Рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:45, курсовая работа

Краткое описание

Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 130.95 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая  обществу продукция, оказываются различные  услуги. На предприятии сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии  добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется  маркетинг, осуществляется эффективное  управление – менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно  определит требования рынка, создаст  и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким  доходом высококвалифицированных  работников.

Изучение же спроса на рынке  сейчас становится первоочередной задачей  при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность  моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание  и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а  сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее  время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами  сбыта и реализации продукции. И  там хорошо знают, что такое спрос  и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” –  этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.

 

1. Рыночныйспрос

1.1Общая характеристика рыночного механизма

 
 
Рынок представляет собой социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями  и потребителями экономических  благ через процесс взаимного  приспособления (выравнивания) спроса и предложения, формирования рыночных цен. Основными составляющими рыночного  механизма являются спрос, предложение  и цена. 
 
Спрос. Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене. 
 
Спрос зависит от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос. 
 
Кроме цены на спрос влияют и другие факторы: увеличение (или сокращение) доходов потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ценовые и дефицитные ожидания; колебание расходов на рекламу; изменение цен на товары-заменители (товары-субстатуты) и дополнительные (комплиментарные) блага; число потребителей в отрасли и др. 
 
Для анализа функциональных зависимостей спроса в экономической теории используются понятия закона спроса и функции спроса. 
 
Закон спроса показывает обратную связь между ценой и количеством покупаемого продукта. Функция спроса – функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него факторов. В общем виде: 
 
Q=F(P,I,T,Рsubcom,N,В), 
 
где Q– величина спроса; Р– цена товара; /– уровень дохода потребителей; Т– количественное выражение предпочтений (вкусов и ожиданий) потребителей; Рsub – цена на товары, субституты; Рcom – цена на комплиментарные товары; N – количество потребителей; В – прочие факторы.  
Кривая спроса–кривая, показывающая, какое количество экономического блага покупатели готовы купить по разным ценам в данный момент времени. Изменение цен означает движение по кривой спроса; воздействие неценовых факторов сдвигает кривую спроса вправо или влево. 
 
Предложение. Предложение – количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. Предложение товаров также неразрывно связано с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. 
 
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Кривая предложения – кривая, показывающая какое количество экономического блага производители готовы продать по разным ценам в данный производители готовы продать, но разным ценам в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. 
Кроме цены на предложение влияют и другие факторы:  
• изменение технологии производства (если вводится более совершенная технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции); 
• изменение ресурсных цен (снижение цен на ресурсы ведет к увеличению предложения товара); 
• изменение налогов и субсидий (повышение налогов снижает величину предложения, а субсидии приводят к расширению производства); 
• изменение числа товаропроизводителей (чем больше их, тем больше количество предлагаемого товара); 
• ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики. 
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. В общем виде:  
 
Qs,=F(P,PrN,B), 
 
где Qs,–величина предложения; Р– цена товара; Рr–цена ресурсов; T–налоги и субсидии; К– уровень технологии; Н–количество продавцов; В – прочие факторы. 
Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения вправо или влево. 
Равновесная цена. Рынки передают информацию в форме цен продавцам и покупателям товаров и услуг. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой цене люди планируют купить или продать определенное количество товара. 
 
На каждом рынке существует много продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. В результате на рынке возможны ситуации, когда количество товаров, которое потребители планируют купить, больше или меньше, чем количество товаров, которое производители товаров желают продать по существующей цене. 
 
Если же суммарное количество товара, предложенное производителями, совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить, то на рынке существует равновесие.  
Равновесие достигается под влиянием конкурентной среды рынка, иначе говоря, на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товара.  
Любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будут толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная ценаРпо которой будет продаваться (QE-товаров на рынке). 
 
Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и покупке взаимно соответствуют, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный товарный излишек у продавцов и не создавая; нехватки товаров для потенциальных покупателей. 
Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смешение всей кривой спроса вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем продаж товаров. И, наоборот, при снижении спроса, но при неизменном предложении кривая спроса смещается влево вниз, что ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема продаж  
Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка; благодаря нему поддерживается равновесие экономической системы в целом. 
 
