Система социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:49, реферат

Краткое описание

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

Содержание

Введение…………………………………………………………… стр.
Глава 1.Социальное партнерство
Понятие социального партнерства..........................................стр.
.Система социального партнерства: объекты, сфера, предметы, средства, методы………………………....................................стр.
Понятия уровней и основные направления системы социального партнерства………………………………………………………стр.
Уровни системы социального партнерства…………………..стр.
Основные направления совершенствования системы социального партнерства……………………………………………………...стр.
Заключение ………………………………………………………….стр.
Список используемых источников и литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 35.57 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования  «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева»

             Кафедра «Экономика и организация  ИТС в АПК»

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Система социального партнерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Москва 2014

                                                  Содержание 

       Введение…………………………………………………………… стр.            

       Глава  1.Социальное партнерство

    1. Понятие социального партнерства..........................................стр.
    2. .Система социального партнерства: объекты, сфера, предметы, средства, методы………………………....................................стр.
  1. Понятия уровней и основные направления системы социального партнерства………………………………………………………стр.
    1. Уровни системы социального партнерства…………………..стр.
    2. Основные направления совершенствования системы социального партнерства……………………………………………………...стр.

Заключение ………………………………………………………….стр.

Список используемых источников и литературы………………..стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

Социальное партнерство - это идеология, формы и методы согласования партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективного рыночного развития экономики зависит, прежде всего, от характера взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму. В широком смысле, социальное партнерство - это сотрудничество различных социальных групп и слоев. В более узком значении,- это способ согласования интересов работников и работодателей в целях обеспечения социального мира.

Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.

Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить  социальное партнерство, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.

 

  1. Социальное партнерство.
    1. Понятие социального партнерства.

Социальное партнерство - это особый тип социально-трудовых отношений, система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органов местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений непосредственно связанных с ними отношений. [5]

 Социальное партнерство - система взаимоотношений между:

· работниками (представителями работников),

· работодателями (представителями работодателей),

 · органами государственной  власти,

· органами местного самоуправления,

направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ). Социальное партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и представителями наемных работников, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. Трипартизм – это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудничество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительных органов власти) на федеральном, региональном, территориальном уровнях.

Бипартизм - двусторонняя модель социального партнерства преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий. Социальное партнерство «выступает как отдельный правовой институт».[1]

1.2 Система социального партнерства: объекты, сфера, предметы, средства, методы.

Система социального партнерства включает следующие уровни: федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда и муниципальном образовании; уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства с сфере труда между работниками и работодателем. [4]

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

-коллективных переговоров  на подготовке проектов коллективных  договоров, соглашений и заключений;

-взаимных консультаций  по вопросам регулирования трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников  и совершенствования трудового  законодательства;

-участия работников, их  представителей и управлении организацией.

И включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них. Основные принципы социального партнерства: следование нормам законодательства; полномочность и равноправие представителей сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, входящих в состав содержания коллективных договоров и соглашений; добровольность сторон в принятии и несении обязательств и ответственности; регулярность контроля и ответственность за выполнение обязательств. Субъекты (стороны) социального партнерства – государство, работники и работодатели. Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:

- со стороны государства - органы исполнительной власти  на трех уровнях (федерального, субъекта  Российской Федерации),

- со стороны работников - профессиональные объединения (профсоюзы) и иные уполномоченные представительные  органы работников;

- от имени работодателя  на уровне организации - руководитель  организации; владелец имущества, на  которого положено выполнение  функций работодателя или уполномоченные  им лица; на федеральном, отраслевом  и территориальном уровнях - представительные  органы соответствующего уровня  объединений работодателей, обладающие определенными полномочиями. Государство, будучи субъектом социального партнерства, выступает и как владелец имущества, и как работодатель (если это касается государственных предприятий). С развитием рыночных структур часть функций государства в области трудовых отношений резко меняется: в условиях переходного периода государство в системе социального партнерства выступает в качестве координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника или арбитра. Одной из самых главных функций государства есть разработка правовой базы и механизма развития форм организации социального партнерства, правил и механизма взаимодействия субъектов социального партнерства, выведение рассчитанных размеров и последовательности установления минимальных социально-трудовых показателей (минимальной оплаты труда, социальных пособий, льгот, компенсаций и гарантий и др.), укрепляющих диалог между сторонами. Объект социального партнерства образуют основные мероприятия по осуществлению общественно-трудовой политики в государстве, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, а также в районах, городах и в организациях.

