Система финансового оздоровления
базируется на определенных принципах.
К числу основных их этих принципов
относятся:
1. принцип постоянной
готовности реагирования. Достигаемое
в результате эффективного финансового
менеджмента финансовое равновесие
предприятия очень изменчиво
в динамике. Возможное его изменение
на любом этапе экономического
развития предприятия определяется
естественным откликом на изменения
внешних и внутренних условий
его хозяйственной деятельности.
Ряд этих изменений усиливает
конкурентную позицию предприятия,
повышают его финансовый потенциал
и рыночную стоимость; другие
- наоборот, вызывают кризисные явления
в его финансовом развитии. Объективность
проявления этих условий в
динамике определяет необходимость
поддержания постоянной готовности
финансовых менеджеров к возможному
нарушению финансового равновесия
предприятия на любом этапе
его экономического развития.
2. принцип превентивности
действий. Этот принцип предполагает,
что лучше предотвратить угрозу
финансового кризиса, чем осуществлять
его разрешение и обеспечивать
нейтрализацию его негативных
последствий. Поэтому в тех
случаях, когда финансовый кризис
может быть предотвращен (если
его возникновение генерируется
только внутренними факторами
или нейтрализуемыми внешними
факторами), принцип превентивности
действий приобретает первостепенное
значение. Реализация этого принципа
обеспечивается ранней диагностикой
предкризисного финансового состояния
предприятия и своевременным
использованием возможностей нейтрализации
финансового кризиса. В этом
случае антикризисное финансовое
управление использует методологию
управления по слабым сигналам.
3. принцип срочности реагирования.
Каждое из негативных проявлений
финансового кризиса не только
имеет тенденцию к расширению
с каждым новым хозяйственным
циклом предприятия, но и порождает
новые сопутствующие ему негативные
финансовые последствия. Поэтому
чем раньше будут включены
антикризисные финансовые механизмы
по каждому диагностированному
кризисному симптому, тем большими
возможностями восстановления нарушенного
равновесия будет располагать
предприятие.
4. принцип адекватности
реагирования. Используемая система
финансовых механизмов оздоровления
в подавляющей своей части
связана с затратами финансовых
ресурсов или потерями, связанными
с нереализованными возможностями
(вызванными сокращением объемов
операционной деятельности, приостановлением
реализации инвестиционных проектов
и т.п.). При этом уровень этих
затрат и потерь находится
в прямой зависимости от конкретных
финансовых механизмов и масштабов
их использования. Поэтому использование
отдельных механизмов нейтрализации
угрозы финансового кризиса и
его разрешения должно исходить
из реального уровня такой
угрозы и быть адекватным этому
уровню. В противном случае не
будет получен ожидаемый эффект
(если действие механизмов или
масштабы их применения недостаточны)
или пред-приятие будет нести неоправданно
высокие затраты и потери (если действие
механизмов или масштабы их применения
избыточны для данной ситуации).
5. принцип комплексности
принимаемых решений. Практически
каждый финансовый кризис предприятия
по источникам генерирующих его
факторов, а соответственно и
по формам проявления своих
негативных последствий носит
комплексный характер. Аналогичный
комплексный характер должна
носить и система разрабатываемых
и реализуемых антикризисных
мероприятий, обеспечивающих эффективную
нейтрализацию влияния таких
факторов и их негативных последствий.
6. принцип альтернативности
действий. Этот принцип предполагает,
что каждое из принимаемых
финансовых решений должно базироваться
на рас-смотрении максимально возможного
числа их альтернативных проектов с определением
уровня их результативности и оценкой
затрат. В процессе оценки результативности
таких альтернативных проектов решений
следует исходить из определенных критериев,
обеспечивающих достижение цели или отдельных
задач антикризисного финансового управления.
7. принцип адаптивности
управления. В процессе развития
финансового кризиса, генерирующие
его факторы, характер динамикой. Это предопределяет
необходимость высокого уровня гибкости
финансового управления, его быстрой адаптации
к меняющимся условиям внешней и внутренней
финансовой среды.
8. принцип приоритетности
использования внутренних ресурсов.
В про-цессе финансового оздоровления,
особенно на ранних стадиях диагностики
финансового кризиса, предприятие должно
рассчитывать преимущественно на внутренние
финансовые возможности его нейтрализации.
Опыт показывает, что если финансовый
кризис генерируется только финансовыми
факторами, т.е. носит структурный характер,
то при нормальных маркетинговых позициях
предприятия он полностью может быть разрешен
за счет использования исключительно
внутренних механизмов антикризисного
управления и собственных финансовых
ресурсов. В этом случае предприятие может
избежать потери управляемости и процедур
внешнего контроля своей финансовой деятельности.
9. принцип оптимальности
внешней санации. Если финансовый
кризис диагностирован лишь на
поздней стадии своего развития,
носит системный характер и
оценивается как глубокий или
катастрофический, а механизмы внутренней
его нейтрализации не позволяют
достичь равновесия предприятия,
оно должно инициировать свою
внешнюю санацию. Она должна
быть направлена на предотвращение
банкротства или ликвидации предприятия
в других ее формах. Принцип
оптимальности внешней санации
предполагает, что при выборе
ее форм и состава внешних санаторов
следует исходить из системы определенных
критериев. Такими критериями могут быть
сохранение управления предприятием его
первоначальными учредителями, минимизация
потери рыночной стоимости предприятия
и другие.
10. принцип эффективности.
Реализация этого принципа обеспечивается
сопоставлением эффекта финансового
оздоровления и связанных с
реализацией его мероприятий
финансовых ресурсов. Эффект может
характеризоваться уровнем достижения
отдельных целей - по предотвращению
финансового кризиса, смягчению
негативных условий его протекания
или связанных с ним негативных
финансовых последствий. Учитывая,
что выразить этот эффект в
денежной форме затруднительно,
оценка эффективности отдельных
мероприятий носит сравнительный
характер (на основе сопоставления
уровня достижения отдельных
целей и объема затрат финансовых
ресурсов по альтернативным вариантам
управленческих решений). [14]