Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:24, реферат
На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителей больше нет денег на покупку.
Причины инфляции
Выделяют два типа инфляции:
1. Инфляция спроса. Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятия. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен. Экономика пытается тратить больше, чем она способна производить.
2. Инфляция издержек (продавцов) возникает вследствие роста цен из-за увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть – увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др.
Если повышение зарплаты не уравновешивается, какими – то противодействующими факторами (напр., ростом производительности труда), то увеличиваются средние издержки. Производители начинают сокращать объемы выпуска. При неизменном спросе уменьшение предложения ведет к росту цен. Растет безработица.
3. Подавленная (скрытая инфляция) характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая-проявляющаяся при росте цен;
4. Импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
5. Экспортируемая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены.
Последствия инфляции:
1 Сущность и понятие дефляции
Дефляция (лат. deflatio — «сдувание») — экономический термин, обозначающий сокращение денежной базы в экономике.
В отличие от инфляции — сознательной политики правительства и Центробанков по увеличению денежной массы в экономике через выпуск денег и увеличения кредитных объёмов, дефляция неуправляемый процесс, ведущий к сокращению денежной массы в экономике. Одно из внешних проявлений дефляции, видное для обывателя — это снижение цен на товары и активы, следствие судорожных попыток участников рынка конкурировать за исчезающие из экономики деньги.
Подавляющее большинство так называемых «экспертов» из числа экономистов не понимают значения этого термина и привязывают дефляцию и инфляцию к изменению уровня потребительских цен. Однако это неверно, так как, во-первых, не существует точного и верного способа измерять эти цены, а во-вторых, изменение уровня цен на товары и услуги не имеет чёткой связи с уровнем денежной массы в экономике. Например, в неурожайный год цена на хлеб может подняться на фоне снижения денежной массы или наоборот: цены на компьютеры каждый год снижаются (из-за технологического прогресса и роста производительности), тогда как цены на нефть и недвижимость растут при росте спекулятивной денежной базы.
Дефляция (от лат. deflatio — сдувание) — повышение покупательной способности местной валюты, что проявляется в снижении индекса цен. Обычно расценивается как менее благоприятный фактор, чем инфляция.
Причиной дефляции может быть:
В современных условиях дефляция свидетельствует о спаде в экономике, снижении выпуска продукции и росте безработицы. Из-за падения цен экономические агенты могут снижать объёмы инвестиций, чтобы через некоторое время разместить средства более выгодно (купить ресурсы дешевле в результате снижения цен). Это приводит к дополнительному падению спроса, что ещё больше стимулирует падение цен на товары и сокращение объёмов производства.
Дефляционная политика подразумевает регулирование спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы:
Список литературы
Информация о работе Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена