Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:04, реферат
В системе мирохозяйственных связей не может не отражаться многоукладная социально-экономическая структура развивающихся стран, хотя в ней и происходит усиление капиталистического сектора и ослабление позиции некапиталистических секторов. Как капиталистический, так и некапиталистический секторы экономики являются неоднородными. Здесь можно выделить различные подсекторы, роль которых отличается в зависимости от условий. Очевидна разница и в характере и развитии социально-экономической структуры между развивающимися странами, идущими по капиталистическому пути развития, и развивающимися странами социалистической ориентации. Это находит свое отражение в приоритетности внешних экономических отношений развивающихся стран, исходя из политического выбора.
Кроме того, принимаются также и
протекционистские меры - еще один
способ блокировать экспорт
Глобальной экономической
Чтобы понять природу взрывного
роста задолженности
В последний период безграничные размеры
ссудного капитала, гигантскими темпами
концентрирующегося под контролем
финансово-промышленных и банковских
корпораций ведущих стран рыночный
экономики, нарушили равновесие в международных
экономических отношениях и дестабилизировали
в целом финансово-
Ссудный капитал стал самостоятельным, автономным фактором, оказывающим непосредственное мощное влияние на мировой воспроизводственный процесс. Истоки быстрого возрастания ссудного капитала известны: это прежде всего последствия нефтяного кризиса, охватившего капиталистический мир с конца 1973 года, что привело в последующие годы к многократному повышению цен на нефть. С одной стороны, резко возросли прибыли ТНК от операций с нефтью, они стали обладателями крупных свободных финансовых ресурсов. С другой стороны, большая часть сотен миллиардов долларов, получаемых в виде дохода стран - экспортеров нефти (ОПЕК), потекла в сейфы частных банков Запада. В своей совокупности эти финансовые средства и стали выступать свободным ссудным капиталом, ищущим выгодного предложения.
Потребности же в капиталах в
развивающихся странах
На латиноамериканском континенте на 1986 год в число "супердолжников" входят также Бразилия (около 102 млрд. долларов США), Аргентина (50 млрд. долларов США), Венесуэла (свыше 30 млрд. долларов США), а также Чили, Перу, Колумбия, Эквадор, Уругвай, Боливия, и т.д.
Общая сумма задолженности
Общие причины стремительного роста
задолженности развивающихся
Когда в 1982 году долговой кризис был
поднят на новый уровень, после того
как Мексика объявила, что она
не в состоянии выплачивать
- поддерживать экономический
- обеспечить новый приток
- произвести необходимые
С 1982 по 1984 годы серия подписанных Международным валютным фондом соглашений, займы правительства США и возобновления кредитов коммерческими банками, казалось, решили проблемы долгов. Однако, это было временное облегчение, и к середине 1985 года вновь стали собираться грозовые тучи. Были использованы рыночные механизмы, включая обмен долговых обязательств, но общее сокращение долга оказалось скромным по сравнению с остающейся суммой.
К 1988 году долговая "усталость" возрастала не только в странах-должниках, но и среди коммерческих банков и правительств стран-кредиторов. Некоторые крупные банки списали часть долга, а некоторые небольшие региональные банки полностью аннулировали долг стран третьего мира. В итоге правительства США и Мексики, а также банк "Морган гэренти траст компани" приступили к реализации уникального плана скупки долгов. Этот план, хотя он оказался менее успешным, чем предполагали его авторы, ознаменовал новую степень вовлечения США в решение проблемы задолженности. В течение года это вовлечение усилилось, о чем свидетельствует поддержка Соединенными Штатами крупного нового займа Мексике, предоставленного в середине года, и займа Всемирного банка на структурные изменения в Аргентине 1,5 млрд. долларов США.
В 70-е годы в системе международных
экономических отношений
Главная причина, вызвавшая к жизни саму эту концепцию, а затем и довольно острую борьбу за ее проведение в жизнь, заключается в том, что уже вскоре после достижения политической независимости многим развивающимся странам, их лидерам стало предельно ясно, что без коренной ломки сохраняющегося неоимпериалистического разделения труда (НИРТ), существующих экономических отношений между Западом и молодыми освободившимися странами достичь экономической независимости невозможно.
Содержательная сторона
- Декларация по установлению
НМЭП, принятая Генеральной
- Программа действий по
- Хартия экономических прав и обязанностей государств (декабрь 1974 г.).
Декларация по установлению МНЭП провозглашает,
что этот новый порядок должен
быть основан "на справедливости, суверенном
равенстве, взаимозависимости, общности
интересов и сотрудничестве всех
государств независимо от социально-экономических
систем; он должен устранить неравенство,
покончить с ныне существующей несправедливостью,
с увеличивающимся разрывом между
развитыми и развивающимися странами
и обеспечить все более быстрое
экономическое и социальное развитие
в мире и справедливость нынешнему
и грядущему поколениям". Исключительную
важность представляют провозглашенные
Декларацией следующие
- полный и неотъемлемый
- право каждой страны принять ту экономическую и социальную систему, которую она считает приемлемой для собственного развития, страна не должна подвергаться в результате этого выбора какой-либо дискриминации;
- контроль за деятельностью ТНК путем принятия мер в интересах национальной экономики стран, в которых действуют ТНК;
- установление справедливого и
равноправного соотношения
- оказание всем международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий;
- обеспечение благоприятных
Позицию Запада в отношении развивающихся
стран неверно представлять сплошь
в темных красках. Есть немало его
дальновидных представителей, резко
оценивающих общее направление
исторического прогресса и
Помощь Запада прошла в своем развитии несколько этапов.
Первый - это годы, последовавшие
за окончанием второй мировой войны
и до периода деколонизации
Еще в 1949 году США предоставили английским
колониям право получать займы в
МБРР. В соответствии с доктриной
Трумэна помощь стала оказываться
странам Латинской Америки и
Азии; постепенно стала расширяться
деятельность ООН по оказанию помощи
через различные
Второй этап в развитии "помощи"
наступает с периода
Третий этап относится к 70-м годам, когда "помощь" стала занимать центральное место в общей стратегии Запада к развивающимся странам, которая нашла свое наиболее органическое воплощение в концепции "взаимозависимости" в ее односторонней интерпретации, предполагающей отношения "руководство - зависимость".
Как представляется, с конца 80-х
годов эта концепция
Помощь возникла главным образом,
как "политический феномен". "Воздействие
экономической мысли на концепцию
помощи был таковым, что возникает
вопрос: политики ли привлекли внимание
экономистов Запада к проблемам
развивающихся стран или
В самом деле, вплоть до середины 60-х
годов, даже после деколонизации, экономисты
Запада в принципе не особенно учитывали
специфические социально-
Скорректированная в 70-80-е годы концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения, парламентарной культуры, базирующейся на рудиментах структур власти, "перенесенных" сюда из Запада.
Современные исследователи помощи
также отмечают, что наряду с бесспорными
позитивными процессами, привносимыми
разными формами помощи, она порождает
тенденцию политизации жизни, отвлекая
наиболее способные слои населения
от экономической деятельности. Помощь
ведет к осуществлению
Попытки западных стран приспособиться к новым условиям находят свое отражение, во-первых, в стремлении к координированной политике в отношении развивающихся стран, во-вторых, в увеличении общих размеров оказываемой помощи, в-третьих, в структуре помощи, которая направляется в своей основе на интеграцию с производственным аппаратом капитализма и "привязку" экономик национальных государств третьего мира в качестве "периферии" Запада.