Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:32, реферат
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
Введение............................................................................................................. 3
1 Теоретические основы СНС......................................................................... 4
1.1 Понятие о системе национальных счетов. История возникновения...... 4
1.2 Основные понятия СНС............................................................................. 6
1.3 Принципы построения СНС....................................................................... 9
1.4 Основные макроэкономические показатели и методы их измерений... 11
2 Современные проблемы формирования российской СНС....................... 15
3 Анализ состояния экономики на основе конкретных
макроэкономических показателях................................................................... 15
Заключение........................................................................................................ 25
Библиографический список.............................................................................. 27
3 Анализ состояния экономики на основе конкретных макроэкономических показателей.
Использование СНС в отечественной практике позволяет получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт; валовой национальный продукт; национальный доход; национальное сбережение; располагаемый доход; конечные потребительские расходы на товары и услуги; валовые инвестиции; сальдо внешней торговли; сальдо текущих операций с заграницей и др. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатываются экономическая политика и меры по ее осуществлению.
Наглядно ознакомимся с анализом состояния экономики на основе конкретных макроэкономических показателей. Поможет нам в этом статья «Анализ темпов экономического роста (по данным национальных счетов за 1995-1999гг.)» в журнале «Экономист» 2000г №6.
Разработка общехозяйственных прогнозов предполагает взаимоувязанный анализ различных аспектов общественного воспроизводства, производства, распределения, обмена и потребления. Прогнозные возможности такого анализа становятся особенно значимыми, если он выполняется на основе главных показателей системы национальных счетов, которые разрабатываются за отчетный период.
Таблица 1
Изменение динамики основных
социально – экономических
Год |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
ВВП |
95,9 |
96,6 |
100,9 |
95,1 |
103,2 |
Продукция промышленности |
96,7 |
96,0 |
102,0 |
94,8 |
108,1 |
Продукция с/х. |
92,0 |
94,9 |
101,5 |
86,8 |
102,4 |
Основные фонды |
100,2 |
99,96 |
99,6 |
99,5 |
99,5 |
Инвестиции в основной капитал |
89,9 |
81,9 |
95,0 |
93,3 |
104,5 |
Оборот розничной торговли |
93,6 |
99,5 |
103,8 |
96,7 |
92,3 |
Платные услуги населению |
82,3 |
94,1 |
105,6 |
99,5 |
102,6 |
Как показывают приведенные данные, по всем основным показателям развития экономики из года в год происходило падение. Только в 1997г отмечался слабый рост валового внутреннего продукта, продукции промышленности и сельского хозяйства, но в следующем, 1998г, ВВП снова упал. В 1999г отмечался более заметный pocт ВВП и продукции промышленности. Однако в целом по отношению к 1990г ВВП составил в 1999г лишь 59,5%.
В 1999 г. существенно изменилась динамика производства ВВП по отраслям. При общем росте ВВП на 3,2%, увеличение за счет производства товаров составило 6,4%, а производства услуг - 1%, в то время как в предыдущие годы производство ВВП за счет товаров снижалось большими темпами, чем производство услуг (табл. 2).
Изменение динамики основных социально – экономических показателей
Структура производства ВВП в текущих ценах, в % к итогу). Таблица 2
Год |
1995 |
1996 |
1998 |
1999 |
ВВП |
100 |
100 |
100 |
100 |
Производство товаров |
41,3 |
41,6 |
39,4 |
39,0 |
Производство услуг |
50,9 |
49,9 |
52,1 |
53,3 |
Чистые налоги на продукты |
7,8 |
8,5 |
8,5 |
7,7 |
Разрабатываемая Госкомстатом
РФ система национальных счетов предусматривает
общее взаимосвязанное описание
экономического процесса по экономике
в целом и по секторам и дает
возможность анализа воспроизво
Года |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
ВВП в рыночных ценах |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Оплата труда |
45 |
50 |
49 |
47,3 |
43,5 |
Чистые налоги |
12 |
13 |
14 |
14,2 |
14,7 |
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
43 |
37 |
37 |
37,4 |
40,8 |
Структура использования ВПРД Таблица 4
Года |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
ВНРД |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Домашние хозяйства |
59,0 |
62,3 |
61,3 |
65,1 |
61,8 |
Государственные учреждения |
23,9 |
19,6 |
23,5 |
21,3 |
23,0 |
Нефинансовые предприятия (НКО) |
17,1 |
18,1 |
15,2 |
13,6 |
15,2 |
Расходы на конечное потребление |
71,8 |
72,9 |
78,0 |
81,8 |
74,1 |
Домашние хозяйства |
49,8 |
49,8, |
52,2 |
57,8 |
55,2 |
Государственные учреждения |
19,6 |
20,6 |
22,2 |
20,3 |
16,0 |
Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКО) |
2,4 |
2,5 |
3,6 |
3,7 |
2,9 |
Валовое сбережение |
28,2 |
27,1 |
22,0 |
18,2 |
25,9 |
Домашние хозяйства |
9,2 |
12,5 |
9,1 |
7,4 |
6,6 |
Государственные учреждения |
4,3 |
-1,0 |
1,3 |
0,09 |
7,1 |
Нефинансовые предприятия, финансовые учреждения и некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства |
14,7 |
15,6 |
11,6 |
9,9 |
12,2 |
В конечном итоге валовой располагаемый доход как по экономике в целом, так и по экономическим секторам распределяется на расходы для конечного потребления и сбережения, которые могут быть направлены на финансирование накопления.
Расчет темпов экономического роста
На основе анализа итогов развития экономики за 1997-1999гг. нами проведен расчет двух вариантов прогноза экономического роста на 2000 г. Темпы роста ВВП определяются социально-экономическими задачами и реальными возможностями в соответствии с имеющимися ресурсами воспроизводства.
Первый вариант прогноза предполагает рост фондоотдачи в целом по экономике на 2% при условии стабилизации фондов. При этом в отраслях, производящих товары, ее рост составит 3%, а в отраслях, оказывающих услуги, - 1 % против 1999г. При выполнении этих предпосылок валовой выпуск по экономике в целом возрастет на 2%, а рост валового внутреннего продукта, при сохранении его доли в валовом выпуске, составит 2%. Во втором варианте - при увеличении фондоотдачи на 4% - рост ВВП также составит 4% (табл. 9).
Таблица 9
Изменение динамики основных факторов роста ВВН
(в % к предыдущему году)
Года |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
1 вар |
2 вар | ||||
Валовой выпуск по экономике, всего |
100,6 |
94,6 |
103,3 |
102 |
104 |
в отраслях, производящих товары |
100,5 |
93,5 |
106,5 |
103 |
105 |
в отраслях, оказывающих услуги |
100,7 |
95,9 |
100,6 |
101 |
103 |
Основные фонды (на конец года) |
99,6 |
99,5 |
99,5 |
100 |
100 |
в отраслях, производящих товары |
98,6 |
98,6 |
98,6 |
100 |
100 |
в отраслях, оказывающих услуги |
100,4 |
100,4 |
100,4 |
100 |
100 |
Фондоотдача по экономике, всего (1:2) |
101,0 |
95,0 |
103,8 |
102 |
104 |
в отраслях, производящих товары |
101,9 |
94,6 |
108,0 |
103 |
105 |
в отраслях, оказывающих услуги |
100,3 |
95,5 |
100,1 |
101 |
103 |
ВВП, произведённый |
100,9 |
95,1 |
103,2 |
102 |
104 |
В нашем расчете на прогнозируемый период приняты следующие условия: рост достигнутого уровня потребления в среднем на душу населения в первом варианте - на 2%, втором - на 4%; определённое изменение динамики численности населения (табл. 10).
Принятые предпосылки прогноза
Таблица 10
Годы |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
1 вар. |
2 вар. | ||||
Расходы на конечное потребление, всего |
103,0 |
97,7 |
95,2 |
102,3 |
104,3 |
Численность населения |
99,7 |
99,7 |
99,8 |
99,7 |
99,7 |
Потребление на душу населения (1:2) |
103,3 |
98,0 |
95,4 |
102 |
104 |
Имея ввиду огромную дифференциацию доходов по группам населения, подъем уровня потребления можно обеспечить путем уменьшения этого разрыва, что приведет к активизации спроса населения. Для этого необходимо решение ряда конкретных задач по оплате труда в сфере производства товаров и услуг. С учетом принятых предпосылок объем конечного потребления в 2000 г. увеличится против 1999г. на 2-4%, при снижении численности на 0,3%. Прогноз общего объема валового накопления связан с расчетами прогноза объема инвестиций в основной капитал, баланса фондов и их использования.
Для увязки всех основных экономических показателей СНС в целом, проводятся расчеты по образованию, распределению и перераспределению валового национальною дохода но основным экономическим секторам и корректируется финансовая программа, т.е. требования к денежно-кредитной и налогово-бюджетной сферам. При проведении итеративных расчетов обеспечивается выбор вариантов, исходя из необходимости: выполнять внешние обязательства; обеспечивать расширенное воспроизводство; решать социально-экономические задачи внутри страны; обеспечивать экономическую безопасность страны с учетом возможностей производства, потребления и накопления. Счета образования и распределения доходов показывают параметры оплаты труда, налогов и прибыли на макроуровне; счет вторичного распределения – параметры текущих налогов и отчислений, социальные выплаты и другие платежи. Основной вариант расчетов показателей на макроуровне должен быть увязан с платежным балансом страны, а также возможностями финансирования валового накопления за счет внутренних и внешних источников.