Система национальных считов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 90-х гг. и в настоящее время служит инструментом для интеграции статистической информации, является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы СНС
1.1 Понятие и сущность системы национальных счетов
1.2 История возникновения и развития системы национальных счетов
1.3 Основные понятия и принципы построения СНС
1.4 Основные макроэкономические показатели и методы их измерений.
Глава 2. Современные проблемы формирования российской СНС.
Глава 3. Анализ состояния экономики на основе конкретных данных национальных счетов
Заключение.
Список используемой литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 197.32 Кб (Скачать файл)

Продукты и услуги, которые не принимают товарно-денежную форму, оценивают по рыночным ценам  на аналогичные товары, которые реализуются  на рынке, либо себестоимостью, если рыночная цена отсутствует (услуги государственных  учреждений, общественных организаций  и т.д.). СНС дает возможность создать  информационную базу для изучения реальных процессов, которые происходят в  рыночной экономике, таких как развития производства, масштабов инфляции, безработицы, приватизации, деятельности налоговой и таможенной.

 

 

 

Глава 2. Современные проблемы формирования российской СНС.

 

Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных  сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного  рыночного общества – процесс  сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически  во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду  рассматривать только сферу экономических отношений.

Первым шагом на пути к  достижению поставленной цели  (формирование российской СНС в условиях рыночных  методов  хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой   макромодели  экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. Основные  проблемы формирования СНС в  России могут быть сведены к следующим:

1.Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993г.;

трактовка производственной деятельности и определение ее границ;

определение стоимостного состава  продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

2 Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);

4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов гос. управления и внешнего сектора экономики);

6. Статистическим (актуализация  единого государственного регистра  предприятий и организаций Госкомстата  России (ЕГРПО); пересмотр процедуры  и методов сбора внешних и  внутренних источников данных, их  обобщения и разработки новых  источников данных с использованием  новых   методов, отвечающих  требованием построения системы  национальных балансов).

Все эти  проблемы  взаимосвязаны  между собой,  так как, например,

изменение концепции развития национальной экономики  предполагает  изменение социально-экономической  организации   общества,  механизма  функционирования самой хозяйственной  системы и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Анализ состояния экономики на основе конкретных данных национальных счетов

 

 

В 2011 году показатели роста  российской экономики, невысокие по стандартам БРИК, по-прежнему оставались одними из лучших в Европе. Инфляция и безработица снизились. Однако под конец года рублю был нанесен удар инвесторами, которые предпочли доллары европейской валюте.  
  
Восстановление темпов роста экономики должно постепенно набрать силу в 2012 и продолжиться в 2013 году  
  
Глобальные перспективы и риски для бизнеса  
  
Очередное замедление темпов роста экономики  
  
Мировая экономика опять переживает снижение темпов роста, а данные по ВВП за II квартал 2011г. свидетельствуют о растущих рисках. В частности, опасность вступления в затяжной период ослабления экономики угрожает развитым странам мира, поскольку многие потребительские секторы и большинство правительств ведут отчаянную борьбу под бременем горы долгов. Любое временное замедление развития этих экономик, из-за землетрясения в Японии, усугубляется нездоровой финансовой обстановкой в странах еврозоны и США. Это сдерживает активность мира корпораций, здорового во всех других отношениях с точки зрения финансов, со всеми вытекающими последствиями для рынка инвестиций и занятости.  
  
В результате этого период более либеральной денежно-кредитной политики продлится намного дольше, чем это первоначально прогнозировалось. Этот факт и падение цен на товарных рынках должны уберечь Европу и США от сползания обратно в рецессию. Но нельзя исключать и снижения деловой активности в течение квартала. Таким образом, мы понизили наши прогнозные показатели роста мировой экономики; мы ожидаем, что инфляция сохранится, но будет снижаться более быстрыми темпами, и прогнозируем сохранение процентных ставок на низком уровне в течение следующих двух лет. Безработица в большинстве стран сохранится на неизменно высоком уровне.  
  
