Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 23:23, контрольная работа
Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. СЭЗ - сравнительно новая форма организации хозяйственной деятельности, появившаяся в мировой практике в конце 1950 - начале 1960-х годов и получившая широкое распространение в 1970-е годы. Сегодня в мире насчитывается от 400 до 2000 подобных зон.
3. Свободные экономические зоны России
Переход к рыночной экономике
предполагает повышение степени
ее открытости внешнему миру путем
активизации
СЭЗ - сравнительно новая
форма организации
Свободные экономические
зоны формируются, как правило, в
морских и речных портах, международных
аэропортах, вблизи основных железнодорожных
и автомагистральных линий, туристических
центров в отдельных
Свободной экономической
зоной России является территория,
на которой устанавливается особый
режим хозяйственной
Создание свободных
Ø Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда.
Ø Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.
Ø Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.
Ø Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.
Ø Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.
Ø Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.
Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:
·
благоприятное транспортно-
· развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
· наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:
· комплексные специальные зоны производственного характера;
· внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
· функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа анклавные (замкнутые) и интеграционные.
Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города.
Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.
Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют особые - оффшорные - зоны (ОЗ). Они составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.
Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экономические и юридические льготы. К ним относятся:
· упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;
· льготный налоговый режим;
· понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;
· предоставление права на долгосрочную аренду.
Предусмотрен также особый
таможенный режим с установлением
пониженных таможенных пошлин на ввоз
и вывоз товаров, упрощен порядок
пересечения границы при въезде
и выезде иностранных граждан, в
том числе введен безвизовый. На
СЭЗ распространяется право безлицензионного
экспорта и импорта, предоставленное
законом для предприятий, полностью
принадлежащих иностранным
Любая создаваемая зона должна
иметь разработанную
Практика показала, что для жизнедеятельности любой зоны необходимы:
· крупное акционерное общество (с участием государства), ответственное за реализацию программы и формирующее орган управления - совет зоны;
· залогово-страховой инвестиционный фонд (страхового общества), привлекающий инвестиции для решения задач зоны;
·
центральный банк зоны, формирующий
бюджет зоны и контролирующий использование
бюджетных и кредитных средств
и взаимоотношение с
· зональное законодательство, регулирующее вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий и трудовые и социальные вопросы.
Большое значение имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы отработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфраструктуры, реализации проектов. Она имеет более 100 учредителей (области, республики, банки, города, институты).
На территории России на создание СЭЗ претендовали 100 городов, краев и областей. В 1990-1992 гг. были приняты решения об образовании в России свободных экономических зон: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток).
Объявленные в то время в России СЭЗ по экономико-географическому потенциалу, профилю соответствовали существующим мировым аналогам. Они должны были размещаться главным образом в центре крупных экономических районов, морских портах, железнодорожных узлах, имеющих удобную связь с внутренними районами страны, а также с внешним миром.
Проектируемые зоны различались размером территории и численностью населения, предполагаемой специализацией.
Радикальные изменения внутриэкономического положения страны практически прекратили работы по созданию большинства объявленных в начале 1990-х годов СЭЗ. И тем не менее формально в России существуют 18 свободных экономических зон, размещенных на 15 территориях страны.
В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке, в Калининградской области, возрождается и деятельность СЭЗ на Сахалине. Формирование многих зон находится лишь на первоначальном этапе.
Создание и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в условиях отсутствия единого четкого законодательства. Их развитие сдерживается отсутствием законов, регламентирующих создание и функционирование СЭЗ. Это означает, что наличие четкого законодательства по данному вопросу является одним из основных условий их создания и эффективного функционирования.
Большие перспективы для
активизации деловых связей с
государствами Азиатско-
Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.