Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:10, курсовая работа
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Введение.
РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Понятие и сущность рынка
Структур а. Типы рынков
РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Функции рынка
Рыночная цена и ее виды
Законы спроса и предложения
Сущность конкуренции
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА В РОССИИ.
Предпосылки для создания рыночной экономики.
Государственные реформы 1991-1994
Экономика России в 1993-м году.
Содержание
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность моего исследования. Цели исследования состоят в изучении структуры и функций современного рынка.
В самом общем виде
рынок — это система
Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения"
Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
Рынки принимают самые разные формы. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник.
Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
На экономическом рынке
постоянно совершаются
Структура рынка- это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаки структуры:
Критерии для характеристики структуры рынка:
1)Потребительский рынок - рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления. Он включает в себя рынки товаров и услуг(бытовых, коммунальных, транспортных). Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных соц. Групп., каждой семьи, каждого человека. В рамках этого рынка выделяют продовольственный рынок и рынок промышленных товаров.
2) Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:
1) материальные, к которым относятся капитал и земля;
2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.
В современной
экономике рынки факторов производства
выполняют разнообразные
3. На финансовом рынке деньги сами становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложение денег формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается не достаточно для финансирования тех или иных хозяйственных проектов и программ.
4.Рынок информационных продуктов – это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и другие предметы и виды деятельности, несущих людям необходимую информацию.
5. Рынок инноваций включает в себя:
Объект купли-продажи – патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д.
6. Рынок недвижимости.
Важным участником рынка недвижимости является консультант. Его главная задача – создание такой концепции объекта, которая после ее воплощения в жизнь будет в максимальной степени востребована рынком. Консультант должен пристально следить за всеми процессами, происходящими на рынке., вести маркетинговые исследования и уметь прогнозировать изменения конъюнктуры. Консультант должен знать , как функционирует любой из видов рынка недвижимости, уметь оценивать доходы и расходы и формировать план денежных потоков. Концепция является предварительным бизнес-планом, представляет собой техническое задание архитекторам и проектировщикам. Консультант может выступать в роли риэлтора и в роли лизингового агента.
Управление недвижимостью как бизнес недавно получило признание в нашей стране. Управляющая компания осуществляет техническую эксплуатацию здания, а также административно-правовое управление объектом, включающее в себя сдачу в аренду или реализацию площадей, организацию всего юридического и финансового документооборота и т.д. в сферу компетенции управляющей компании входят все взаимоотношения с арендаторами, сбор арендных платежей, расчеты с контрагентами, оказывающими услуги, связанные с обеспечением жизнедеятельности здания, ведение бухгалтерии по объекту, расчеты с собственником и т.д.1
7. Рынок ценных бумаг.
Представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит разделение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал – это фонды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают ценой – курсом ценных бумаг.
На рынке ценных бумаг существует 2 организационные формы торговли ценными бумагами: