Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 17:32, доклад
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей.
Североамериканская зона свободной торговли
(НАФТА) — соглашение о свободной торговле
между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся
на модели Европейского Сообщества (Европейского
Союза).
Первым
шагом стал «план Эббота», принятый в 1947
году, целью которого являлось стимулирование
инвестиций США в ведущие отрасли канадской
экономики. В 1959 году США и Канада заключили
соглашение о совместном военном производстве,
которое способствовало внедрению американских
стандартов в канадское производство
военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965
году соглашения о либерализации торговли
продукцией автомобилестроения, которое
способствовало интеграции многих других
отраслей. Идея торгово-политического
объединения США, Канады и Мексикой стала
претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала
речь шла об оформлении энергетического
союза. Подобная идея была поддержана
в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и
Дж. Бушем.
В
сентябре 1988 году после нелегких трехлетних
переговоров было подписано американско-канадское
соглашение о свободной торговле (CUSFTA),
согласно которому в течение десяти лет
между США и Канадой должна была сформироваться
зона свободной торговли.
В
силу происходивших в 1980-х годах интеграционных
процессов в Европе и Азии, вопрос о создании
НАФТА стал острее, так как стало понятно,
что ответом на объединение Европы должно
стать объединение Америки, и, как его
части — Северной Америки. Однако с самого
начала Мексика, Канада и США рассматривали
значение и потенциал НАФТА с различных
позиций.
Соглашение
о создании Североамериканской ассоциации
свободной торговли (НАФТА) вступило в
силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив
Соглашение о свободной торговле между
США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. На сегодняшний день цели НАФТА включают:
О масштабах экономической взаимосвязи
США, Канады и Мексики на основе взаимной
торговли и движения капитала можно судить по следующим
данным. В США реализовывается около 75-80%
канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля
США в иностранных прямых инвестициях
в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%.
В США направляется около 70% мексиканского
экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского
импорта. Доля США в общем притоке прямых
иностранных инвестиций в Мексику превышает
60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады
и в 19 раз – Мексики.
По численности населения, по объему
совокупного валового продукта и ряду
базовых экономических показателей североамериканская
интеграционная группировка сопоставима
с Европейским союзом. НАФТА обладает
мощным (особенно благодаря США) экономическим
потенциалом, например, ежегодный объем
производства товаров и услуг США, Канады
и Мексики равняется 5 триллионам долларов,
а их доля в мировой торговле составляет
почти 20%.
На протяжении почти двухсот лет существования независимых государств Латинской Америки уровень их влияния на глобальную политику и экономику оставался минимальным.
Отсутствие до недавнего времени стран Латинской Америки в числе участников глобальной политики объяснялось несколькими причинами, включая внутриполитическую нестабильность и экономическую отсталость. Однако важнейшим фактором является разобщенность государств региона и соперничество их элит между собой. Независимость Латинской Америки сопровождалась раздроблением испанской колониальной империи на полтора десятка крупных, средних и малых стран. Эта фрагментация и привела к отсутствию латиноамериканцев в числе глобальных игроков.
Корни современных интеграционных процессов в Латинской Америке берут начало в 1960-е годы. Тогда под влиянием успехов Европейского экономического сообщества возникла идея создания в регионе экономического союза, прежде всего, в форме зоны свободной торговли. Так в 1960 году на свет появилось Латиноамериканское объединение свободной торговли (с 1980 года – Латиноамериканская ассоциация интеграции). Хотя в него вошли все государства Южной Америки и Мексика, связывавшиеся с ним грандиозные планы остались в 1960-е годы не реализованными. Стала очевидной главная проблема: экономика почти всех стран региона была ориентирована на экспорт сырья в страны Запада и импорт оттуда промышленных товаров, поэтому латиноамериканские страны мало что могли предложить друг другу для взаимной торговли.
Общий рынок Южной Америки
Интерес к региональной интеграции возродился в 1980-е годы по нескольким причинам. Бурное экономическое развитие Бразилии в 1960-1970-е годы породило потенциального лидера интеграции, способного обеспечить страны региона товарами и капиталами, которые ранее приходилось получать с Запада.