Рыночный механизм обеспечивает согласование интересов товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей): под влиянием изменений спроса производители изменяют объемы производства, а цены гибко реагируют на эти изменения. На рынке существует конкуренция, также влияющая на спрос и предложение. На рынке происходит процесс приспособления друг к другу потребителей и производителей, и каждый раз, когда равновесие на рынке по тем или иным причинам нарушается, для изменившихся условий складываются новая рыночная цена и новый объем производства. 
 
Эластичность, Понятие эластичности играет важную роль в изучении возможных реакций продавцов и покупателей на изменение цен.  
 
Э  
ластичность спроса относительно цены (по цене) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%: 
где E– ценовая эластичность спроса; Q0, Q1– спрос до и после изменения цены; Р0Р– цена до и после изменения. Спрос называют эластичным, если Ed> 1 (спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным, если E< 1. Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то E= 0. 
Факторами, влияющими на ценовую эластичность спроса, являются: 
1) наличие товаров-субститутов: чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос на товар; 
2) качество товара: чем выше качество товара, тем менее эластичен спрос на него; 
3) степень необходимости товара: спрос на большинство предметов первой необходимости неэластичен, на предметы роскоши – эластичен; 
 
4) удельный вес блага в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем, как правило, выше ценовая эластичность спроса; 
 
5) размеры запаса: чем он больше, тем более эластичен спрос; 
 
6)ожидания потребителей; 
 
7) размер дохода. 
 
Для более точного учета последнего фактора нередко используется показатель эластичности спроса по доходу: 
 
 
 
где е– эластичность спроса по доходу; Q1, Q0,– спрос до и после изменения дохода; I1, I– доход до и после изменения. Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого блага рассчитывается показатель перекрестной эластичности спроса: 
 
 
 
|где е–перекрестная эластичность спроса; Q1, Q0– спрос на . благо А до и после изменения цены на благо Б; Р1, Р0– цена блага Б до и после изменения.  
 
Для товаров-субститутов коэффициент перекрестной эластичности будет положительным, для комплиментарных благ – отрицательным. 
 
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цен на 1%: 
 
 
 
где Е, – ценовая эластичность предложения; Q1 ,и Q0– предложение до и после изменения цены; Р1, и Р0– цены до и после изменения. 
 
Так же, как спрос, предложение может быть абсолютно эластичным (график – прямая, параллельная горизонтальной оси) и абсолютно неэластичным (график – прямая, параллельная вертикальной оси). 
 
Эластичность предложения зависит от ряда факторов: 
 
1) от возможности длительного хранения товара и стоимости хранения товара. Для товара, который не может храниться длительное время (например, свежая рыба), эластичность предложения будет низкой. То же самое относится и к дорогостоящей продукции; 
 
2) от особенностей производственного процесса. Если производитель товара может легко расширить его производство при повышении цены либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичным; 
 
3) от продолжительности периода существования изменившихся цен. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как ему требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье и т.д. (расширение производства) либо уволить рабочих, рассчитаться по банковскому кредиту и т.д. (сокращение производства). 
 
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее реагирует на изменение цены, чем спрос. Поэтому в определении показателя эластичности фактор времени является определяющим. 
 
Обычно при оценке протяженности временных периодов выделяют краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период.  
 
Краткосрочным называется период, в течение которого нет возможности для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Среднесрочный период дает возможность увеличения или сокращения объема производства на имеющихся производственных мощностях. В течение долгосрочного периода возможно расширение или сокращение предприятием своих производственных мощностей. С ростом протяженности периода эластичность предложения будет расти. 

Спрос предприятия

 
 
Предприятие предъявляет спрос на различные факторы производства – необходимые для производства экономических благ элементы. Спрос предприятия на ресурсы зависит от спроса потребителей на продукцию предприятия: чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы. С этой точки зрения спрос предприятия носит производный характер. 
 
Основные положения о закономерностях формирования спроса предприятия сформулированы в теории фирмы. Напомним ее основные постулаты. 
 
