Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:49, реферат
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.
Введение…………………………………………………………… стр.
Глава 1.Социальное партнерство
Понятие социального партнерства..........................................стр.
.Система социального партнерства: объекты, сфера, предметы, средства, методы………………………....................................стр.
Понятия уровней и основные направления системы социального партнерства………………………………………………………стр.
Уровни системы социального партнерства…………………..стр.
Основные направления совершенствования системы социального партнерства……………………………………………………...стр.
Заключение ………………………………………………………….стр.
Список используемых источников и литературы………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева»
Кафедра «Экономика и
Реферат на тему: Система социального партнерства
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Социальное партнерство
Заключение ………………………………………………………….стр.
Список используемых источников и литературы………………..стр.
Введение
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.
Социальное партнерство - это идеология, формы и методы согласования партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективного рыночного развития экономики зависит, прежде всего, от характера взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму. В широком смысле, социальное партнерство - это сотрудничество различных социальных групп и слоев. В более узком значении,- это способ согласования интересов работников и работодателей в целях обеспечения социального мира.
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить социальное партнерство, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
Социальное партнерство - это особый тип социально-трудовых отношений, система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органов местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений непосредственно связанных с ними отношений. [5]
Социальное партнерство - система взаимоотношений между:
· работниками (представителями работников),
· работодателями (представителями работодателей),
· органами государственной власти,
· органами местного самоуправления,
направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ). Социальное партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и представителями наемных работников, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. Трипартизм – это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудничество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительных органов власти) на федеральном, региональном, территориальном уровнях.
Бипартизм - двусторонняя модель социального партнерства преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий. Социальное партнерство «выступает как отдельный правовой институт».[1]
1.2 Система социального партнерства: объекты, сфера, предметы, средства, методы.
Система социального партнерства включает следующие уровни: федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда и муниципальном образовании; уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства с сфере труда между работниками и работодателем. [4]
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
-коллективных переговоров
на подготовке проектов
-взаимных консультаций
по вопросам регулирования
-участия работников, их представителей и управлении организацией.
И включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них. Основные принципы социального партнерства: следование нормам законодательства; полномочность и равноправие представителей сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, входящих в состав содержания коллективных договоров и соглашений; добровольность сторон в принятии и несении обязательств и ответственности; регулярность контроля и ответственность за выполнение обязательств. Субъекты (стороны) социального партнерства – государство, работники и работодатели. Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:
- со стороны государства - органы исполнительной власти на трех уровнях (федерального, субъекта Российской Федерации),
- со стороны работников
- профессиональные объединения (профсоюзы)
и иные уполномоченные
- от имени работодателя
на уровне организации - руководитель
организации; владелец имущества, на
которого положено выполнение
функций работодателя или
Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов отечественного бизнеса и интересов наемных работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе. Имеются и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости. Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности - между трудом и капиталом.
Социальное партнерство осуществляется на:
- федеральном уровне, на нем устанавливаются обоснования регулирования отношений трудовой сферы в Российской Федерации;
- межрегиональном уровне, трудовые права нескольких субъектов;
Система социального партнерства Российской Федерации
Уровни коллективно-договорного регулирования |
Виды соглашений |
Участники соглашений |
Федеральный |
Генеральное |
Общероссийское объединение работодателей Общероссийские объединения профсоюзов Правительство РФ |
Отраслевое (тарифное) Профессиональное (тарифное) |
Министерства, комитеты объединения работодателей Отраслевые объединения профсоюзов, Минтруд РФ | |
Субъект РФ (республика, край, область, автономная область, города федерального назначения, автономный округ) |
Специальное Региональные Отраслевые Межотраслевые |
Объединение работодателей субъектов РФ Объединение профсоюзов субъекта РФ Орган исполнительной власти РФ |
Территориальный (район, город) |
Профессиональные (тарифные) Территориальные |
Территориальные объединения (организации) работодателей, территориальные объединения (организации) профсоюзов, Органы исполнительной власти (местного самоуправления) |
Предприятия |
Коллективный договор |
Представительные органы работников (профсоюз, совет трудового коллектива и др.) руководитель предприятия или иное уполномоченное лицо |
[3 c.262]
- региональном уровне, когда обосновываются правила регулирования трудовых отношений в субъекте Российской Федерации;
- отраслевом уровне, на котором характеризуются основы регулировки сторон трудовых отношений в отрасли (отраслях);
- территориальном уровне, на котором закладываются принципы регулирования трудовых отношений в муниципалитетах;
- местном, на котором устанавливаются обязанности работников и работодателя в трудовых отношениях.
Социальное партнерство проходит в различных формах: коллективных переговорах по разработке проектов коллективных договоров, соглашений и их подписанию; двухсторонних консультаций по разрешению вопросов, связанных с регулировкой трудовых прав и обязанностей и других, тесно прилегающих к ним проблем по обеспечению гарантий прав работников, совершенствованию законодательной базы, участия рабочих в досудебных рассмотрениях споров трудовой сферы.
2.Понятия уровней и основные направления системы социального партнерства.
2.1 Уровни системы социального партнерства
ТК не содержит определения понятия уровней социального партнерства, но они упоминаются в ст.26 ТК: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (в муниципальном образовании), уровень организации. Здесь нарушена логика, так как в одном перечне приводятся уровни, разделяемые по двум (независимым друг от друга) классификационным признакам (основаниям деления).
Первый признак — территориальный: федеральный (РФ), региональный (субъект РФ), муниципальный (город, район и др.), организация. В ст. 26 ТК не упомянут федерально-окружной уровень. С мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента РФ функционирует новый — федерально-окружной уровень в системе государственной власти, в 7 федеральных округах назначены представители Президента РФ. [2]. В сентябре 2000 г. были открыты представительства ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) в федеральных округах. Во всех федеральных округах заключены двух- или трехсторонние соглашения, которые подписываются представителями ФНПР, Президента РФ и (или) объединений работодателей в округе. Основными задачами федерально-окружных соглашений являются формирование единого экономического пространства округа, обеспечение социальных интересов его жителей, трудовых прав работников, развитие социального партнерства и др. В связи с этим предлагаем включить в перечень ст. 26 ТК федерально-окружной уровень.
Второй признак — отраслевой.
Отраслевые соглашения заключаются на
всех территориальных уровнях. Кроме того,
заключаются межотраслевые соглашения.
На каждом территориальном уровне устанавливаются
основы регулирования отношений в сфере
труда. Поэтому ст. 26 ТК нуждается в уточнении.
В законах субъектов РФ о социальном партнерстве
также определяются уровни социального
партнерства: субъекта РФ, отраслевой,
межотраслевой, территориальный (район
или город),территориально-