Цена спроса (цена покупателя)
— та предельная максимальная
цена, за которую покупатель еще
готов купить товар (верхняя
граница рыночной цены
Цена предложения (цена
продавца) — та предельная минимальная
цена, за которую продавец еще
готов продать товар (нижняя
граница рыночной цены
В основе содержания цены лежат две теории:
— трудовая теория
стоимости (классическая
— теория предельной полезности (Е. Бьем–Баверк, К. Менгер, Ф. Визер — австрийская школа предельной полезности).
Трудовая теория стоимости
Цена — стоимость товаров, выраженная в деньгах (денежная форма стоимости).
Любой товар, который предлагается на рынке, — результат труда (с одной стороны — живого, с другой — овеществленного, затраченного на производство продукта. Пример: на фабрике есть живые работники, а есть машины, станки, сделанные раньше).
Затраты на один
и тот же товар могут быть
различными. В основе цены будут
положены те затраты, которые
необходимы для производства
подавляющей массы товаров
Существуют предприятия,
на которых данные затраты
высокие, низкие, те, которые производят
наибольшее количество
Следовательно:
1) в основе цены лежат
общественно необходимые
2) в зависимости от уровня спроса и предложения цена может отклоняться.
Теория предельной полезности
(субъективная теория предельной полезности)
Полезность — свойство
товаров удовлетворять
Каждый товар оценивается
по-своему разными
По мере удовлетворения
потребности (насыщение
Принцип убывающей
полезности — полезность
Мера полезности — деньги.
Цена товара — определяется полезностью последней единицы товара (наименьшей полезностью).
С одной стороны, продавец продает то, что ему меньше всего нужно, с другой — не дешевле, чем на нее затрачено.
Цена складывается из двух компонентов:
— издержек на производство товара;
— предельной полезности.
Общее двух теорий
(стоимости и предельной
Издержки (затраты). В
первом случае — затраты труда.
Элемент полезности
и в первом случае
Признаки рынка свободной конкуренции
Неограниченное число
участников конкуренции,
Информация о работе Рыночная система и транксационные издержки