Экономическая деятельность предприятия может быть описана производственной функцией: 
 
Q=f(F1,F2,…F
 
где Q – объем производства, F1,,… F– количества использованных факторов производства. 
 
Производственная деятельность предприятия может сопровождаться увеличением использования одного фактора или одновременно нескольких факторов производства. С ростом использования одного фактора (при неизменности остальных) наступает момент, когда дополнительное применение фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. Увеличение использования одного фактора приводит к последовательному снижению его отдачи – в этом заключается закон убывающей предельной производительности (закон убывающий отдачи). При одновременном применении различных факторов может иметь место убывающая, постоянная и возрастающая отдача. При постоянной отдаче увеличение объема продукции осуществляется теми же темпами, что и увеличение затрат, при возрастающей – объем выпуска увеличивается более быстрыми темпами, чем прирост затрат всех использованных для производства ресурсов.  
 
Предельная производительность ресурса (прирост продукта, полученный в результате использования дополнительной единицы переменного фактора) является мерой его вклада в продукт. Расширение использования ресурса продолжается до тех пор, пока его предельная производительность является положительной величиной. Если от натуральных показателей (объема производства) перейти к денежным (ценам и доходу или выручке от продажи продукта), то получим, что ресурс будет использоваться в производстве до тех пор, пока предельная доходность ресурса (прирост дохода, полученный от вовлечения в производство дополнительной единицы) будет больше (или равен) его предельным издержкам. 
 
Предприятие, разрабатывая рыночную стратегию и производственную программу, может перебирать разные варианты комбинации ресурсов и объема выпуска продукции. Общее правило заключается в том, что предприятие всегда стремится к достижению наилучшего результата: если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат (объем производства, выручка от продажи); если известен результат, которого необходимо достичь, – минимизируется объем ресурсов. 
 
Предприятие рассматривает различные варианты комбинаций применяемых ресурсов до того момента, пока отдача всех факторов не сравняется (последняя денежная единица – рубль, доллар и т.п., затраченная на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу). Для конкурентных рынков это правило может быть сформулировано и таким образом; каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен цене, 

Предложение предприятия

 
 
Предложение предприятия формируется  с учетом трех групп факторов: предъявляемым  платежеспособным спросом потребителей его продукции; имеющимся и потенциальным (планируемым) уровнем издержек производства (затрат предприятия на производство блага); общей рыночной ситуацией  и поведением конкурентов. 
 
Современная экономическая наука имеет достаточно разработанную теорию поведения потребителя, описывающую закономерности формирования спроса потребителей. Напомним вкратце ее основные постулаты.  
 
Потребитель покупает какое-либо благо потому, что ожидает получить от него удовлетворение своей потребности. Способность блага удовлетворить одну или несколько человеческих потребностей называется полезностью блага. 
 
Полезность блага при условии постоянства вкусов потребителя изменяется с изменением количества потребляемого блага – потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают для потребителя убывающей полезностью. Максимум удовлетворения потребностей достигается в том случае, когда предельная полезность блага (добавочная полезность или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретного блага) будет равна нулю. 
 
В теории потребительского выбора потребитель не пресыщен ни одним из экономических благ, т.е. предельная полезность всех экономических благ всегда положительна. 
 
Теория, далее, исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех благ, что позволяет им при существующих предпочтениях сравнивать и классифицировать все наборы потребительских благ и услуг. Предпочтения потребителя транзитивны, иными словами, если потребитель предпочитает набор благ А набору благ Б, а набор Б – набору В, то он также предпочтет набор А набору В. Данное положение объясняет рациональность поведения потребителя. 
 
Покупатель предпочитает большее количество товара минимуму – он согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат большее количество блага-субститута. 
 
Денежный доход потребителя всегда ограничен, поэтому потребитель стремится максимизировать совокупную полезность всех потребляемых благ через их различные комбинации. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последняя денежная единица (рубль, доллар и т.п.), затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. При этом цены на потребительские блага не зависят от количества приобретаемых благ. 
 
