Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………
3
1.
Сущность рыночной экономики……………………………………………............
4
1.1
Определение рынка………………………………………………………………….
4
1.2
Условия функционирования рынка………………………………………………...
4
2.
Функции и механизм рыночной экономики……………………………………….
8
2.1
Главные и важнейшие функции рынка…………………………………………….
8
2.2
Механизм рынка……………………………………………………………………..
10
2.3
Принципы функционирования рынка……………………………………………...
10
Заключение…………………………………………………………………………………
19
Терминологический словарь……………………………………………………………...
20
Задача ………………………………………………………………………………………
21
Список использованной литературы……………………………………………………..
22

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.DOC

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, чтобы рыночная экономика была самоорганизующаяся, необходима разработка схемы правил экономического поведения имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Так что неизбежно централизованное установление единых правил и норм экономического поведения, в пределах соблюдения которых уже имеет место хозяйственная самостоятельность экономических субъектов.

9. Экономическая ответственность.

Рыночная экономика опирается на экономические способы возбуждения ответственности используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями которые в нём повинны.

Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями. При этом во главу угла ставиться соблюдение договорных условий нарушение которых обязательно карается реальными штрафами и санкциями.

В условиях рыночной экономики  хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами. Вследствие этого ответственность обладает явно ощутимыми формами.

 Есть и вторая, не  менее важная сторона экономической  ответственности. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира, не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников. Если экономическое взыскание за нарушение правил и обязательств не будет осуществлено в судебном порядке, то суд экономического общественного мнения неизбежен. Эта мера ответственности оказывается нисколько не меньшей, чем по суду.

В рыночной экономике  ответственность порождается и  становится действенной также в  силу реальности и конкретности форм и отношений собственности. При  обезличенной собственности подает уровень ответственности за неё. Наличие явно обозначенного собственника меняет дело. Ничто не возбуждает ответственность как боязнь потерять своё.

10. Государственное регулирование.

Любая рыночная экономика  не может существовать и функционировать  без государственного регулирования.

Как правило, в государственном  регулировании рыночной экономики  проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая  для самого ранка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки  и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через государственное планирование.

С другой стороны, государственное  воздействие на рынок проявляется  посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственные нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

11. Конкуренция и механизмы  социальной защиты.

Одним из важнейших  факторов, повышающих эффективность  экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предприятиями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы в отличие от искусственного соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентно присущим такой системе.

В тоже время рыночная структура способствует поддержанию  и развитию конкуренции. Главным инструментом способствующим ей служат меры по демонополизации структур в отдельных областях и видах производства.

Наряду с тем, что  конкуренция существует в рыночной экономике, будучи её естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже насаждается извне. С помощью специальных управляющих воздействий.

Для современной рыночной экономики характерны и средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования или хозяйственными субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций.

Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве  случаев они представлены двумя  категориями. Прежде всего, это постоянно  действующие ограничители не позволяющим  рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху максимально допустимой ставкой налогообложения.

Наряду с ограничителями применяется сеть социальных компенсаторов  в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления товаров и услуг по сниженным ценам. Широко практикуются различные формы благотворительности и поддержки бедных.

 Однако уровень  социальной защищенности в рыночной  экономике поддерживается таким, чтобы одна не оказывала отрицательного воздействия на эффективное функционирование экономической системы, не приводила к социальному иждивенчеству.

Рыночный механизм имеет  как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость  трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти  черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе произведен обзор и анализ экономической системы рыночной экономики. Обозначены условия ее возникновения и развития в ходе  исторического процесса перехода от традиционной к рыночной экономике (смешанной). Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегда должны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономикой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распространенной  на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту систему к рыночным.

Выявлено, что главными условиями возникновения были: общественное разделение труда, обособление субъектов хозяйствования, обусловившее наличие разных форм собственности, и в дальнейшем свободный обмен ресурсами, который обеспечил свободное ценообразование и эффективное производство. 

Выяснили, что на данном этапе развития общества рыночная экономика  является самой распространённой экономической  системой в мире, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. Главным ее признаком является раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам и воле людей формы и способы экономической деятельности,  дающие возможность в полной мере проявляться хозяйственной самостоятельности.

У рыночной экономики  есть ряд преимуществ: высокая экономическая эффективность,  рациональная структура экономики, отсутствие дефицита товаров и услуг, действующий механизм мотивации труда, надежный механизм адаптации к условиям, которые постоянно изменяются, саморегулирование, экономическая свобода. Но также и есть  у рассматриваемой экономической системы и ряд недостатков: бесконечная цикличная природа, нестабильность, безразличие к фундаментальным научным достижениям, к невозобновляющимся  ресурсам, неспособность к урегулированию «внешних эффектов» экономической деятельности, безразличие к решению социальных проблем, неравномерномерность в распределении национальных богатств, неспособность победить монополизм, монополистические тенденции в экономике.

Рыночная экономика  не может существовать и функционировать  без государственного регулирования. При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Государственное регулирование осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. И приходим к выводу: там, где не управляет государство, правит мафия, рэкет, олигархи, коррумпированные чиновника.  
        Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обуславливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных «странно- вых»  моделях рыночной экономики.  Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически «увязывать» частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.  С позиции истории бизнеса, рыночная экономика — экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных трансакций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Банковский  мультипликатор (от лат. multiplicare — множить, преумножать, увеличивать) — экономический коэффициент, равный отношению денежной массы к денежной базе и демонстрирующий, в частности, степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций.

Государственная индексация доходов — система мер, компенсирующая (в установленной степени) снижение реальных доходов в результате роста стоимости жизни.

Капитал - (лат. capitalis - главный) - в широком смысле - это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг В более узком смысле - это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства. 

Норма обязательных резервов – отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке, к общему объему обязательств коммерческого банка (или к сумме денежных средств, привлеченных банком). Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Такая норма используется одновременно центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

Фонд ссудный – денежный фонд банка, кредитной организации, образующий кредитные ресурсы.

Налог на добавленную  стоимость – вид федеральных налогов с предприятий в РФ. Это налог на сумму прироста стоимости на предприятии, вычисленный как разность между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой, направленной на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. НДС – это косвенный налог на товары и услуги. Вместе с тем, некоторые товары, услуги, виды деятельности частично или полностью освобождены от налога на добавленную стоимость. НДС считается эффективным инструментом внешнеэкономического регулирования, и во многих странах НДС возвращается фирмам-экспортерам для стимулирования экспорта. При импорте НДС выступает рычагом поддерживающей политики, так как его взимание с импортируемых товаров приводит к их удорожанию и так повышает конкурентоспособность отечественных товаров и услуг. В России НДС введен с 1 января 1992г., когда был отменен налог с оборота и налог с продаж.

Аудитор (от лат. auditor слушатель) - доверенное лицо, осуществляющее аудит, проверяющее финансово-хозяйственную деятельность фирм, предприятий, акционерных обществ. В качестве аудиторов могут выступать квалифицированные специалисты, профессионалы, имеющие специальную лицензию или являющиеся работниками аудиторских служб, фирм. Аудиторские фирмы создаются специально для проведения аудита, получают официальные права на аудиторскую деятельность. Аудиторы выступают не только в роли проверяющих, но и в качестве аналитиков-консультантов. Аудиторские услуги относятся к числу платных и оказываются заинтересованным лицам на коммерческой основе.

Информация о работе Рыночная экономика