Система социального
партнерства в России строится в
соответствии с Законом Российской
Федерации от 11 марта 1992 г. № 2491-1 «О
коллективных договорах и соглашениях»,
Указом Президента Российской Федерации
от 21 января 1997 г. № 29 «О Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений» и постановлением Совета
Министров Российской Федерации
от 12 июля 1993 № 647 «Об утверждении
Положения о порядке подготовки
и заключения генерального соглашения
и отраслевых (тарифных) соглашений».
Социальное партнерство
представляет собой отношения между
работниками (представителями работников),
работодателями (представителями работодателей),
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, направленные
на обеспечение согласования интересов
указанных выше сторон по вопросам
регулирования трудовых отношений
и иных непосредственно связанных с
ними отношений.
Основной формой
реализации социального партнерства
являются договоры и соглашения. В
соответствии с Законом Российской
Федерации от 11 марта 1992 г. № 2491-1 «О
коллективных договорах и соглашениях»
могут заключаться соглашения: генеральное,
региональное, отраслевое (межотраслевое)
тарифное, профессиональное тарифное,
территориальное, коллективный договор
и др. По договоренности сторон, участвующих
в переговорах, соглашения могут
быть трехсторонними и двусторонними.
Например, на уровне Саратовской области
трехстороннее соглашение в 2006 г. подписано
в 8-й раз. Проводниками положений
соглашений в жизнь являются трехсторонние
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Объектом социального
партнерства являются социально-трудовые
отношения и реализация согласованной
социально-экономической политики
исходя из норм законодательства, оценки
уровня жизни и заработной платы
в целом по Российской Федерации,
в субъектах Российской Федерации,
а также в районах, городах и организациях.
Предметами договоров
и соглашений могут являться вопросы
оплаты труда, занятости, социального
обеспечения и социальных гарантий,
рабочего времени, условий труда
и быта работников, трудовой дисциплины,
охраны труда и пр.
Отношения социального
партнерства не всегда содействуют
повышению производительности труда,
так как гармония между социальными
задачами и изменением в лучшую сторону
некоторых экономических показателей
труднодостижима. Но с социальной точки
зрения и с точки зрения повышения
мотивационного эффекта работников
развитие отношений социального
партнерства весьма перспективно. В
целом трехстороннее соглашение
способствует сохранению стабильности
в обществе, созданию условий устойчивого
развития отраслей экономики, социальной
и правовой защищенности трудящихся.
Сторонами социального
партнерства являются работники
и работодатели в лице уполномоченных
в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и
органы местного самоуправления участвуют
в создании и работе постоянно
действующих органов социального
партнерства, подготовке проектов и
заключении соглашений различного уровня.
Вместе с тем они не являются стороной
соответствующего соглашения и не принимают
на себя никаких обязательств. Их роль
заключается в защите общественных
интересов при осуществлении
коллективно-договорного регулирования.
Органы государственной власти и
органы местного самоуправления являются
сторонами социального партнерства
в тех случаях, когда они выступают
в качестве работодателей или
их представителей, уполномоченных на
представительство законодательством
или работодателями, а также в других случаях,
предусмотренных федеральными законами.
Представителями работников в социальном
партнерстве являются: профессиональные
союзы и их объединения, иные профсоюзные
организации, предусмотренные уставами
общероссийских профсоюзов, или иные представители,
избираемые работниками в случаях, предусмотренных
Трудовым кодексом. Интересы работников
организации при проведении коллективных
переговоров, заключении и изменении коллективного
договора, осуществлении контроля за его
выполнением, а также при реализации права
на участие в управлении организацией,
рассмотрении трудовых споров работников
с работодателем представляют первичная
профсоюзная организация или иные представители,
избираемые работниками. Интересы работников
при проведении коллективных переговоров
о заключении и об изменении соглашений,
разрешении коллективных трудовых споров
по поводу заключения или изменения соглашений,
осуществлении контроля за их выполнением,
а также при формировании и осуществлении
деятельности комиссий по регулированию
социально-трудовых отношений представляют
соответствующие профсоюзы, их территориальные
организации, объединения профессиональных
союзов и объединения территориальных
организаций профессиональных союзов.
Работники, не являющиеся членами профсоюза,
имеют право уполномочить орган первичной
профсоюзной организации представлять
их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
При отсутствии в
организации первичной профсоюзной
организации, а также при наличии
профсоюзной организации, объединяющей
менее половины работников, на общем
собрании (конференции) работники могут
поручить представление своих интересов
указанной профсоюзной организации
либо иному представителю. Наличие
иного представителя не может
являться препятствием для осуществления
профсоюзной организацией своих
полномочий. Работодатель обязан создавать
условия, обеспечивающие деятельность
представителей работников, в соответствии
с Трудовым кодексом, законами, коллективным
договором, соглашениями.