Учет закономерностей формирования потребительского выбора очень важен для предприятия, разрабатывающего ту или иную товарную стратегию. Кроме того, предприятие должно попытаться максимально точно определить функциональные зависимости спроса на производимый продукт от различных факторов. Этому может способствовать расчет соответствующих коэффициентов эластичности спроса (по цене, по доходу, а также перекрестной эластичности). Для более подробного анализа важен учет и иных характеристик спроса на товар (этап жизненного цикла спроса, наличие различных социальных эффектов – эффект присоединения к большинству, эффект сноба и т.п.). 
 
Качественные и количественные оценки существующего и потенциального спроса на продукт позволяют предприятию принимать решения относительно возможного изменения объема продукции, установления того или иного уровня цен, максимального размера издержек и ожидаемой прибыли. 
 
Более подробно практическое применение основных постулатов теории фирмы и теории потребительского выбора будет рассмотрено при анализе соответствующих аспектов деятельности предприятия. 

Выводы

 
 
1. Рынок – это обмен, организованный  по законам товарного производства  и обращения, совокупность отношений  товарного обмена, механизма взаимодействия  покупателей и продавцов, т.е.  отношения спроса и предложения. 
 
2. Предприятие в условиях рынка обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование. 
 
3. На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. 
 
4. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. 
 
5. Равновесие достигается под влиянием конкурентной среды рынка, иначе говоря, на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяется рыночным спросом и предложением. 
 
6. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Кривые рыночного спроса

 

Рыночный спрос формируется  как суммарный спрос всех потребителей. В зависимости от потребительских  вкусов и доходов их желания и  возможности приобрести товар при  одинаковых ценах будут отличаться. В табл. 4.1 приведены условные данные об индивидуальном спросе трех потребителей на товар Х. Рыночный спрос - это сумма индивидуальных спросов, которые соответствуют определенному уровню цен. Иначе говоря, это количества товара, которые все потребители готу приобрести по тем или иным ценам.

 

Таблица 4.1.

Формирование  рыночного спроса

 

Цена товара                                       Х

 Спрос потребителя  1(d1)

 Спрос потребителя  2 (d2)

 Спрос потребителя  3(d 3)

 Рыночный спрос

D

 Р1 = 15

-

-

10

10

 Р2 = 10

-

10

20

30

 Р3 =  5

10

20

30

60

 Р4 =  2

25

50

60

135


 

Как видно из табл.4.1, при цене Р1 только потребитель 3 будет выявлять интерес к приобретению товара Х, поэтому рыночный спрос будет совпадать с индивидуальным спросом потребителя 3. При снижении цены до уровня Р2 рыночный спрос будут формировать уже два потребителя,  а при цене Р3 и Р4 – все три потребителя.

Кривая рыночного  спроса показывает общий объем спроса всех потребителей при любой цене (рис.4.1). Она возникает путем суммирования индивидуальных спросов. Поскольку кривые индивидуальных спросов имеют отрицательный наклон, то и кривая рыночного спроса тоже будет иметь соответствующий наклон.

Рыночный спрос, с одной  стороны, зависит от всех тех факторов, которые влияют на индивидуальный спрос, а с другого - от самого количества носителей этого спроса, то есть от количества потребителей (рис. 4.2 ).

 

 

 

 

 

                             Р      


                             


 

                               Р1        


                               Р2     


                               Р3 

                              


                               Р4               d1         d2           d3            D             


                                                                                                   Qх


                                                  Рис. 4.1. Рыночный спрос

 

На величину спроса, то есть на передвижение точки по неизменной кривой спроса, влияет исключительно цена товара. Все другие факторы, от которых зависит  количество товара, которое потребители  готовы приобрести, относятся к неценовым. Их действие приводит к передвижению самой кривой спроса на графике вправо (увеличение спроса) или влево (уменьшение спроса).

 

 

 

 


 

 



 


                                                           Х



  



 

 

                                               Рис. 4.2. Факторы рыночного спроса 

 

 

К неценовым факторам рыночного  спроса относятся:

- изменение  потребительских  предпочтений под влиянием изменения  потребностей потребителя, моды  или рекламы;

Информация о работе Рыночный спрос