Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:05, реферат

Краткое описание

Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счет налогов с доходов физических лиц, т.е. населения. В то же время и главной статьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды. Поэтому столь важно и актуально понятие дохода, способы его определения, а также понятие социальной политики государства. Рассмотрению этих вопросов и посвящена моя работа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ
1.1. Доходы населения и источники их формирования
1.2. Национальный доход
3
4
8
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
2.2. Социальная политика государства

16
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

1 Рыночный механизм формирования доходов и соц. политика государства.docx

— 49.79 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

2

1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ  ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

1.1. Доходы населения  и источники их формирования

1.2. Национальный  доход

3

4

8

2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  ГОСУДАРСТВА

2.1. Дифференциация  доходов населения: богатые и  бедные

2.2. Социальная  политика государства

 

16

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность работы экономической  системы государства оценивается  прежде всего благосостоянием населения  страны.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счет налогов с доходов  физических лиц, т.е. населения. В то же время и главной статьей  расходов бюджета являются расходы  на социальные нужды. Поэтому столь  важно и актуально понятие  дохода, способы его определения, а также понятие социальной политики государства. Рассмотрению этих вопросов и посвящена моя работа.

Основными задачами работы, являются рассмотрение понятий дохода, валового национального дохода, дифференциации дохода населения, а так же сущности социальной политики, основных моделей  механизма реализации социальной политики, и основных проблем, с которыми столкнулось  российское общество.

Литературой по теме являются Курс микроэкономики Нуреева Р.М., Курс экономической теории под ред. прод. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А., Экономикс Макконела К.Р., Брю  С.Л. и другая литература по данной проблеме.

 

1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ  ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

Рыночное распределение  доходов без всякого вмешательства  государства означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход  лиц неквалифицированного труда, спрос  на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен, например, на пшеницу. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Тем не менее в ХХ веке в промышленно развитых странах  Запада все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие  на государство задачу обеспечения  таких прав человека, как право  на определенный стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного  хозяйства», означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов  в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и  на основе государственного регулирования  различных потоков доходов путем  их перераспределения.

Что же такое социальная политика государства?

Социальная политика государства  – одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических  условий жизни общества. Суть социальной политики государства заключается  в поддержании отношений как  между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении  условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия  в общественном производстве. При  этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая  как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях  регулирования условий общественного  производства в целом, тесно увязана  с общеэкономической ситуацией  в стране.

1.1. Доходы  населения и источники их формирования

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие  «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума  в произведенном продукте и присвоенную  им. Это последнее и будет рассматриваться  в дальнейшем анализе.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем  их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения  образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных  цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход /NI/ - количество денег, полученное, отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход /DI/ - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход /RI/ - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить Ра располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Номинальные денежные доходы населения формулируются из различных  источников, основными из которых  являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных  программ помощи в виде выплат и  льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и  др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму в порядке  вознаграждения владельцев фактора  производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствуют о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние  на формирование доходов населения  оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское  обслуживание, малообеспеченными семьями  на детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение в доходах  населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы  доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

  1. выплат по государственному страхованию;
  2. банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
  3. процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
  4. доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;
  5. выигрышей по лотереям;
  6. временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
  7. выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления  включают выручку населения от продажи  вещей через комиссионные и скупочные  магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в  себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых  платежей и сборов государство реализует  свое право на формирование части  своих ресурсов для осуществления  в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно  допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает  пороговый минимуму в доходах, не облагаемых налогом. В то же время  для высоких доходов устанавливаются  прогрессивно более высокие ставки налогов.

Экономическая теория выделяет две группы налогов – прямые и  косвенные. Прямые налоги – в основном подоходные налоги; что касается косвенных  налогов, то они выступают как  налоги на потребление. Прямые налоги взимаются только с доходов, какими являются заработная плата и другие факторные доходы, и поступают  в государственную казну. Косвенные  же налоги (или акцизы) обычно «скрыты» в цене товара, хотя в отдельных  странах и практикуется их открытая декларация при покупке товара в  магазине.

Таким образом, налогообложение  населения выступает в качестве самостоятельного рычага формирования и распределения доходов, как  одно из направлений социальной политики. Объем налогов и сборов с населения  постоянно возрастает вследствие роста  самих доходов. Среди налоговых  поступлений решающую роль играет подоходный налог, кроме этого взимаются  налоги на собственность, налоги на наследство, сельскохозяйственный налог, налог  на малосемейных граждан, налоги с продаж и др.1

1.2. Национальный  доход

Для более подробного изучения формирования доходов в государстве, рассмотрим такое понятие как  система национальных счетов. Более 100 стран мира сегодня применяют  систему национальных счетов, разработанную  статистической комиссией ООН, а  с 1989 года она поэтапно вводится и  в отечественную практику статистического  учета.

