Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:06, реферат
Экономика отраслевых рынков является динамической дисциплиной. Она изучает процессы развития рынка, взаимодействия рыночных субъектов, выявляет закономерности их взаимовлияния. Все это дает возможность получить полное представление о деятельности механизмов рынка, фирм и выбора ими конкурентных стратегий. Изменилась методика преподавания экономических дисциплин. На место абстрактного метода пришел аналитико-практический метод изучения явлений и процессов реальной действительности с учетом последствия действий законов на рынках и международной рыночной конъюнктуры.
Введение
1.1.Условия возникновения рынка и его виды
1.2. Модель товарно-денежного кругооборота (в условиях свободного рынка) и понятие рыночного механизма
1.3. Понятие ценовой эластичности спроса
2.1. Рыночные показатели и их виды
2.2. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности
2.3. Признаки рынка свободной конкуренции, преимущества и несовершенства рыночной системы
3.1. Недостатки (издержки) фирм и модель формирования социально ориентированной смешанной экономики в России
3.2.
График 4. Абсолютно неэластичный спрос (предложение)
Конъюнктура рыка — складывающиеся в определенный период времени на конкретном рынке (в конкретном месте) социально-экономические, торговые и другие условия реализации товара.
Конъюнктура зависит от позиции (роли) субъекта и бывает благоприятной и неблагоприятной (как с точки зрения продавца, так и с точки зрения покупателя).
Факторы, влияющие на состояние конъюнктуры
1. Масштабы производства товаров.
2. Размеры товарных запасов.
3. Динамика цен и доходов.
4. Организация торговли и рекламы.
Возможные соотношения спроса и предложения: (варианты конъюнктуры рынка)
— предложение превышает спрос (затоваривание рынка),
— спрос превышает предложение (дефицит),
— спрос равен предложению (ситуация равновесия).
Избыток — ситуация, при которой предложение превышает спрос.
Дефицит — ситуация, при которой спрос превышает предложение.
Состояние равновесия — тот центр, вокруг которого происходит колебание цен на рынке, с одной стороны, с другой — это то значение цены, при котором спрос равен предложению.
Все товары, которые доставляются на рынок, полностью удовлетворяют покупателя как по качеству, так и по количеству и уровню цены (со стороны спроса).
Все ресурсы, вовлеченные в производство данного товара оказываются израсходованы правильно, затраты общества на производство данных товаров признанны, так как товар продан, следовательно, экономика функционирует эффективно.
Это состояние наиболее
эффективного равновесия экономики. В
это состояние экономику
Рыночные показатели и их виды
Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, реализации и потребления товара. Конкуренция возникает не только на рынке, но и в сфере производства (до момента реализации товара).
Три типа конкурентной борьбы
Конкуренция между продавцами за наиболее выгодные условия производства и реализации товара.
Конкуренция между потребителями (покупателями) за наиболее выгодные условия потребления (покупки) товара.
Конкуренция между продавцами и покупателями за цену товара.
Обе стороны заинтересованы в той цене, которая удовлетворяет обе стороны (а не покупатели — в низкой, продавцы — в высокой).
Формы конкурентной борьбы
Ценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция:
а) добросовестная,
б) недобросовестная (запрещена законом).
Конкуренция в России регулируется законодательно — Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Цена равновесия — устанавливается в случае равенства спроса предложению.
Цена спроса (цена покупателя) — та предельная максимальная цена, за которую покупатель еще готов купить товар (верхняя граница рыночной цены определяется уровнем доходов покупателей).
Цена предложения (цена продавца) — та предельная минимальная цена, за которую продавец еще готов продать товар (нижняя граница рыночной цены определяется издержками производства).
В основе содержания цены лежат две теории:
— трудовая теория стоимости (классическая политэкономия — А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти и К. Маркс);
— теория предельной полезности (Е. Бьем–Баверк,
К. Менгер, Ф. Визер — австрийская школа
предельной полезности).
Трудовая теория стоимости и теория предельной
полезности
Цена — стоимость товаров, выраженная в деньгах (денежная форма стоимости).
Любой товар, который предлагается на рынке, — результат труда (с одной стороны — живого, с другой — овеществленного, затраченного на производство продукта. Пример: на фабрике есть живые работники, а есть машины, станки, сделанные раньше).
Затраты на один и тот же товар могут быть различными. В основе цены будут положены те затраты, которые необходимы для производства подавляющей массы товаров данного вида (при средних условиях производства данной отрасли — общественно необходимые затраты данного вида труда).
Существуют предприятия, на которых данные затраты высокие, низкие, те, которые производят наибольшее количество продукции и имеют средний уровень затрат.
Следовательно:
1) в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда;
2) в зависимости от уровня спроса и предложения цена может отклоняться.
Теория предельной полезности
(субъективная теория предельной полезности)
Полезность — свойство товаров удовлетворять потребность.
Каждый товар оценивается по-своему разными потребителями (пример: очки).
По мере удовлетворения потребности (насыщение потребности) каждая следующая единица товара менее полезна.
Принцип убывающей полезности — полезность убывает с каждой последующей единицей одного и того же товара (блага).
Мера полезности — деньги.
Цена товара — определяется полезностью последней единицы товара (наименьшей полезностью).
С одной стороны, продавец продает то, что ему меньше всего нужно, с другой — не дешевле, чем на нее затрачено.
