В
качестве государственных стандартов используются:
- Межгосударственные стандарты (ГОСТ);
- Национальные стандарты РФ (ГОСТ Р).
В
сертификации используются следующие
виды государственных стандартов:
- стандарты технических условий;
- стандарты общих технических требований безопасности.
Санитарные
правила и нормы разрабатываются и
утверждаются Минздравом России. Они определяют
обязательные требования к продукции
и услугам. В первую очередь это касается
пищевой продукции, продукции общественного
питания и т. п., где имеется контакт с человеком
или продуктами, потребляемыми человеком.
СанПиНы
также содержат обязательные требования
к обслуживающему персоналу и санитарно-гигиеническому
состоянию помещений, в которых оказывается
услуга:
- «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации», которые устанавливают процедуры, схемы сертификации услуг, порядок рассмотрения апелляций и т.д.;
- документы, устанавливающие требования к участникам сертификации («Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации», ГОСТ Р 51000.6-96 «Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг», ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции»);
- документ, устанавливающий требования к регистрации обязательных и добровольных систем сертификации,
- ГОСТ Р 40.101-95;
- «Государственная регистрация добровольных систем сертификации»;
- «Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации», «Правила проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации» и др.
Документы
систем сертификации. Каждая система
сертификации должна иметь основополагающий
документ и документ, устанавливающий
знак соответствия системы. Эти документы
проходят государственную регистрацию.
Другие документы системы, как правило,
оформляют в виде правил и рекомендаций
по сертификации.
Рассмотрим
состав и структуру документов системы
сертификации услуг на примере Системы
ГОСТ Р. Комплекс этих документов можно
разделить на три группы:
- общесистемные документы, устанавливающие положения по составу, структуре, принципам организации и функционированию системы. Документы этой группы являются основополагающими, разрабатываются в виде правил по сертификации, утверждаются Госстандартом России и регистрируются в Минюсте России;
- правила сертификации однородных услуг. В этих документах должны устанавливаться: номенклатура услуг, подлежащих сертификации в данной системе; нормативные документы, на соответствие которым проводится подтверждение соответствия, проверяемые характеристики (показатели) услуг и методы оценки, проверки и испытаний; структура системы и функции ее участников; схемы сертификации, используемые в данной системе, и порядок их проведения; порядок проведения инспекционного контроля за сертифицированной услугой; порядок рассмотрения апелляций. Такие правила утверждаются Госстандартом России (в случае создания системы сертификации однородных услуг каким-либо другим федеральным органом исполнительной власти утверждаются этим органом) и при подтверждении соответствия регистрируются в Минюсте России;
- документы, устанавливающие отдельные процедуры сертификации, такие как инспекционный контроль сертифицированной услуги; оценка мастерства исполнителя услуги; оценка процесса оказания услуги; оценка предприятия в целом, в том числе его классификации на категории; оценка системы качества и т. д. Документы этой группы разрабатываются, как правило, в виде рекомендаций, утверждаемых Госстандартом России или по его разрешению центральным органом системы.
Документы
участников систем сертификации. Участники
систем сертификации - центральные органы,
научно-методические центры, органы по
сертификации и испытательные лаборатории
- должны иметь документы, устанавливающие
их юридический статус и систему управления
качеством работ (систему качества).
Документы,
отражающие юридический статус участника,
как правило, называются положениями.
В них включают:
- краткое описание юридического статуса организации;
- данные об области аккредитации;
- функции, права, обязанности, ответственность;
- организационную структуру;
- взаимодействие с аккредитующим органом и другими организациями;
- финансовую деятельность;
- сведения о персонале.
Система
управления качеством работ устанавливается
в документе, называемом «Руководство
по качеству».
Руководство
по качеству органа по сертификации должно
содержать следующие сведения:
- политику в области качества;
- данные о персонале органа, его квалификации и полномочиях (штатного и нештатного);
- данные о системе повышения квалификации экспертов по сертификации услуг;
- организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
- процедуры оценки (проверки и контроля) соответствия услуг;
- сведения о порядке инспекционного контроля;
- перечень субподрядчиков и процедуры оценки и проверки их компетенции;
- должностные инструкции персонала;
- сведения о порядке подачи и рассмотрения апелляций;
- порядок внутренней проверки деятельности органа по сертификации;
- сведения о порядке регистрации данных по результатам сертификации, ведении документации и сдачи ее в архив.
Требования
к документам органа по сертификации
изложены в ГОСТ Р 51000-96 и ГОСТ Р ИСО/МЭК
65-2000.
Строительные
нормы и правила разрабатываются
и утверждаются Госстроем России. Они
содержат обязательные требования к конструкциям,
зданиям и сооружениям.
При
добровольной сертификации нет жестких
ограничений на использование разных
видов нормативных документов. Кроме государственных
стандартов и приравненных к ним документов
могут использоваться стандарты предприятий
и др.
Организационно-методические
документы. К организационно-методическим
документам по сертификации относятся:
общероссийские
документы систем сертификации, документы
систем сертификации и документы
участников этих систем.
Общероссийские
документы систем сертификации.
