Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 21:01, курсовая работа
Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.
Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхование является одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование – это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.
Введение 3
1. Рыночная экономика 6
1.1 Сущность и развитие рыночной экономики 6
1.2 Функции и механизм рыночной экономики 13
1.3 Элементы рыночной экономики. Принципы функционирования 15
2. Система социальной защиты в рыночной экономике 18
2.1 Роль государства в перераспределении доходов населения 18
2.2 Фонд социального страхования РФ. Характеристика основных направлений деятельности 22
2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости 27
2.4. Статистические данные уровня бедности 35
Заключение 38
Список использованной литературы 41
В 7-ой статье Конституции Российской Федерации 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) провозглашается, что Россия является социальным государством8. Сам факт принятия российским государством ответственности за социальное равенство, можно расценивать положительно. Но, возможно ли при огромной дифференциации в доходах, социальном неравенстве, недоступности реальной социальной поддержки, нетерпимости, отсутствии справедливости социальное государство? Российское законодательство в части набора норм соответствует в целом мировым и европейским стандартам. Однако приходится констатировать, что несоответствия выявляются в многочисленных нарушениях законов: существуют ограничения возрастного ценза при найме на работу - наряду с людьми старших возрастов дискриминации подвергаются женщины; большинство безработных в стране составляют женщины и молодежь, дети из малообеспеченных семей имеют намного меньше шансов получить хорошее образование, чем дети богатых родителей и т.д. Не отрицая позитивной корреляции между умеренным неравенством с одной стороны и эффективностью экономики и жизнеспособностью демократии - с другой, европейские специалисты указывают на целый ряд факторов, объясняющих, почему чрезмерное неравенство вредно для общества. Прежде всего, это глубинное нарушение чувства справедливости, которое снижает уровень удовлетворения жизнью у обеспеченных людей. Западному обывателю неприятно думать, что кто-то страдает, и поэтому он готов платить высокие налоги, чтобы жить спокойнее. Не меньшее значение имеет негативное влияние социальной зависти на благосостояние общества, а также опасность социальных конфликтов. Признавая, что неравенство обусловлено, прежде всего, экономическими, социальными и политическими факторами внутри общества, обратимся к культурным объяснениям этого явления. Иначе, как объяснить "живучесть" бедности в тех обществах, где имеется широкий выбор возможностей. В России большинство людей, жалуясь на нынешнюю власть, не обеспечивающую им достойной жизни, не задумываются над тем, что отсутствие "хорошей" жизни есть, в том числе, и результат отсутствия у людей веры в свои собственные возможности. Чтобы почувствовать свою силу, человек должен осознать свою жизненную стратегию, принимать ответственность за каждое свое действие. Под жизненной стратегией можно понимать способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать жизнь более эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни. Главными качественными характеристиками жизненной стратегии являются цели и ценности, а количественными - уровень ответственности, степень осмысленности жизни. Российские авторы выделяют три основных типа жизненных стратегий: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации.9 Их содержание определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная ("потребительская") активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает мотивационная ("достиженческая") активность. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. Жизненные стратегии связаны с определенными жизненными ценностями. Так, ориентация на стратегию жизненного благополучия предполагает преобладание ценностей стабильной и размеренной жизни, стремления к комфорту и безопасности. Приверженность стратегии жизненного успеха характеризуется значимостью ценностей внешнего признания и одобрения, получения высокого социального статуса. Альтруизм, творческий подход к работе, стремление к саморазвитию говорят о склонности к стратегии самореализации. Соотношение между приведенными выше показателями и их отнесение к тем или иным стратегиям, прежде всего, выражают тенденции в выборе и построении своей жизненной стратегии в профессиональной сфере. Значимость стратегических ориентаций и предпочтений личности, относящихся к различным жизненным стратегиям, проявляется в различных ситуациях, например, при оценке причин неудовлетворенности своей работой наиболее значимы ценности стратегии жизненного благополучия; субъективизм и протекционизм при приеме на работу и продвижении по служебной лестнице мешают реализации стратегии жизненного