Рыночное и государственное регулирование валютных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексное изучение различных аспектов валютного регулирования, а также валютного рынка России и других стран.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: - проанализировать существующие валютные отношения, валютные курсы и валютные системы; - исследовать эффективность мер, предпринимаемых для регулирования динамики валютного курса национальной денежной единицы. Объект исследования – процесс регулирования валютного курса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. РЫНОЧНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
1.1 История развития валютного регулирования……………………………....3
1.2 Валютное регулирование на современном этапе………………………….4
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ФОРМЫ.
2.1 Сущность, формы, основные инструменты валютной политики……....…8
2.2 Валютная политика России………………………………………………....15

Вложенные файлы: 1 файл

валютное регулирование.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

ГЛАВА 1. РЫНОЧНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ   ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

    1. История развития валютного регулирования……………………………....3
    2. Валютное регулирование на современном этапе………………………….4 

ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И  ЕЁ ФОРМЫ.

2.1 Сущность, формы, основные  инструменты валютной политики……....…8

2.2 Валютная политика России………………………………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 
Валютная политика, как составная часть экономики страны, направлена на преодоление негативных последствий в сфере производства, обеспечение экономического   роста, поддержание   равновесия   платежного баланса, сдерживание инфляции и безработицы.  Эта политика представляет собой совокупность мер воздействия на   укрепление   валютно-финансового положения России и ее национальной валюты, повышение платежеспособности, приостановку утечки капитала за рубеж, привлечение иностранных инвестиций. Средством реализации такой политики выступает валютное регулирование. Валютное регулирование и валютный контроль направлены на сферу обращения валютных   ценностей, связанных с внешней торговлей и перемещением капитала, операциями   с наличной   инвалютой   и   обеспечение   стабильности   и   конвертируемости российского рубля. Цель и задачи такой системы определяются   текущим состоянием и перспективами развития российской   экономики, проводимой финансово-кредитной политикой и направлены на защиту российской экономики от противоправных действий в сфере валютно-финансовых отношений. Актуальность исследования проблем валютного регулирования определяется необходимостью оперативного решения проблемы разработки   и проведения национальной валютной политики, призванной способствовать   эффективному; преодолению кризисных явлений в экономике России   и   отвечающей   ее тактическим и стратегическим   интересам. Сложная экономическая ситуация побуждает к поиску выхода из кризиса, в котором сегодня пребывает финансовая система России. Очевидно, что для этих целей особую роль может играть валютный курс национальной денежной единицы.

 
Целью исследования является комплексное изучение различных аспектов валютного регулирования, а также валютного рынка России и других стран. 
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: - проанализировать существующие валютные отношения, валютные курсы и валютные системы; - исследовать эффективность мер,  предпринимаемых  для регулирования динамики валютного курса национальной денежной единицы. Объект исследования – процесс регулирования валютного курса. 
Предметом исследования являются экономические, в  том  числе  валютные отношения, отражающие применяемые в России  методы регулирования  валютного курса.

ГЛАВА 1. РЫНОЧНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ   ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 
1.1 История развития валютного регулирования. 

 
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций. 
 
Однако государство издавна вмешивалось в валютные отношения — вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах XX в. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую экономику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия[1]. Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями. Что же касается валютного регулирования в России, то необходимо отметить, что внешнеэкономическим связям страны издавна была присуща высокая степень регламентации со стороны государства. Ещё при Иване IV были установлены государственные монополии на торговлю хлебом, пенькой, поташью, икрой; наложены запреты на вывоз соли и воска. Затем государственная монополия была распространена на экспорт соболей, мёда, сала, мачтовые леса, в частности был установлен запрет на вывоз серебра и золота, а также полноценных монет. Административное запрещение вывоза драгоценных металлов сохранялось вплоть до XIX века. В XVII в., в соответствии с Новоторговым уставом 1667 г., действовало положение об обязательной сдаче казне (продаже по принудительному курсу) золота и иностранной валюты (ефимок), привозимых из-за границы. При Петре I торговые расчёты с иностранцами при продаже ими товара, в том числе внутри России, должны были осуществляться с оплатой золотом или ефимками с последующей обязательной продажей их казне[2].

1.2 Валютное регулирование на современном этапе. 

Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные  отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений  осуществляется через рыночный механизм, что предполагает свободное формирование на валютном рынке спроса и предложения  валют и соответственно этому  установление их курсовых соотношений, а также посредством воздействия  государства, поскольку на практике такого свободного рынка не существует, государство всегда регламентирует валютные отношения и проводит политику, учитывающую возрастающее влияние  внешнеэкономических связей на национальную экономику. 
 
Государство регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого оно использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка). Регулирование валютных и кредитных операций осуществляется также на межгосударственном уровне для координации валютной политики отдельных государств.Таким образом, рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга, и на отдельных этапах развития превалируют то рыночные (в годы либерализации), то государственные рычаги воздействия (в условиях кризиса, войн, больших стихийных бедствий). Однако государства всегда проводят определённую регламентацию валютных отношений и осуществляют контроль над валютно-кредитными операциями, проводимыми на их территории как юридическими, так и физическими лицами[3].  
 
Валютные отношения выступают важнейшим элементом экономического механизма, что подразумевает взаимную обусловленность процессов в валютной сфере и экономике в целом. Современные экономисты включают мероприятия в области регулирования валютных отношений в единый комплекс макроэкономической политики. Это означает, что механизм валютной политики служит общей задаче балансирования основных экономических показателей: величины национального дохода, темпов инфляции, уровня безработицы и т.д. Государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства и представляет собой составную часть его экономической деятельности, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание её устойчивого международного валютно-финансового положения. Необходимость государственного регулирования валютных отношений имеет глубокие экономические предпосылки, вытекающие из потребности в защите и обеспечении стабильности национальной валюты. С самого начала функционирования валютного рынка процесс купли-продажи иностранной валюты стал обслуживаться учреждениями двух типов – валютными биржами и уполномоченными коммерческими банками. Специфика деятельности бирж как участников валютного рынка проявляется в том, что они не являются непосредственными субъектами купли-продажи валюты, а выполняют функции посредника между продавцами и покупателями валюты, торговой площади, где осуществляются валютные операции. Второй участник валютного рынка – уполномоченные коммерческие банки являются непосредственными участниками торговли валютой, то есть совершают операции купли-продажи валюты без посредников. Структура валютного рынка включает два сектора – биржевой и внебиржевой (межбанковский). Как объекты управления, регулирования и контроля они не равнозначны. Организация биржевой торговли более регламентирована: биржи выполняют свои функции по твердо установленным правилам, информация о биржевых валютных сделках доступна официальным статистическим органам, которые могут ее публиковать в печати. На межбанковском рынке условия купли продажи валюты определяются самостоятельно ее участниками и составляют коммерческую тайну, что затрудняет процесс регулирования. Механизм текущего государственного регулирования направлен прежде всего на достижение и поддержание сбалансированности спроса и предложения иностранных и национальных валют, обеспечение стабильной динамики курса рубля, его соответствия реальному соотношению финансово-экономических параметров национальной и мировой экономик. Государственные органы осуществляют регулирующие функции используя административные и экономические методы.  
 

Из экономических инструментов наиболее применяемым в регулирующей практике Центрального банка России стали валютные интервенции, то есть продажа или покупка Банком России иностранной валюты в значительных объемах. В результате таких инвестиций Банк оказывает сильное стабилизирующее  влияние на соотношение спроса и  предложения, курсовую динамику иностранных  и национальных валют, противодействуя  резким колебаниям этих параметров рынка. Достоинство инструмента валютных интервенций проявляется в том, что они позволяют достичь  целей регулирования за относительно короткий период времени. Но регулирующие возможности этого инструмента  имеют пределы. Во-первых, валютные резервы банка, необходимые для  таких интервенций, не безграничны, особенно с учетом других валютных потребностей государства, которые  он также должен удовлетворять. Во-вторых, валютные интервенции оказывают  влияние лишь на соотношение спроса и предложения иностранных и  национальной валют и не влияют на соотношение их стоимостей. Поэтому  их эффект не может сохраняться длительное время. Если же использовать валютные интервенции регулярно в течение  относительно длительного времени, то неизбежно возникновение искусственного отрыва курса валюты от реального  и в последующем резкое изменение  уровня со всеми вытекающими из этого  отрицательными социально-экономическими последствиями. Центральный банк может повлиять на валютный курс используя и другой инструмент косвенного действия – ставку учетного процента. Если величина ставки повышается, то предложение иностранной валюты растет в результате увеличения притока иностранного капитала и таким образом курс национальной валюты повышается. В условиях снижающейся ставки возникает обратное движение курса[4].  
 
