Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:38, реферат
Рыночная экономика - это экономика, базирующаяся на частной собственности и рыночном механизме координации действий хозяйствующих субъектов. На основе этих двух признаков рыночной экономики формируются ее характерные черты.
Наличие разных форм собственности позволяет сосуществовать различным типам предприятий, наиболее эффективно удовлетворяющих те или иные потребности людей. Равноправие форм собственности создает равные правовые условия для любых хозяйствующих субъектов.
Введение………………………………………………………………….. 3
Государственное регулирование рыночной экономики………………..7
Плюсы рыночной экономики…………………………………………….11
Минусы рыночной экономики……………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Естественно-технологический факультет
Кафедра географии и преподавания географии.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
«Рыночная экономика, ее плюсы и минусы»
Выполнил:
студентка группы № П/4
Сологуб Юлия Валерьевна
Проверил:
Челябинск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Государственное регулирование рыночной экономики………………..7
Плюсы рыночной экономики…………………………………………….11
Минусы рыночной экономики……………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………
Введение
Рыночная экономика - это экономика, базирующаяся на частной собственности и рыночном механизме координации действий хозяйствующих субъектов. На основе этих двух признаков рыночной экономики формируются ее характерные черты.
Наличие разных форм собственности позволяет сосуществовать различным типам предприятий, наиболее эффективно удовлетворяющих те или иные потребности людей. Равноправие форм собственности создает равные правовые условия для любых хозяйствующих субъектов.
Смена хозяйственного механизма в России, переход к рынку вызвал необходимость создания соответствующих правовых основ рыночной экономики. Так, статья 212 Гражданского кодекса РФ гласит: "В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности... Права всех собственников защищаются равным образом".
Господство частной собственности порождает такую черту рыночной экономики, как экономическая свобода - возможность для хозяйствующих субъектов принимать решения самостоятельно и независимо друг от друга.
Рыночный механизм согласовывает, координирует действия хозяйствующих субъектов. Посредством рынка бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются.
Экономическая свобода дает производителю возможность выбора видов и форм деятельности и осуществления этой деятельности в любой допускаемой законом форме, а для потребителя - возможность в пределах своих денежных доходов покупать те товары и услуги, которые он считает необходимыми. Свобода потребительского выбора имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должно производиться:
саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования;
всеобщность рынка - проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике есть сферы, централизованно регулируемые государством;
контрактные (договорные) отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор - это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие (покупка товара в розничном магазине - это контракт между продавцом, который должен предоставить товар, и покупателем, который должен его оплатить).
Контракт - это любой акт экономического взаимодействия, который в явном или неявном виде предполагает соблюдение сторонами определенных условий. Существуют и другие трактовки сущности контракта. Именно через договоры, контракты независимые субъекты рынка реализуют свои интересы. Принцип договорных отношений предполагает обязательность их соблюдения:
экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики всякое предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно, самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами и т.п. В рыночной экономике ответственность возникает и становится действительной в силу господства частной собственности;
конкуренция - состязательность, объективно порождаемая свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей, и конечное соглашение между ними приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и делать это наиболее эффективным способом;
свободное ценообразование. В рыночной системе цены никем не устанавливаются, они являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Цена в рыночной экономике - это важнейший инструмент, который обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества.
Все эти особенности рыночного хозяйства и предопределяют характер ответов на основные вопросы экономики:
"Что производить?" - решает покупатель (потребитель), который предъявляет спрос. Производитель, стремясь удовлетворить желание потребителя, производит именно то, что пользуется спросом.
"Как производить?" - на этот вопрос отвечает производитель. Производитель, целью деятельности которого является получение прибыли, выбирает такой способ производства, который позволяет ему максимизировать прибыль.
"Для кого производить?" - для того, кто предъявил спрос, кто может купить.
Исторический опыт доказал, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной экономической системой прежде всего потому, что она позволяет удовлетворять потребности людей с наименьшими затратами ограниченных ресурсов общества.
Суть рыночного механизма, объективно заставляющего хозяйствующих субъектов действовать в интересах общества в целом, очень образно была сформулирована еще А.Смитом, который писал, что хозяйствующий субъект:
«не имеет ввиду содействовать общественной пользе… Он имеет ввиду лишь свой собственный интерес… преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».
Если сравнивать рыночную систему с командно-административной (плановой), то к преимуществам рыночной экономики следует отнести:
высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг;
эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;
гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса;
невозможность хронического товарного дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита);
создание стимулов к труду. В условиях рынка дефицитны только деньги, но именно их дефицитность и заставляет людей работать.
Государственное регулирование рыночной экономики
Регулируемая рыночная экономика - это экономика свободного рынка, регулируемая государством с помощью системы экономических мер и профессионального законодательства. Существует три уровня регулирования рынка. Первый - саморегулирование, то есть свобода действий производителя, субъектов производства. Второй - регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества. Третий уровень - государственное регулирование. О степени вмешательства государства в экономику давно идут споры между теоретиками разных направлений и школ.
Государственное регулирование экономики имеет различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, административное. Это связано с недостатками рыночного механизма:
Развитие рыночной экономики неизбежно сопровождается концентрацией производства и возникновением монополии. А монополия ведёт к застою и торможению прогресса. В настоящее время считается, что для нормальных, конкурентных отношений должно быть 8-15 производителей, по крайней мере не меньше 4-5.
Рыночная экономика является нестабильно функционирующей системой вследствие действия основных экономических законов: стоимости, спроса и предложения, конкуренция и др.
Рыночной экономике свойственна дифференциация доходов производителей. Действие рыночного механизма направленного, прежде всего на обеспечение эффективности производства, в силу этого он воспроизводит социальное неравенство. Чтобы изменить ситуацию, общество должно вмешиваться в процесс функционирования рыночного механизма, и это относится к любой модели рыночной экономики.
Современное государственное управление рыночной экономикой должно осуществляться в следующих направлениях:
Эмиссия денег и денежное регулирование как безусловная прерогатива государства;
Создание и поддержка правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей;
поддержание конкурентной среды и мер, направленных на недопущение монополизации экономии;
производство общественных благ, образование, фундаментальная наука, правоохранительная деятельность, сфера услуг, реализация задач, связанных с обороной страны;
минимизация негативных побочных эффектов о рыночной деятельности, в частности охрана окружающей среды;
преодоление высокой социальной дифференциации общества, поддержка социально уязвимых групп населения.
Важной функцией государства является выработка и реализация национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере.
При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.
В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.
Государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к централизации.
Как правило, государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам, а во втором – управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.
Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической науки практически не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры» может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного вмешательства в экономику нацелен на поддержание подобного оптимизма.
Таким образом, государственное регулирование экономики направлено на поддержание общего макроэкономического равновесия, то есть равновесного состояния трёх основных видов рынков: товаров и услуг, факторов производства и финансового. Оно наступает тогда, когда в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг устанавливается равновесие объёма продукции и цен; на рынке факторов производства - равновесие факторов производства и издержек на финансовом рынке - равновесный уровень ссудного процента. Для достижения макроэкономического равновесия в условиях рынка предлагаются апробированные подходы трёх основных течений экономической теории: неокейнсианство, монетаризм и "экономика предложений". Кейнсианский подход эффективен, когда экономика переживает стадию спада - в период стабилизации, а рекомендации теории "экономики предложений" приемлемы для стимулирования ускоренного экономического роста.