Такой "двухскоростной" характер оживления экономики сохранится и в среднесрочной перспективе. Экономическому росту развивающихся стран, на фоне спада спроса в США и Европе, будет способствовать мягкая денежно-кредитная политика в странах G7 и быстрое развитие своих собственных потребительских рынков. Это поможет установить нижний предел глобального спроса в пользу экспортеров по всему миру, при этом предполагается, что появления "пузырей активов" можно избежать - или попытаться контролировать этот процесс, как это имеет место в Китае.  
  
Ключевые риски  
  
Главный риск для перспектив развития - это возможное принятие ошибочных политических решений в странах еврозоны и США, в которых политики оказались неспособными к жестким решениям для обуздания вызванных ими же самими кризисов, связанных с государственным долгом и бюджетным дефицитом. Дальнейшие ошибочные действия в политике могут еще ​​больше подорвать доверие и, таким образом, стать причиной возврата развитых стран мира к рецессии.  
  
Долговой кризис в еврозоне, в частности, продолжается без каких-либо признаков того, что в ближайшее время решение будет найдено. Специально выработанные меры по выходу из кризиса пугают инвесторов и порождают важные вопросы, касающиеся банковских систем Европы. В лучшем случае это приведет к сохранению нестабильности на мировых финансовых рынках со всеми вытекающими последствиями для доверия потребителей и бизнеса. Но это может поставить главный европейский банк в безвыходное положение, при этом воздействие на мировую финансовую систему и торговлю будет то же, что и в случае с Lehman.  
  

 

 

 

 

 

 

 

Основные бизнес-перспективы  
 

 
 
  
Последние события и тенденции изменения ВВП  
  
Во втором квартале рост ВВП замедлился и составил 3,4% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, тогда как в первом квартале рост составлял 4,1%. Выпуск промышленной продукции также снизился с 5,9% до 4,8%, при сохранении уровня потребительского спроса и повышении объема розничных продаж за первые восемь месяцев года на 5,8% по сравнению с показателями 2010 г.  
  
Профицит федерального бюджета за период с января по ноябрь составил 2,8% ВВП. Доходы нефтегазовой отрасли превысили доходы отраслей, не связанных с нефтью и газом.  
  
Годовой рост ВВП составил 4,8% в третьем квартале и 4,1% за первые девять месяцев года. Чистый объем торговли снижается, усиливается зависимость роста от внутреннего спроса. Темпы роста производства в важнейшем из секторов - нефтегазовом, были весьма скромными, однако урожай сельхозпродукции 2011 года значительно превысил прошлогодние показатели, что способствовало увеличению объема экспорта. Курс рубля к доллару снизился, поскольку инвесторы оперативно переключились с активов, деноминированных в евро, на долларовые. По информации Банка России имеет место значительный отток капитала, обусловленный рублевыми заимствованиями "дочек" американских и европейских банков, которые осуществляются ими с целью пополнения резервов своих материнских структур и повышения ликвидности у себя дома. 

 

Инфляция  
  
Снижение инфляции во второй половине 2011 года (с 9,6 до 7,2% в октябре) обусловлено замедлением роста цен на продовольственные товары по прошествии года после их резкого подъема, вызванного лесными пожарами. Однако, более высокие цены на энергоносители и рост денежной массы (в сентябре денежный агрегат М2 вырос на 21% по сравнению с началом года) стали препятствием для дальнейшего улучшения показателей инфляции.  
  
Ключевой риск: Неустойчивые цены на нефть и продовольствие, влияние на товарные цены курса рубля к доллару и измеряемые двузначными цифрами темпы роста заработной платы.  
 