Одним из методов государственного валютного регулирования, применяющихся в России, является установление валютного коридора. Сущность его состоит в том, что в законодательной форме устанавливается максимальный и минимальный уровни валютного курса на определенный период времени, по истечении которого параметры валютного коридора изменяются в соответствии с изменившимися условиями в валютной сфере. За пределы установленных условий валютный курс не должен переходить. Другим более эффективным инструментом административно-правового регулирования валютного рынка является установление норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки на российском валютном рынке в обмен на рубли. Особая значимость установленного норматива определяется тем, что поступления валюты от экспортера товаров и услуг – основной источник формирования фонда валютных ресурсов в стране. Норматив позволил, во-первых, обеспечить стабильный объем предложения валюты на рынке в определенных размера, во-вторых, предотвратить реализацию её экспортерами за пределы страны. Масштабы, интенсивности государственного валютного регулирования, набор регулирующих инструментов зависят от содержания, направленности валютной политики Правительства РФ, Центрального банка РФ, которые зависят от состояния экономики в стране, характера ситуации на валютном рынке. Наиболее оптимальным и естественным является государственное регулирование валютных операций через регулирование деятельности крупнейших операторов валютного рынка, т.е. уполномоченных банков. Правовое регулирование валютных операций в России осуществляется на основе Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. Он устанавливает принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение действующего законодательства. В целях оперативного решения возникающих при осуществлении валютных операций проблем и дальнейшего совершенствования валютного законодательства Центральному банку России предоставлено право на издание обязательных к исполнению нормативных актов: инструкций, писем, положений, телеграмм и т.п., которые уточняют и дополняют отдельные вопросы регулирования валютных отношений, т.е. Центральный банк является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации. Проведение валютных операций на территории РФ возможно только через уполномоченные банки, осуществляющие контроль над соответствием проводимых клиентами операций действующему законодательству. Уполномоченный банк - коммерческий банк, получивший лицензию ЦБ РФ на проведение банковских операций в иностранной валюте.  Применительно к банковской деятельности реализация принципов правового регулирования валютных операций осуществляется через лицензирование банковских валютных операций, а если говорить о деятельности уполномоченных банков, то через установление валютных ограничений и валютный контроль над банковскими операциями в иностранной валюте. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков с валютными ценностями входит в предмет государственного регулирования валютных отношений и, следовательно, является выражением валютной политики государства. Валютная политика - это часть денежно-кредитной политики, составной элемент государственной стратегии экономического и социального развития страны, направленная на реализацию целей относительно уровня, сфер и механизмов интеграции в систему мирохозяйственных связей[5].

ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ФОРМЫ.

 
2.1 Сущность, формы, основные инструменты валютной политики.

 
В системе валютного регулирования  особое место занимает валютная политика, которая представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных  экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости  от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей. Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии. При этом структурная валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов. Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене. Экономическая природа валютной политики страны понимается в историческом аспекте, поскольку приоритетными становятся те или иные конкурентные задачи, как то: валютные ограничения, либерализация валютных операций, персонал используемых элементов политики может при том приобретать дисконтную или девизную формы. 
 
Как правило, в целях регулирования валютного курса и платежного баланса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов центральный банк страны может осуществлять дисконтную политику. Суть последней заключается в изменении учетной ставки банка. Так, при пассивном платежном балансе повышение учетной ставки банка способствует усилению притока капитала из стран, где значительно ниже процентная ставка. Тем самым дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны, стабилизирует платежный баланс и повышает платежный курс. Однако, если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Кроме того, поскольку в мировом хозяйстве усиливаются факторы, регулирующие международное движение капитала и кредита, это обстоятельство ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Другими словами, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности. Пример тому - активизация дисконтной политики лишь в 30-40 годы и с начала 50-х годов (Англия, США и другие). Однако, усиливающаяся интернационализация хозяйственных связей предопределяет необходимость фиксирована тенденции учетных ставок в других странах обусловливают эффект ценовой реакции. Наиболее эффективным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация. 
 
Валютная интервенция - процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран. 
 
Диверсификация валютных резервов - это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют. В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный - при финансовых операциях. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация - процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам - и ревальвация - процесс повышения курса национальной валюты. 
 
Регулирование режима валютных курсов. Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:

Информация о работе Рыночное и государственное регулирование валютных отношений