успеха. Важным элементом жизненной стратегии благополучия и успеха можно считать дополнительные возможности соответствующих социальных корпораций, включаясь в которые на разных этапах жизненного пути, человек может подкрепить свой промежуточный статус и использовать ресурсы среды для дальнейшего социального "восхождения" или движения в более комфортные лакуны своего "горизонта" (уровня). Если говорить об индивидах с жизненной стратегией самореализации, то, они, скорее, предпочтут выбор возможных источников энергетической подпитки, Как правило, индивид с такой стратегией в отличие от координированной деятельности группы не может сформировать общественную потребность, не корректирует собственные социальные установки. Но эти люди - профессионалы, работающие не за деньги, а "за идею". Они могут составить "ядро" креативного класса, той социальной группы, которая будет определять позиции государства в мире. И государство должно идти им навстречу, создавая достойные условия для творчества и самореализации. Рассмотрев особенности жизненных стратегий, результаты социологических исследований, касающихся ценностных ориентаций и жизненных стратегий, можно сделать вывод, что содержание и направленность жизненной стратегии индивида зависит, с одной стороны, от уровня развития личностного потенциала, а с другой - от социокультурных и социально-политических условий его жизнедеятельности. Какие же ценности должны доминировать в жизненных стратегиях граждан, способных построить социальное государство? По нашему мнению, это - прежде всего, справедливость и толерантность, отражающиеся в общественном сознании, преломляющиеся в его нравственной составляющей, а главное, - обладающие мощным социально ориентированным регулятивным действием. Российские либералы в 90-е годы практически не употребляли слова "справедливость" и "равенство". Публичное пренебрежительное отношение к равенству и справедливости, отсутствие сочувствия неимущим, не характерно для русской традиции. В российской истории не принято было воспевать богатство и роскошь. Скорее, наоборот, считали, что "бедность не порок". О роли справедливости в общественной жизни писали Н.А. Бердяев, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.С. Соловьев. Современные концепции справедливости представлены в трудах В.М. Межуева, А.М. Руткевича, В.Г. Федотовой. Можно отметить не только теоретический, но и практический интерес к феномену справедливости, в частности, его роли в современном российском правосознании (работы С.С. Алексеева, В.М. Баранова А.А. Гусейнова, А.Н. Иванова, И.А. Ильина, Б.И. Коваль, В.С. Нерсесянца, И.А. Покровского, В.А. Четвернина и др.).10 Однако внимание и дискуссии о теме справедливости до сих пор не привели к осознанию необходимости придерживаться какой-либо конкретной концепции и достижению единства по отношению к содержанию этого понятия, а также формированию механизма воздействия справедливости на общественные отношения. Естественно, формальное осознание механизма реализации справедливости в общественной среде существует. Справедливость является основным ценностным ориентиром, посредством которого сопоставляются произошедшие явления с представлениями о нравственном идеале. Справедливость, обладая статусом социальной нормы, закрепленной в общеобязательных правилах поведения, является определяющей в развитии и формировании правосознания и определяет его уровень и качественное состояние. Различные концепции справедливости (интуитивистская, утилитаристская, договорная) по-разному смотрят на решение этой проблемы: интуитивисты предлагают определять ее интуитивно, утилитаристы - в соответствии с мерой индивидуальной и общественной полезности, договорная теории - согласно некоторым базовым принципам, о которых следует договориться заранее. Наиболее известной среди договорных теорий справедливости является концепция Джона Ролза, который первый принцип своего подхода сформулировал так: "Справедливость как честность". Он предлагает исходить из того, что все люди должны выбрать в качестве главного постулата распределения так называемый "принцип максмина". По Ролзу, неравенство оправдано только в том случае, если оно обеспечивает максимально возможный выигрыш для наименее обеспеченного класса. А если это так, то наилучшей стратегией для абсолютного большинства является поддержка тех, кто находится внизу, и стремление повышать уровень жизни наименее благополучной части населения.11Тогда, чтобы ни случилось с человеком в жизни, его положение не будет катастрофическим. Необходимость изучения справедливости как социально значимого элемента жизни современного российского общества заключается в выявлении особенностей восприятия и отражения справедливости в сознании российского общества; в степени реализации идеи справедливости в различных сферах общественной жизни; в способах привнесения справедливых начал в регулирование общественных отношений. Как свидетельствуют опросы ВЦИОМ, не менее 50% россиян называют отсутствие социального