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов отечественного бизнеса и интересов наемных работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе. Имеются и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости. Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности - между трудом и капиталом.

Социальное партнерство осуществляется на:

- федеральном уровне, на нем устанавливаются обоснования регулирования отношений трудовой сферы в Российской Федерации;

- межрегиональном уровне, трудовые права нескольких субъектов;

 

 

 

          Система социального партнерства Российской Федерации

                                                                                                       Таблица 1

Уровни коллективно-договорного регулирования

 

  Виды соглашений

Участники соглашений

      Федеральный 

    Генеральное

Общероссийское объединение работодателей Общероссийские объединения профсоюзов Правительство РФ

 

Отраслевое (тарифное) Профессиональное (тарифное)

Министерства, комитеты объединения работодателей Отраслевые объединения профсоюзов, Минтруд РФ

Субъект РФ (республика, край, область, автономная область, города федерального назначения, автономный округ)

Специальное Региональные Отраслевые Межотраслевые

Объединение работодателей субъектов РФ

Объединение профсоюзов субъекта РФ

Орган исполнительной власти РФ

Территориальный (район, город)

Профессиональные (тарифные) Территориальные

Территориальные объединения (организации) работодателей, территориальные объединения (организации) профсоюзов, Органы исполнительной власти (местного самоуправления)

Предприятия

Коллективный договор

Представительные органы работников (профсоюз, совет трудового коллектива и др.) руководитель предприятия или иное уполномоченное лицо


[3 c.262]

- региональном уровне, когда обосновываются правила регулирования трудовых отношений в субъекте Российской Федерации;

- отраслевом уровне, на котором характеризуются основы регулировки сторон трудовых отношений в отрасли (отраслях);

- территориальном уровне, на котором закладываются принципы регулирования трудовых отношений в муниципалитетах;

- местном, на котором устанавливаются обязанности работников и работодателя в трудовых отношениях.

Социальное партнерство проходит в различных формах: коллективных переговорах по разработке проектов коллективных договоров, соглашений и их подписанию; двухсторонних консультаций по разрешению вопросов, связанных с регулировкой трудовых прав и обязанностей и других, тесно прилегающих к ним проблем по обеспечению гарантий прав работников, совершенствованию законодательной базы, участия рабочих в досудебных рассмотрениях споров трудовой сферы.

        2.Понятия уровней и основные направления системы социального партнерства.

        2.1 Уровни системы социального партнерства

ТК не содержит определения понятия уровней социального партнерства, но они упоминаются в ст.26 ТК: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (в муниципальном образовании), уровень организации. Здесь нарушена логика, так как в одном перечне приводятся уровни, разделяемые по двум (независимым друг от друга) классификационным признакам (основаниям деления).

Первый признак — территориальный: федеральный (РФ), региональный (субъект РФ), муниципальный (город, район и др.), организация. В ст. 26 ТК не упомянут федерально-окружной уровень. С мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента РФ функционирует новый — федерально-окружной уровень в системе государственной власти, в 7 федеральных округах назначены представители Президента РФ. [2]. В сентябре 2000 г. были открыты представительства ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) в федеральных округах. Во всех федеральных округах заключены двух- или трехсторонние соглашения, которые подписываются представителями ФНПР, Президента РФ и (или) объединений работодателей в округе. Основными задачами федерально-окружных соглашений являются формирование единого экономического пространства округа, обеспечение социальных интересов его жителей, трудовых прав работников, развитие социального партнерства и др. В связи с этим предлагаем включить в перечень ст. 26 ТК федерально-окружной уровень.

Второй признак — отраслевой. Отраслевые соглашения заключаются на всех территориальных уровнях. Кроме того, заключаются межотраслевые соглашения. На каждом территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда. Поэтому ст. 26 ТК нуждается в уточнении. В законах субъектов РФ о социальном партнерстве также определяются уровни социального партнерства: субъекта РФ, отраслевой, межотраслевой, территориальный (район или город),территориально-отраслевой (отрасль района, города), уровень организации, межрегиональный, специальный (целевой). Все перечисленные уровни, кроме специального (целевого), определены в ст. 26 ТК РФ. Специальный (целевой)уровень — это уровень, на котором заключаются профессиональные соглашения. Его следует включить в ТК.

Информация о работе Система социального партнерства