Цена складывается из двух компонентов:
— издержек на производство товара;
— предельной полезности.
Общее двух теорий (стоимости и предельной полезности)
Издержки (затраты). В первом случае — затраты труда. Во втором — субъективная оценка полезности.
Элемент полезности и
в первом случае присутствует тоже
— бесполезный товар никто
не купит (потребительная стоимость товара
— способность товара удовлетворять потребность).
Признаки рынка свободной конкуренции
Неограниченное число участников конкуренции, свободный вход и выход с рынка.
Абсолютная мобильность всех видов ресурсов (свободное перемещение ресурсов из отрасли в отрасль). Отсутствие отраслевых барьеров.
Полная информированность каждого участника рыночных отношений о состоянии рынка.
Абсолютная однородность одноименных товаров (выражается в отсутствии торговых марок).
Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками (в частности, диктовать цены на рынке), так как число участников на рынке свободной конкуренции велико и доля каждого в совокупном объеме предложения не велика.
Пример рынка свободной
конкуренции — рынок
Преимущества рыночной системы
1. Рыночный механизм
с высокой степенью
2. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями.
3. В свободной рыночной экономике отсутствуют такие явления, как дефицит, товарный голод, очереди и т. п.
4. Рыночная система
стремится использовать
5. Рыночный механизм
устанавливает четкую
6. В рыночной экономике не существует производства ради него самого. В центре рынка — потребитель, на которого и ориентируется производство. Основная задача любого товаропроизводителя — найти потребителя своей продукции. От решения этой задачи зависит благосостояние товаропроизводителя. Поэтому именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает непосредственное влияние на ассортимент рыночной продукции.
7. Наличие экономической
свободы, которая
8. Рынок — саморегулирующаяся система, способная эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.
9. Рынок — не умозрительная система искусственно сконструированная и насильственно внедряемая. Эта система возникла много тысячелетий назад, развиваясь естественным путем, прошла сложный путь развития, приспосабливаясь к меняющимся условиям, доказав свою жизнеспособность. (В большинстве промышленно развитых стран господствуют именно рыночные отношения).
Недостатки (издержки) рынка
1. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия (не только на частных рынках, но и совокупное рыночное равновесие — между совокупным спросом и совокупным предложением).
2. Рыночная экономика
достаточно нестабильная
— неустойчивых темпах экономического роста;
— циклическом характере развития;
— недоиспользовании ресурсов и неполной занятости;
— нестабильности общего уровня цен и инфляции;
— периодическом колебании объема национального продукта, занятости и цен;
— тайных сговорах товаропроизводителей;
— монополизации рынка;
— поглощении слабых производителей более сильными.
3. В рыночной системе
не заложен механизм
4. Дифференциация доходов и другие социальные проблемы.
Недостатки рыночного механизма приводят к необходимости его регулирования, некоторого вмешательства государства (не затрагивающего, однако, непосредственно работу самого рыночного механизма):
— проведение макроэкономической политики (антициклическая, антиинфляционная, антимонопольная и др.);
— производство общественных благ;
— решение социальных проблем.
Формирование системы рыночных отношений
1. Либерализация (цен, хозяйственных операций, внешнеэкономических отношений).
2. Структурные преобразования (разгосударствление, приватизация, демонополизация).
3. Формирование конкурентной среды.
4. Институциональные преобразования (создание рыночной инфраструктуры; формирование нового рыночного законодательства; подготовка рыночных кадров).
5. Формирование социальной ориентации:
— первоочередные меры помощи социально незащищенным и бедным слоям населения;
— создание целой системы социальной защиты;
— формирование развитого (цивилизованного) рынка труда.
6. Преобразование структуры народного хозяйства:
— конверсия;
— стимулирование прогрессивных отраслей;
— программы структурных преобразований отраслей и регионов.
1. Борисов Е. Б. Экономическая теория: Учеб. — М.: Юристъ, 1997. — 568 с.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. — М., 1996. — 476 с.
3. Харалд В., Якобсен У. Рыночная экономика: В 15 кн. — М.: Внешторгиздат, 1991. — Кн.1. Маркетинг 1: Общее введение в современный маркетинг. Общество. Предприятие. Потребитель. — 285с.
4. Вопросы исследования
экономических отношений и
5. Гальперин В. М. и др. Микроэкономика. — СПб.: Экономическая школа, 1994. — Т. 1. — 348 с.
6. Гуськова М. Ф. Экономика: 100 вопросов — 100 ответов: Учеб. пос. / М. Ф. Гуськова, П. Ф. Стерликов, Ф. Ф. Стерликов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 278 с.
7. Доллан Э. Дж. Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. — СПб.: Литера плюс, 1994. — 446 с.
8. Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А. В. Сидоровича. — 2-е изд.. — М.: Изд-во «Дело», «Сервис», 1999. — 317 с.
9. Курс экономической теории. / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Ки-селевой. — Киров, 1994; 1998. — 624 с.
10. Курс экономической теории: Учеб. пос./ Под ред. А. В. Сидоровича. — СПб.: Экономическая школа, 1997.
11. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. — В 2 т. / Пер. с англ. — М.: Республика, 1995.
12. Микроэкономика в таблицах и графиках: Учеб. / Под. ред. Б. В. Прыкина и др. — М.: ЮНИТИ, Финансы, 1999. — 503 с.
Информация о работе Рыночная экономическая система и условия ее возникновения