Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:48, курсовая работа
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на способе организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц. Целью работы является изучение современной рыночной экономики, ее характерных особенностей. Объектом работы выступает рынок и рыночная экономика, а предметом являются характерные черты рыночной экономики. Также в работе, рассмотрено современное положение экономики В целом экономика может служить объектом для огромнейшего исследования, но хотелось уделить внимание вопросу о рыночном статусе экономики в целом.
Введение……………………………………………………….3
Глава 1………………………………………………………….4
1.1 Понятие рынка и условия его возникновения…………...4
1.2 Свобода выбора видов и форм деятельности……………5
1.3 Равноправие форм собственности в рыночной экономике ……………………………………………………………….6
1.4 Как рынок отвечает на фундаментальные вопросы экономики………………………………………………………….7
Глава 2………………………………………………………...11
2.1 Роль «невидимой руки» конкуренции………………….11
2.2 Аргументы «за» и «против» рыночной экономики……12
2.3 Основные черты рыночной экономики…...……………15
2.4 Роль рынка в общественном производстве…….………25
2.5 Структура и инфраструктура рынка……………………26
Глава 3………………………………………………………...33
3.1Современное положение рыночной экономики………..33
Заключение…………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………..36
Прямая связь между ценой товара и объемом товарного предложения, при прочих равных условиях, носит название закона предложения (при прочих равных условиях, объём предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот)).
Объем предложения - это то количество товаров, которое продавец, в определенный период времени, поставляет на рынок при данном уровне цен. Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие факторы: государственное вмешательство, изменение издержек, изменение численности производителей, форс-мажорные обстоятельства. В этом случае говорят об изменение предложения.
На рынке происходит непрерывное соприкосновение интересов продавцов и покупателей. Если при этом они не изменяют своего экономического поведения, значит имеет место ситуация рыночного равновесия. Такая ситуация предполагает, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, постепенно совпадает с количеством товара которое продавцы готовы и могут предложить по этой же цене. Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление.
Для углубления понимания процесса приспособления рынка к изменению спроса и предложения исследуем понятие эластичность.
Эластичностью называется мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность отражает зависимость между спросом и ценами, предложением и ценами, она характеризует быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении цены. Эластичность спроса по цене определяется формулой:
EP=%dQ/%dP
где %dQ – процентное изменение объема спроса, %dP – процентное изменение цены товара. Если изменение цены не влияет на объем спроса, в сторону, как его увеличения, так и уменьшения, то спрос называется совершенно неэластичным (Ep=0).
Спрос считается совершенно эластичным, если его объем равен нулю при более высоких ценах, чем данная и имеет предел при этой же или более низкой цене (Ep=бесконечность). Единичной эластичностью спроса в том случае, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% (d). На эластичность спроса по цене могут оказывать влияние следующие факторы:
Спрос более эластичен в долгосрочном периоде и менее в краткосрочном. Эластичность предложения по цене показывает насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Формула расчета эластичности предложения имеет следующий вид:
ES=%QS*%P
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. Для объяснения этого, выделяют три временных периода:
В мгновенном периоде производитель не в состоянии среагировать на изменение цены и предложение, поэтому, совершенно не эластично (ES0).
В краткосрочном периоде возможно изменение объема производства до определенного предела. В целом же предложение не эластично (ES<1).
В долгосрочном периоде предложение может быть эластичным, так как производитель в состоянии среагировать на изменение цены (ES>1).Если же увеличение объема производства происходит без изменений со стороны установившейся цены, то говорят об абсолютно эластичном предложении (ES =бесконечность). Для оценки эластичности спроса может быть использована не только цена, но и другие переменные, например, доходы потребителей.
2.4 Роль рынка в общественном производстве
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное социально - философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно - исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.
2.5.Структура и
Характеристику рынка как
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:
По объектам рынка
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
По субъектам:
По общественному разделению труда:
По уровню насыщения:
По степени зрелости:
По степени ограниченности конкуренции:
По соответствию действующему законодательству·
По организации рыночного обмена:
С учетом ассортимента товаров:
По отраслям
По характеру продаж
Глава3
3.1 Современное положение рыночной экономики.
Современная рыночная экономика развитых стран опирается на экономики стран третьего мира, что делает ее относительно неустойчивой и чувствительной к любым колебаниям валют и различным экономическим факторам. Рассматривая основные модели экономики, специалисты все чаще отмечают зависимость стран друг от друга. Это можно проследить на примере еврозоны, в которой все страны оказались под угрозой из-за нестабильности и негативного развития современной рыночной экономики Греции. Сама Греция находится в состоянии клинической смерти и еврозона, стремясь реанимировать несчастную, медленно умирает сама.
Информация о работе Рыночная экономика и её основные характеристики