В этих условиях в 1986 году Бразилия и Аргентина, две наиболее крупные экономические державы Южной Америки, заключили соглашение о развитии межгосударственной интеграции и экономического сотрудничества, провозгласив его открытым для присоединения других стран. На выдвинутую инициативу в скором времени откликнулись Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года в парагвайской столице Асунсьон между этими четырьмя странами был подписан договор о создании общего рынка и таможенного союза (МЕРКОСУР).
Сегодня МЕРКОСУР – это второй по масштабам таможенный союз в мире (после ЕС) и третья в мире зона свободной торговли (после ЕС и НАФТА). Суммарный ВВП стран МЕРКОСУР составил в 2011 году порядка 3,5 триллионов долларов.
Южноамериканское объединение активно действует на мировой экономической арене. Им заключен целый ряд соглашений о взаимовыгодной торговле с Индией, странами Персидского залива, странами Южноафриканского таможенного союза. Ведутся переговоры с ЕС о создании общей зоны свободной торговли, включающей страны Европы и Южной Америки. В 2008 году Бразилия и Аргентина отказались от использования доллара США в платежах между собой, заменив его на бразильские реалы и аргентинские песо. Фактически это стало первым шагом к созданию общей региональной валюты.
От экономической интеграции – к политической
Начав с экономики, МЕРКОСУР в последние годы занимается интеграцией и в иных сферах – внешняя политика, региональная безопасность, 2012 года Венесуэлы.
Одно из наиболее интересных направлений деятельности МЕРКОСУР – попытки обеспечить политическую стабильность на южноамериканском континенте.
По инициативе Бразилии и Аргентины идет расширение процесса региональной интеграции. В декабре 2004 года в перуанской столице Куско 12 государств[1] подписали декларацию о создании Южноамериканского сообщества наций (УНАСУР). В документе провозглашалась решимость развивать интеграцию и способствовать повышению значения в мире латиноамериканских государств. Союз южноамериканских наций – это что-то вроде Европарламента, то есть ассамблея, принимающая общие решения, которые демонстрируют единство стран континента.
УНАСУР объединил все страны региона, независимо от того, правят ли там левые радикалы, умеренные или правые. Отчасти поэтому эта организация оказалась способной формулировать единую позицию Латинской Америки на международной арене. Например, страны УНАСУР единогласно одобрили претензии Аргентины на Фолклендские острова, осудили переворот в Парагвае, изгнав его из организации, а также поддержали решение Эквадора о предоставлении убежища Джулиану Ассанджу.
Сегодня в повестку дня выходит самый сложный вопрос интеграции – коллективная безопасность и создание объединенных вооруженных сил стран Южной Америки. Эта идея вызывает отрицательную реакцию со стороны США, но, хотя лидеры МЕРКОСУР и УНАСУР не стремятся к прямой конфронтации со Штатами, процесс военного взаимодействия стран региона начинает развиваться. С марта 2009 года при УНАСУР начал работать Совет обороны, созданный по инициативе президента Бразилии, чтобы не допускать военных конфликтов между странами Латинской Америки и координировать усилия государств региона в борьбе с наркомафией.
Интеграционные процессы, которые сегодня происходят в Южной Америке, во многом напоминают поэтапное создание Европейского Союза. Благодаря МЕРКОСУР и УНАСУР страны региона на разных скоростях двигаются к выработке согласованной общей политики как в экономике, так и в международных отношениях. Движущей силой интеграции выступает Бразилия (при поддержке Аргентины), которая, несомненно, видит в будущем континент, объединенный под своей эгидой. Безусловно, процесс интеграции в Латинской Америке будет непростым и сложным, в силу как внешних, так и внутренних причин. Однако альтернативы ему нет: только объединение усилий позволит странам региона принципиально укрепить свои позиции на международной арене и войти к середине XXI века в число ключевых участников глобальной политики.
[1]Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Чили, Боливия, Перу, Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Гайана, Суринам.
Информация о работе Североамериканская зона свободной торговли