Основой для разработки этих документов
являются соответствующие законодательные
акты и нормативные правовые акты правительства
РФ. Разработку таких документов осуществляют
специально уполномоченные федеральные
органы исполнительной власти в области
сертификации.
Основополагающими
документами этого уровня являются:
«Правила
по проведению сертификации в РФ», которые
распространяются на все объекты сертификации
(продукцию, услуги, системы качества и
производства);
Общие
обязательства ГАТС устанавливают:
- режим наибольшего благоприятствования торговли услугами;
- транспарентность (гласность) законодательства в сфере услуг;
- взаимное признание требований к квалификации поставщика (через лицензию, сертификацию, декларацию).
При
принятии обязательств по какому-либо
виду (сектору) услуг Россия должна
будет указать способ поставки услуги
по классификации ГАТС.
Специфические
обязательства по доступу на российский
рынок услуг могут вводиться специальными
мерами и актами, ограничивающими деятельность
иностранных поставщиков или продажу
иностранных услуг на внутреннем рынке
(например, через подтверждение соответствия).
- УЧАСТНИКИ И СТРУКТУРА ПОДТВЕРЖЕДНИЯ СООТВЕТСТВИЯ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ
- Участники подтверждения соответствия услуг
Участниками
подтверждения соответствия услуг
(далее - сертификации) являются:
- специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (Госстандарт России) или иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по подтверждению соответствия;
- центральный орган системы подтверждения соответствия однородных услуг;
- органы по сертификации услуг;
- аккредитованные испытательные лаборатории;
- юридические лица, образовавшие системы добровольного подтверждения соответствия;
- исполнители услуг.
Кроме
указанных, в число участников входят
учебные центры для подготовки экспертов
по сертификации, научно-методические
центры и др.
Специально
уполномоченный федеральный орган исполнительной в
области сертификации, которым является
Госстандарт России, осуществляет следующую
деятельность:
- формирует и реализует государственную
политику в области сертификации, устанавливает
общие правила и рекомендации по проведению
сертификации на территории РФ и публикует
официальную информацию о них;
- проводит государственную регистрацию
систем сертификации и знаков соответствия,
действующих в РФ;
- публикует официальную информацию о
действующих в РФ системах сертификации
и знаках соответствия и предоставляет
её в установленном порядке в международные
(региональные) организации по сертификации;
- готовит в установленном порядке предложения
о присоединении к международным (региональными)
организациями о взаимном признании результатов
сертификации;
- представляет в установленном порядке
РФ в международных (региональных) организациях
по вопросам сертификации как национальный
орган по сертификации.
Другие
федеральные органы исполнительной
власти, на которые законодательными
актами РФ возложена организация и
проведение работ по сертификации, осуществляют
свою деятельность в пределах своей компетентности:
- создают системы подтверждения соответствия однородных услуг и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
- осуществляют выбор способа подтверждения соответствия услуг требованиям нормативных документов (схемы сертификации);
- определяют центральные органы систем сертификации;
- аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешение на право проведения определенных видов работ (лицензии):
- ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
- устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия;
- устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензии на проведение работ по обязательной сертификации;
- осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными услугами;
- рассматривают апелляции по вопросам сертификации; выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия.
Центральные
органы по сертификации:
- формируют системы сертификации однородных услуг, координируют деятельность органов по сертификации;
- устанавливают порядок и процедуры проведения сертификации услуг;
- ведут учёт органов по сертификации услуг, выданных (отменённых) сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия;
- участвуют в работах по совершенствованию нормативной документации по сертификации услуг;
- обеспечивают публикацию информации о правилах и работах Системы.
Методические
центры:
- разрабатывают организационно-методические документы по сертификации услуг;
- формируют и совместно с техническими комитетами по стандартизации ведут фонд нормативных документов;
- обеспечивают документами участников Системы.
Методические
центры в основном работают при центральных
органах по сертификации услуг. Потребность
в них возникла при сертификации услуг
в связи со слабой нормативной базой, отсутствием
стандартов на потребительские свойства
и требования безопасности услуг. В качестве
методических центров, как правило, утверждаются
отраслевые НИИ (например, НИИАТ - автосервис,
автоперевозки).
Функции
аккредитованных органов по сертификации
и испытательных лабораторий
аналогичны соответствующим структурам
систем сертификации продукции.
Состав
участников Системы сертификации услуг
постоянно изменяется и трансформируется
в соответствии с меняющимися условиями
практики сертификации. В настоящее время
в Системе сертификации услуг ГОСТ Р аккредитовано
более 200 органов по сертификации услуг,
утверждено 5 центральных органов по сертификации.
Среди них такие, как Госкомитет по туризму
и спорту - по туристическим услугам, Минтранс
- по автоперевозкам и автосервису, и др.
- Организационная структура подтверждения соответствия
По
состоянию на 2001 г. в стране действовало
4 системы обязательной сертификации услуг,
образованные разными федеральными органами
исполнительной власти:
- система сертификации ГОСТ Р (распространяется на бытовые услуги, услуги на автомобильном транспорте, туристские и услуги средств размещения, услуги торговли и общественного питания и т. д.);
- система сертификации на воздушном транспорте РФ;
- система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;
- система сертификации продукции услуг в области пожарной безопасности.