равенства и справедливости проблемой, которая их беспокоит. Примерно треть россиян, согласно данным опроса "Самоидентификация россиян", проведенного РАГС в 2010 году, уверены в собственных силах и не опасаются оказаться в беспомощном положении без поддержки государства и родных, но 63,8% опрошенных такой уверенности не высказали. Это же исследование показало, что с мнением, "социальные различия в России в основном справедливы", согласны лишь 12,8% и 13,4% соответственно, не согласны - 77,6% и 79,7%; а социальная справедливость для большинства опрошенных означает, что "все люди обладают доходами, достаточными для безбедного существования", "имеют равные шансы на образование и медицинское обслуживание". Большинство россиян не считают, что для реализации социальной справедливости должны быть достаточно большие различия в доходах людей, иначе пропадают стимулы для личных достижений. Безусловно, проблема неравенства воспринималась бы населением России менее остро, если бы ответственность за бедность оно возлагало на индивидуума и признавало бы, как в развитых странах, легитимность богатства и успехов в своем обществе. Между тем подавляющее большинство россиян винят в бедности "экономическую систему" (82%) и "неравные возможности" (65 %). При относительной амбивалентости мнений насчет причин бедности, богатство, приобретенное после 1991 года, однозначно считается нелегитимным, "несправедливым", так как оно не является результатом упорного труда. Точку зрения, согласно которой "у людей есть равные возможности добиться успеха", разделяют, по данным ВЦИОМ, 23% опрошенных. 12
Думается, что цель социального государства - это не устранение неравенства, а "выравнивание неравенства", уменьшение различия в имущественном положении, повышение социального статуса индивида для обеспечения всем членам общества высокого качества жизни. В России не умаляется ценность опыта развитых стран в построении социального демократического государства, и все же необходимо коренным образом переосмыслить имеющиеся подходы к месту и роли социальной справедливости, механизмы ее осуществления в современном обществе.
2. Индекс
риска бедности по населенным
пунктам с различной
А. По половозрастным группам
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Все малоимущее население |
100 |
100 |
100 |
100 |
Дети в возрасте до 16 лет |
22,6 |
23,8 |
25,5 |
26,3 |
Население трудоспособного возраста |
64,8 |
64,6 |
64,4 |
63,5 |
Мужчины в возрасте 16 - 30 лет |
12,3 |
12,2 |
11,7 |
11,5 |
Женщины в возрасте 16 - 30 лет |
13,3 |
13,4 |
13,2 |
12,7 |
Мужчины в возрасте 31 - 59 лет |
18,6 |
18,7 |
19,2 |
19,0 |
Женщины в возрасте 31 - 54 лет |
20,6 |
20,3 |
20,3 |
20,3 |
Население старше трудоспособного возраста |
12,6 |
11,6 |
10,0 |
10,2 |
Мужчины в возрасте 60 и более лет |
3,5 |
3,1 |
2,5 |
2,7 |
Женщины в возрасте 55 и более лет |
9,1 |
8,6 |
7,5 |
7,5 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Все малоимущее население |
100 |
100 |
100 |
100 |
Экономически активное население |
61,4 |
63,3 |
64,9 |
65,6 |
Занятые в экономике |
59,7 |
60,7 |
61,0 |
63,1 |
Работающие пенсионеры |
4,2 |
4,3 |
3,7 |
4,0 |
Безработные |
1,7 |
2,5 |
3,9 |
2,5 |
Экономически неактивное население |
38,6 |
36,7 |
35,1 |
34,4 |
Неработающие пенсионеры |
14,3 |
12,7 |
11,9 |
11,6 |
______________________________
1) Для лиц в возрасте 15 и более лет.
В. По уровню образования2)
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Все малоимущее население |
100 |
100 |
100 |
100 |
не имеют начального |
1,7 |
1,9 |
1,7 |
2,0 |
начальное общее (начальное) |
11,4 |
11,2 |
10,5 |
10,4 |
основное общее (неполное среднее) |
12,7 |
11,5 |
10,4 |
10,1 |
среднее (полное) общее |
23,0 |
22,7 |
21,4 |
20,7 |
начальное профессиональное (профессионально-техническое) |
14,4 |
14,5 |
12,9 |
12,2 |
среднее профессиональное (среднее специальное) |
22,5 |
23,4 |
26,6 |
27,5 |
неполное высшее профессиональное |
2,4 |
2,1 |
2,6 |
2,5 |
высшее профессиональное (высшее) |
11,7 |
12,6 |
13,8 |
14,7 |
послевузовское профессиональное |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
______________________________
2) Для лиц в возрасте 10 и более лет.
Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Короче говоря, поборники рыночной системы доказывают, что «невидимая рука», таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.
Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.
Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива.14
1. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы.
2. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.
3. За первое десятилетие XXI века принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь "средний класс", образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.
4. В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Если мы хотим сохранить и тем более качественно улучшить ситуацию - другого выхода у нас просто нет.15
Информация о работе Система социальной защиты в рыночной экономике