Валовой национальный продукт представляет собой совокупную рыночную стоимость всего объема производства товаров и услуг в экономике за определенный период времени, обычно за год

При расчете валового национального  продукта используются следующие подходы:

  • применяется денежное, а не натуральное измерение результатов деятельности всех хозяйственных единиц и доходов экономических субъектов, что позволяет учитывать разнообразные товары и услуги, производимые в национальной экономике в едином показателе, “позволяет сложить яблоки с апельсинами”;
  • величину ВНП определяет стоимость не только товаров, но и услуг, то есть в ВНП учитываются результаты и нематериального производства;
  • при расчете ВНП исключается двойной счет, то есть учитывается стоимость только конечных товаров и услуг. Промежуточные товары, такие, которые используются для производства других товаров в расчетный период, при подсчете ВНП исключаются из рассмотрения. Чтобы избежать двойного счета, необходимо на каждом этапе вычисления ВНП использовать только добавленную стоимость (рыночную цену объема продукции, произведенной фирмой за вычетом внешних издержек, то есть стоимости материалов и ценностей. Добавленная стоимость - это дополнительные затраты фирмы на создание конкретного продукта: заработная плата, прибыль, амортизация, процент за кредит, расходы на транспорт, рекламу данного предприятия и т.п.);
  • ВНП исключает непроизводительные сделки, как то:
  • трансфертные (переводные) платежи (выплаты по социальному страхованию и социальному обеспечению), ибо они производятся безвозмездно, не являются вознаграждением за вклад в общественное производство в текущем периоде;
  • сделки с ценными бумагами, которые лишь косвенно могут влиять на результат общественного производства в расчетном периоде;
  • стоимость продаж комиссионных товаров.

Государственный комитет  по статистике Российской Федерации  в качестве основного показателя объемов национального производства в 90-е годы публикует сведения о  валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.

Валовой внутренний продукт представляет собой совокупную рыночную стоимость товаров, произведенных фирмами и домохозяйствами в данной стране независимо от их национальной принадлежности.

ВВП можно рассматривать  как своеобразный вариант ВНП, отражающий результаты экономической деятельности на территории данной страны. ВВП не учитывает принцип резидентства экономических субъектов. При расчете  ВВП, с одной стороны, из ВНП вычитается сумма доходов от использования  ресурсов данной страны за рубежом, с  другой стороны, прибавляются аналогичные  доходы иностранцев, получаемые в данной стране.

ВВП и ВНП количественно  для ведущих стран Запада расходятся не более чем на 1 %.

Структура и измерение  валового национального продукта (ВНП)

Валовой национальный продукт  можно рассчитать, по крайней мере, двумя способами: либо суммируя все расходы на конечный продукт, либо складывая все доходы от производства годового объема продукции.

Доходы и расходы в  совокупности равны между собой: все расходы на приобретение товаров  являются доходами производителей этих товаров. Если происходит изменение  расходов, то это изменяет и доходы соответствующим образом. В принципе, можно считать ВНП одним из способов - либо по расходам, либо по доходам. Однако, двойная бухгалтерия повышает точность счета.

Рассмотрим структуру ВНП по расходам. В системе национальных счетов расходы в составе ВНП делятся на четыре большие группы:

  • Потребление (С) - совокупность товаров и услуг, приобретаемых домохозяйствами, то есть товары кратковременного и длительного пользования и услуги;
  • Инвестиции (I) - состоят из трех компонент:
  1. производственные капиталовложения, то есть стоимость всех конечных покупок машин и оборудования предпринимателями;
  1. все строительство, в том числе и жилищное;
  2. изменение запасов - прирост стоимости товарных запасов фирм (если запасы сокращаются, то величина инвестиций в запасы - отрицательная);

Более точно инвестиции как  элемент совокупных расходов следует  обозначать как валовые частные внутренние инвестиции. Термин “валовые” означает включение в “инвестиции” не только капиталовложений, направленных на увеличение основного капитала (чистые инвестиции), но и стоимость производства тех инвестиционных товаров, которые предназначены для замещения потребленных в текущем периоде машин, оборудования и сооружений.

Информация о работе Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства