Система цен на сельскохозяйственную продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цены в сельском хозяйстве имеют большое значение для системы ценообразования вообще. Они являются исходными для системы цен на потребительские товары, которые вырабатываются из сельскохозяйственного сырья. По этим ценам сельскохозяйственная продукция реализуется коллективными хозяйствами, фермерскими хозяйствами, частным сектором государству, перерабатывающим предприятиям всех форм собственности, в торговую сеть и непосредственно потребителям. Такие цены влияют на конечные розничные цены, темпы развития сельского хозяйства, промышленности, уровень оплаты работников области.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomika_KOZhIN_2.docx

— 198.10 Кб (Скачать файл)

Практика выработала целый спектр видов закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. К ним относятся следующие:

  1. свободные (рыночные) цены;
  2. гарантированные закупочные цены;
  3. ориентировочные цены;
  4. интервенционные цены;
  5. пороговые цены;
  6. залоговые цены и др.

 

Основой системы цен на сельскохозяйственную продукцию являются свободные (рыночные) цены. Однако свободные (рыночные) цены на сельскохозяйственную продукцию подвержены влияниям факторов, которые, как правило, не зависят от товаропроизводителей. В результате такого влияния производители сельскохозяйственной продукции зачастую попадают в тяжелое финансовое положение. Это отрицательно сказывается не только на самих производителях, но и на государстве в целом. Государство является значительным заказчиком и потребителем сельскохозяйственной продукции. Для элиминирования отрицательного воздействия на закупочные цены факторов, не зависящих от производителей, государство сознательно сужает сферу применения свободных (рыночных) цен. Оно зачастую использует и другие виды цен, более эффективные для товаропроизводителей.

Так, с 1995 г. в соответствии с федеральным законодательством сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие для государственных нужд закупается по свободным (договорным) ценам, но не ниже гарантированных закупочных цен. Уровень гарантированных закупочных цен на продукцию федерального госзаказа разрабатывают федеральные органы. Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен (ст.6 № 53-ФЗ). Гарантированный уровень закупочных цен призван обеспечивать возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства. В целях защиты потребителя (покупателя) Правительство Российской Федерации устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Основным документом, определяющим объемы, ассортимент, качество, порядок закупки и поставки, цены, сроки и порядок расчетов за закупки и поставки продукции является государственный контракт. Для применения гарантированных закупочных цен разработаны номенклатура закупаемой по госзаказам продукции, определены квоты по конкретным товарам, определен необходимый объем финансовых ресурсов. Были специально разработаны методические рекомендации по расчету и индексации гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для государственных нужд.

Минэкономики и Минсельхоз России в 1995 г. разработали Методические рекомендации по расчету и индексации гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд. В соответствии с этими рекомендациями целью гарантированных закупочных цен является поддержка доходов товаропроизводителей. Гарантированные закупочные цены должны обеспечивать нормально работающим товаропроизводителям, расположенным в специализированных зонах товарного производства, возмещение материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции и получение дохода. Гарантированные закупочные цены (ГЦз) определяются по следующей формуле:

ГПз = ПС + П + НДС,

где ПС - себестоимость производства и реализации сельскохозяйственной продукции; П - прибыль в составе цены на сельскохозяйственную продукцию; НДС - налог на добавленную стоимость.

Конкретные элементы себестоимости соответствующего вида сельскохозяйственной продукции рассчитываются исходя из цен, тарифов, процентных ставок и оплаты труда периода, в котором вводятся в действие гарантированные закупочные цены.

При формировании гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию должны также учитываться:

  1. уровень договорных и действующих гарантированных цен в данном и соседних регионах;
  2. конъюнктура рынка данного вида продукции;
  3. объем финансовых ресурсов, предусмотренных для проведения закупок для государственных нужд.

Расчет гарантированных закупочных цен на первый квартал бюджетного года проводится в четвертом квартале предшествующего года на основе ожидаемых данных о полной себестоимости соответствующих видов сельскохозяйственной продукции, включая затраты на реализацию, определяемые органами государственной статистики. Полученная таким образом себестоимость текущего периода должна быть приведена к условиям первого квартала нового года. Это связано с необходимостью учета в составе гарантированных закупочных цен инфляционной составляющей. Для этого отчетные данные себестоимости за текущий год нужно скорректировать на индексы (дефляторы) цен четвертого квартала к ценам третьего квартала текущего периода и первого квартала нового года к четвертому кварталу предшествующего года. В итоге будут получены затраты, отражающие условия воспроизводства сельскохозяйственной продукции в первом квартале года, в котором вводятся в действие гарантированные закупочные цены.

Приведение себестоимости реализованной продукции текущего года к условиям первого квартала нового года проводится с помощью индексов (дефляторов) цен по каждому элементу затрат отдельно. При этом каждый элемент в составе себестоимости переоценивается по соответствующему индексу (дефлятору) цен, исчисляемому по конкретным продуктам. Так, затраты на минеральные удобрения и агрохимработы пересчитываются по индексу (дефлятору) цен химической и нефтехимической промышленности.

В связи с тем, что закупки в федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции производятся в зонах, районах и хозяйствах, ведущих товарное производство, где затраты на единицу продукции относительно ниже, себестоимость корректируется исходя из объективно сложившихся различий в себестоимости производства данного вида продукции в различных зонах.

Разновидностью гарантированных цен являются ориентировочные цены на продукцию сельского хозяйства. Правительственные органы РФ в 2000-2002 гг. согласовывали уровень ориентировочных цен. Как правило, ориентировочные цены вводились с 1 января и действовали в течение второго квартала. Данный вид цен использовался в качестве ориентира при определении размера авансирования производителей сельскохозяйственной продукции ее заготовителями. Кроме того, ориентировочные цены использовались при предоставлении товарного кредита.

Для более эффективного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции государство осуществляет государственные закупочные и товарные интервенции с использованием интервенционных цен. Государственные закупочные интервенции осуществляются с помощью закупочных интервенционных цен, а товарные интервенции - с помощью товарных интервенционных цен. В соответствии с Правилами осуществления закупочных и товарных интервенций государство проводит эти интервенции от урожая до урожая по ценам между нижним (минимальным) и верхним (максимальным) уровнем гарантированных цен.

Минимальные и максимальные уровни цен на сельскохозяйственную продукцию, при достижении которых начинается проведение закупочных и товарных интервенций, а также уровни цен, при достижении которых прекращается проведение интервенций, определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Порядок применения минимальных и максимальных уровней цен заключается в следующем:

минимальный уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, при достижении которого начинается проведение закупочных интервенций, а также уровень цен, при достижении которого прекращается их проведение, утверждаются до 1 июня года, в котором будут осуществляться эти интервенции;

максимальный уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, при достижении которого начинается проведение товарных интервенций, а также уровень цен, при достижении которого прекращается их проведение, утверждаются до 1 декабря года, предшествующего проведению этих интервенций.

Уровень закупочной интервенционной цены (ИЦ з) определяется по следующей формуле:

ИЦз= (Ц min + НДС + ЗД) * (1+I);

где - Ц min - самая низкая среднемесячная цена производителя, сложившаяся в предшествующем сельскохозяйственном году; НДС - налог на добавленную стоимость, включенный в состав цены; ЗД - затраты по доставке продукции до заготовителя; I - планируемый индекс инфляции.

Для обслуживания закупочных интервенций могут успешно применяться залоговые цены. Сущность данного вида цен заключается в оценке залога сельскохозяйственной продукции в качестве гарантийного инструмента с целью получения кредита или ожидания изменения конъюнктуры рынка.

Товарная интервенционная цена (ИЦ т) определяется по следующей формуле:

ИЦт= (Ц max + НДС + ЗД) * (1+I);

где Ц max - самая высокая среднемесячная цена производителя, сложившаяся в предшествующем сельскохозяйственном году.

Для защиты отечественного рынка сельскохозяйственной продукции определенный эффект может принести такой вид цен как пороговые цены. Российская практика пока еще использует не весь арсенал видов цен, применяемых в мировой экономике. В странах с развитой экономикой сельское хозяйство поддерживается государством экономическими рычагами, в составе которых ведущее место отводится ценам.

В России еще не в полной мере отлажена система цен на сельскохозяйственную продукцию. Дальнейшее развитие отечественной системы обоснования цен и более широкое распространение положительного зарубежного опыта по поддержанию фермерства будут способствовать созданию более эффективного сельскохозяйственного производства и обеспечению в полной мере государственных потребностей в сельскохозяйственной продукции.

1.4 Факторы, влияющие  на цены сельскохозяйственной  продукции

При формировании цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, следует учитывать целый набор факторов, оказывающих влияние на эти цены. К наиболее значимым факторам относятся следующие:

  1. сезонные колебания;
  2. динамика уровня и структуры затрат на производство сельскохозяйственной продукции;
  3. дифференциация затрат на производство сельскохозяйственной продукции по регионам России;
  4. уровень рентабельности производства сельскохозяйственной продукции;
  5. динамика паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и товары, услуги и работы, потребляемые сельским хозяйством;
  6. динамика мировых цен.

Рассмотрим влияние каждого фактора на цены сельскохозяйственной продукции.

1) Фактор сезонных  колебаний. Цены на сельскохозяйственную продукцию подвержены ярко выраженным сезонным колебаниям.

Анализ среднемесячных цен реализации молока и картофеля сельскохозяйственными организациями за 2001-2005 гг. показал, что существует резкая дифференциация цен реализации в течение года (табл.1).

Таблица 1.

Дифференциация цен реализации молока и картофеля

Значимость этого фактора весьма существенна.

2)Фактор динамики  уровня и структуры затрат  на производство сельскохозяйственной  продукции. При обосновании цены на сельскохозяйственную продукцию следует учитывать динамику себестоимости сельскохозяйственных организаций, ее структуру. Причем динамику себестоимости и ее структуры целесообразно анализировать и прогнозировать как в целом, так и по отдельным элементам, входящим в себестоимость. Пример динамики уровня и структуры себестоимости приведен в табл.2.

Таблица 2.

Динамика и структура затрат на производство зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях в %.

 

По данным годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий.

Себестоимость является основным элементом цены. Поэтому от обоснованности расчета себестоимости зависит и уровень цен на сельскохозяйственную продукцию.

3)Фактор, связанный  с дифференциацией затрат на  производство сельскохозяйственной  продукции по регионам России. В результате различия затрат на производство сельскохозяйственной продукции по регионам России происходит и дифференциация цен на реализацию этой продукции по регионам Российской Федерации (табл.3).

Таблица 3.

Дифференциации средней цены реализации сельскохозяйственной продукции по регионам России в 2004 г.

 

По данным годовых отчетов сельскохозяйственных организаций

4)Фактор, характеризующий  уровень рентабельности производства  сельскохозяйственной продукции. Данный фактор существенным образом влияет на формирование цен на сельскохозяйственную продукцию. Действие это фактора вызвано тем, что одной из задач закупочных цен, в соответствии с законами о регулировании сельскохозяйственного производства, является обеспечение нормальных условий хозяйствования в районах товарного производства продукции. Критерием и результатом "нормальных" условий хозяйствования является прибыль от производства и реализации продукции и показатель рентабельности.

Информация о работе Система цен на сельскохозяйственную продукцию