 
Потребительский сектор  
  
Благоприятные условия для роста потребительского рынка, сложившиеся в начале 2012 г., будут способствовать ускорению роста уровня потребления в 2013 г., благодаря снижению опасности потери работы, улучшению условий кредитования и устойчивому снижению реальной стоимости заемных средств. Риски заключаются в скачках инфляции, подрывающих доверие, и возможных шагах новой администрации, предпринимаемых в поиске баланса между ростом заработной платы и повышением производительности.  
  
Ключевой риск: Подрывающие доверие скачки инфляции и директивные решения в области инфляционной политики, направленные на поддержание баланса между размером заработной платы и ростом производительности.  
  
Рынок труда  
  
Замедление роста чистого количества новых рабочих мест в течение 2012 года и стабилизация показателей безработицы, до ее выхода на уровень 6% в результате улучшения ситуации в 2013 году.  
  
Ключевой риск: Неопределенность заставляет предприятия откладывать принятие решений о наборе персонала, а высокий уровень роста реальной заработной платы сохраняется благодаря снижению темпов инфляции. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

СНС является наиболее распространенным балансовым методом статистики развития экономики и ее результатов, отражает результаты производства товаров и  услуг, источники формирования доходов  от всех видов экономической деятельности, вклад каждой институционной единицы, каждого сектора экономики и  отрасли в их создание и участие  в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства. Цель национального счетоводства - дать наглядное цифровое отображение состояния экономики страны за определенный период времени. Система национальных счетов с помощью замкнутой системы счетов и ряда дополнительных таблиц показывает характер экономических процессов и основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, НД

Хотя СНС возникла намного  позднее бухгалтерского учёта, она  восприняла его многие общие принципы, например: принцип двойной записи каждой операции, разграничение между  активами и пассивами, оценки отдельных  статей доходов и расходов и т. д. Эта общность состоит в том, что в конечном итоге целью  обеих систем учёта и отчётности является обеспечение информации для  принятия решений, связанных с управлением  экономикой и повышением её эффективности, хотя и на разных уровнях. Переход к СHС, можно сказать прямо, был процессом неминуемым. В условиях рыночной экономики старая система основных макроэкономических показателей патологически не могла бы быть действенным орудием статистического учета и отображения глобальных хозяйственных процессов и их результатов. В отличие от национальных счетов зарубежных стран в отечественной СHС предусматривается возможность разграничения между сферой материального производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются скоординированные между собой показатели формирования, распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности и создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития как страны, так и региона.

 В этой работе особое  внимание было уделено значению  Национального счетоводства для  государственного регулирования  последнее особенно актуально  в связи с необходимостью разработки  и проведения стратегических структурных преобразований в экономике. На основе практического материала : журнал «Вопросы экономики» за 2009г. можно проследить динамику изменения основных экономических показателей СНС, анализ этой динамики, её влияние на экономику и сделать соответствующие прогнозы. Проводимые вариантные расчеты макропоказателей на прогнозируемый период лежат в основе разработки федерального и консолидированного бюджетов страны, налоговой и денежно-кредитной политики. В литературе о национальном счетоводстве, как правило, особо подчеркивается аналитический, прикладной характер СНС. Это качество явилось в определенной степени следствием самого процесса формирования СНС как результата развития теории макроэкономического анализа применительно к требованиям экономической политики.

Не случайно в определениях СНС подчеркиваются ее целостность  и комплексность, отмечается, что  СНС – это «способ описания…  основных экономических явлений, которые  составляют и характеризуют экономическую  и финансовую жизнь нации в  течение некоторого периода.

 

Список  используемой литературы:

 

    1. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Учебник.
    2. Курс экономической теории. Чепурин М.Н. Киселева Е.А.К 1994  
    3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под. Ред. В.И.Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.,1997
    4. Гальперин В.М. Макроэкономика: Учебник- С.Пб,1994г.
    5. Экономика: Учебник - Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.
    6. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории.-М.: Новая волна. 1999
    7. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002
    8. Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.
    9. "Вопросы экономики"" - № 8-2009.
    10. Интернет.

 

 
 


Информация о работе Система национальных считов