Система регулирования фондового рынка РФ: современное состояние и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в современной экономике России.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность рынка ценных бумаг и его структуру.
2) Провести анализ современного состояния рынка ценных бумаг в
экономике России.
3)Рассмотреть современные тенденции развития рынка ценных бумаг в экономике России и его перспективы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОНДОВЫЙ РЫНОК – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ………….……5
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОНДОВОГО РЫНКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………….………17
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА ………………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА

Современные тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг можно рассматривать как одну из важнейших составляющих фондового рынка. На макроэкономическом уровне всегда более приоритетным является инструмент привлечения средств в бюджет посредством выпуска ценных бумаг по сравнению с увеличением налогов. Это обусловлено двумя факторами: во-первых, организация государственного займа занимает гораздо меньше времени по сравнению с изменением законодательной базы в налоговой сфере; во-вторых, меры по увеличению налогов всегда «ложатся» на плечи налогоплательщиков, а при системе заимствований государство берет на себя ответственность по возврату привлеченных средств.

В настоящий момент наибольшую долю в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, занимают ОФЗ с амортизацией долга. Их доля составляет около 70% от общего объема госдолга в ценных бумагах. ОФЗ-АД являются сравнительно новым инструментом; впервые они выпущены Правительством РФ в мае 2002 г. Главная особенность ОФЗ-АД состоит в том, что погашение номинальной стоимости облигаций предусматривается частями и в разные даты; при этом проценты начисляются на оставшуюся сумму долга. Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу, помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций, также и величину накопленного купонного дохода.

Наряду с ОФЗ-АД, немалый интерес у инвесторов вызывают и облигации с фиксированной доходностью (ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФК). Их суммарная доля в общем объеме государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, достигает 30%.

Обоснованные выводы об основных тенденциях биржевого оборота российского рынка государственных ценных бумаг можно сделать, проанализировав основные обобщающие индикаторы, рассчитываемые аналитиками ММВБ - ведущей торговой площадкой данного сегмента фондового рынка России. Такими индикаторами являются индекс государственных облигаций России (RGBI), рассчитываемый как ценовой индекс без учета накопленного купонного дохода и купонных платежей, и индекс государственных облигаций России (RGBI-tr), рассчитываемый как ценовой индекс с учетом реинвестирования накопленного купонного дохода и купонных платежей.Так же можно сделать вывод об устойчивой повышательной тенденции и устойчивом интересе инвесторов к российским государственным ценным бумагам.

Основным держателем государственных ценных бумаг в России остается банковский сектор. Высокая надежность государственных ценных бумаг по-прежнему является привлекательным фактором при формирования инвестиционного портфеля банков. Однако необходимо отметить уменьшение доли банковского сектора - на 1 января 2004 г. этот показатель составлял 81,1%. Вторым по величине, но не по значимости, является не банковский сектор. Его доля на начало текущего года составляла 34%.

Доля вложений нерезидентов в российские государственные ценные бумаги сохраняется на низком уровне - всего 0,2% (на 1 января 2004 г. -1,2%). Снижение интереса этой категории инвесторов к российским государственным ценным бумагам объясняется снижением доходности по данным видам вложений. Если в начале 2004г. средняя доходность по государственным облигациям составляла около 12%, то к 2006 г. она снизилась до 6%.Снижение доходности от вложений в российские госбумаги заставляет нерезидентов уходить с российского рынка государственных ценных бумаг и инвестировать в другие, более доходные инструменты, в том числе и других стран.

По данным агентства «АК&М», которое ежегодно (начиная с 2002 г.) публикует рейтинг относительной кредитоспособности субъектов РФ, первое место по данным за 2005г. занимает г. Москва, которая по формальным показателям среди других субъектов Федерации имеет наиболее высокую способность расплачиваться по своим обязательствам.

Среди успехов, которые достигла г. Москва за последнее время, можно отметить отказ от практики привлечения краткосрочных заимствований и замещение их в структуре госдолга более управляемыми и дешевыми облигационными займами. Поэтому неудивительно, что последние пять лет г. Москва занимает лидирующую позицию в рейтинге.

В целом российский внутренний рынок субфедеральных и муниципальных заимствований имеет устойчивую повышательную тенденцию. Если в начале 2003 г. объем рынка составлял всего 39,9 млрд. рублей, то к концу 2004 г. он достиг уровня 128,2 млрд., рублей, а еще через полтора года увеличился в 1,4 раза и составил на 1 июля 2006 г. 180,4 млрд. рублей.

Что же касается внешнего долга, то в настоящее время Правительство РФ стремится не прибегать к внешним заимствованиям, что связано с попытками снизить внешнюю государственную задолженность за счет благоприятных бюджетных показателей.

Основываясь на выявленных тенденциях и, исходя из складывающейся ситуации в области государственных заимствований, можно ожидать дальнейшего снижения объемов внешнего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и увеличения объемов внутреннего российского долга. В целом же следует отметить, что проблема государственных заимствований требует постоянного контроля, поскольку оказывает существенное влияние на внутренний экономический климат и на развитие страны в долгосрочной перспективе.

Перспективы развития фондового рынка России.

Российский фондовый рынок был образован совсем недавно и поэтому его целесообразно отнести к развивающемуся фондовому рынку . Время его создания относится к 1990 году, когда он получил официальный статус. В настоящее время рынок работает по привычному порядку, как и любой другой фондовый рынок. Что касается перспектив фондового рынка, то они ярко проявились после кризиса. влияние кризиса на фондовый рынок имеет негативные и позитивные черты. Как и любое явление, кризис оказал разные реакции на состояние рынка. Позитив выражается в том, что в перспективе планируется поднять курс рубля до уровня любой свободно конвертируемой валюты. Это будет возможно, если экономика будет развиваться в том же темпе, что и до кризиса через некоторое время.

Благодаря повышению статуса рубля, российский фондовый рынок сможет выйти на международный уровень. Такие перспективы фондового рынка вселяют надежду в лучшее развитие рынка. Однако при этом следует помнить, что рынок темно связан с развитием не только национальной экономики, но и макроэкономики.

Возможно, уже через несколько лет заключать сделки на фондовой бирже Москва станет также безопасно, как и на любой международной бирже. Большое влияние на перспективы российского рынка сыграло и предоставление площадок Сбербанком на фондовом рынке . Сбербанк является крупным финансовым образованием, которое уже сегодня имеет более 60% акций от всего объема фондового рынка. Это значительный результат за предельно короткое время.

Что касается негативных черт влияния кризиса, то они заметно пошатнули ликвидность рынка, однако при этом рынок не перестал функционировать. Конечно, объемы торговли стали значительно ниже, но сам ритм был сохранен. Эксперты считают, что перспективы рынка прежде всего связаны с иностранными инвесторами, однако после кризиса их отношение может быть испорчено недоверием к российской фондовой бирже.

Перспективы фондового рынка также связаны с развитием и применением новых финансовых инструментов, которые будут значительно повышать уровень развития рынка. В первую очередь нужно отметить, что большие перспективы могут наметиться после открытия торговых площадок под контролем и других банков России. А использование финансовых деривативов по примеру западных фондовых бирж позволят сделать рынок более динамичным. Высокие темпы и динамика приведут к тому, что перспективы рынка станут реальностью.

В целом, у российского фондового рынка достаточно оптимистичные перспективы. Сейчас наш рынок существенно недокапитализирован, однако его капитализация увеличивается.

В процессе развития фондового рынка необходимо решить следующие задачи:  
-укрупнение и повышение уровня капитализации практически всех структур фондового рынка, включая и банковский сектор;

- повышение стандартов профессиональной  деятельности;

- повышение уровня компетентности  специалистов на рынке ценных  бумаг;

- развитие и ужесточение системы  регулирования и надзора за деятельностью профессиональных участников рыка ценных бумаг, в том числе на основе саморегулирования;  
-развитие системы мобилизации и раскрытия информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг;

- повышение конкурентоспособности  российских профессиональных участников рынка ценных бумаг по сравнению с зарубежными финансовыми институтами; 
- стимулирование формирования системы оказания финансовых услуг внутренним частным инвесторам (создать розничную инфраструктуру торговли ценными бумагами и обеспечить налоговый режим, поощряющий долгосрочные инвестиции населения в ценные бумаги предприятий реального сектора);

- обеспечить информационную «прозрачность»  эмитента, которая, в свою очередь, снижает издержки привлечения  инвестиций и увеличивает рыночную стоимость компании.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа посвящена российскому фондовому рынку и перспективам его развития. Были рассмотрены основные понятия рынка ценных бумаг. В частности ценные бумаги представляют собой документы, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам односторонний стандартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим эти документы (эмитентом ценных бумаг), возможность передачи данных документов при соблюдении заранее оговоренных условий, но без согласия эмитентов другому лицу вместе со всем комплексом заключенных в них прав.

В данной работе проведена классификация ценных бумаг. Российский рынок ценных бумаг был рассмотрен на примере рынка акций, так как это наиболее распространенный в России вид ценных бумаг. Затронуты проблемы нормативного регулирования российского фондового рынка. В число нормативных актов входят ГКРФ, а также федеральные законы.

Также были рассмотрены исторические предпосылки создания фондового рынка и периода его развития. В дипломной работе приведены основные функции рынка ценных бумаг.

Если говорить о крупнейших акционерах, то львиную долю фондового рынка (около 78 %) занимают предприятия энергетики, за ними на значительном расстоянии следуют физические лица (около 15 %) и затем прочие юридические лица (около 7 %). То есть предприятия фактически являются монополистами на фондовом рынке России. Таким образом российский фондовый рынок - это развивающийся рынок. Существуют перспективы развития российского рынка ценных бумаг, а также варианты развития российского рынка капиталов.

Для дальнейшего развития рынка ценных бумаг России должна быть прекращена спекулятивная практика сбыта за бесценок акций российский экспортных предприятий. Экономика должна приобрести агрессивный экспортоориентированный характер, необходимо увеличить концентрацию банковского капитала путем создания пулов холдингов. Для переориентации банковских вложений на реальный сектор экономики необходимы большие стимулы включая соответствующие налоговые льготы как банкам, так и предприятиям. Указанные выше предпосылки роста инвестиций могут быть действенными лишь при одновременном осуществлении реформы предприятий, повышения их восприимчивости к инвестиционным кредитам и инвестициям в целом. Помимо предусмотренного концепцией реформы предприятий введения стандартов раскрытия информации о ценных бумагах, в число таких мероприятий целесообразно включить:

  • Создание Минфином системы банков- гарантов реструктуризации предприятий, использование ими заемных средств на оказание необходимых консультационных услуг;
  • Совершенствование инвестиционных институтов уже действующих в рамках инфраструктуры фондового рынка, и создание при необходимости новых;
  • Проведение конкурсов инвестиционных программ при реструктуризации предприятий и конкурсов на доверительное управление деструктурируемым предприятием.

Что касается вариантов развития российского капиталов, то существуют следующие возможности:

  • Возврат к директивное экономике. То есть полная монополия государства;
  • Фундаменталистская экономика, то есть сохранение переходного и закрытого характера экономики страны при сильной роли государства;
  • Либеральная экономика. То есть продолжение рыночных реформ в стране со все большей открытостью и либеральностью экономики, когда учитываются не только собственные, но наднациональные интересы;
  • Эклектичная экономика - это смешанная форма всех предыдущие вариантов развития.

Так как рынок ценных бумаг является относительно новой сферой экономики, то его дальнейшее развитие вызывает интерес как у эмитентов, так и у инвесторов. В связи с тем, что в настоящее время фондовый рынок России динамично развивается, то это дает большие возможности для развития экономики нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Информация о работе Система регулирования фондового рынка РФ: современное состояние и тенденции развития