Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических особенностей валового внутреннего продукта и валового национального дохода России, а также других макроэкономических показателей.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
- описать основные макроэкономические показатели, в частности ВВП;
- перечислить другие макроэкономические показатели;
- рассмотреть динамику основных макроэкономических показателей;
- изучить систему национальных счетов 1993 (СНС-93);
- рассмотреть систему национальных счетов 1993 (СНС-93);
ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономический анализ
Одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, является валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный доход (ВНД). Их динамика используется для оценки общей эффективности функционирования экономики и, следовательно, для определения мер экономической политики, проводимой правительством. Поэтому, теоретические вопросы о валовом внутреннем продукте и валовом национальном доходе России, методы их измерения, динамика и структура приобретают исключительно важное значение.
Объект исследования - основные макроэкономические показатели ВВП и ВНД.
Предмет исследования – методы измерения, динамика и структура валового внутреннего продукта и валового национального дохода России.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических особенностей валового внутреннего продукта и валового национального дохода России, а также других макроэкономических показателей.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
- описать
основные макроэкономические
- перечислить
другие макроэкономические
- рассмотреть
динамику основных
- изучить систему национальных счетов 1993 (СНС-93);
- рассмотреть систему национальных счетов 1993 (СНС-93);
Методами исследования являются анализ, сравнение и обобщение данных, опубликованных в научной литературе и периодической печати.
1. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 1993г.
1.1. Общее понятие
Система национальных счетов (СНС)- это основной раздел социально-экономической статистики, изучающий экономику страны как совокупность экономических единиц, отраслей, секторов, регионов. В СНС-93 системно рассчитываются и анализируются показатели, составляющие основу современной методологии, соответствующей международным стандартам и требованиям рыночной экономики.
В 1993 г. Статистической комиссией ООН была одобрена третья версия международного методологического стандарта (СНС-93), используемая в настоящее время Россией и большинством других стран мира.
СНС-93 предусматривает построение счетов не только для экономики в целом, ее секторов и отраслей, но и для отдельных экономических единиц. В связи с этим в процессе разработки новой версии международного стандарта обсуждался вопрос об изменении названия системы показателей.
В 2004 г. началась работа по обновлению стандарта СНС-93, осуществляемая консультативной группой экспертов по национальным счетам, в состав которой входят наиболее известные специалисты в области национального счетоводства различных стран. Новая версия международного методологического стандарта по СНС принята в2008 г. и завершена к началу 2009 г
1.2. Институциональные секторы в СНС-93
Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (т. е хозяйственных субъектов), имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обусловливает их сходное экономическое поведение.
В СНС-93 выделяют пять институциональных секторов национальной экономики:
Кроме этих секторов выделяются еще условный сектор «остальной мир», который отражает взаимосвязи с другими странами.
Рассмотрим некоторые вопросы обновления СНС-93, которые в большей степени могли бы представлять интерес в первую очередь с учетом современных задач развития национальных счетов в России.
Нефинансовые корпорации. Одним из весьма интересных вопросов по этой теме является трактовка военных расходов. В СНС-93 предметы длительного пользования, используемые в военных целях, разделяются на два типа: военные боевые разрушительные средства и оборудование для их доставки, и средства, используемые аналогично применению в невоенных целях. К первому типу относятся ракеты, ракетные шахты, корабли, самолеты, танки и т.д. Ко второму типу - аэродромы, доки и пр., которые могут использоваться в невоенных целях. Средства первого типа в СНС-93 не считаются основным капиталом, а второго - считаются таковым. При этом даже средства первого типа, используемые не армией, следует относить к накоплению основного капитала.
В результате подробного обсуждения в процессе обновления СНС-93 принято решение о том, что все расходы на приобретение средств, соответствующих общему критерию основного капитала, то есть используемых в процессе производства более года, должны трактоваться на накопление капитала. Системы вооружения должны учитываться как накопление основного капитала, пополнение военных запасов - как изменение запасов. Реализация этого решения приведет к тем большему увеличению показателя ВВП, чем больше уровень соответствующих расходов в данной стране. Другим вопросом, также связанный с темой нефинансовой корпорацией, имеющим серьезный теоретический характер и представляющим несомненный интерес, является введение в СНС понятия услуг капитала.
Понятие услуг капитала выделяется исследователями как характеристика потока в отличие от показателей запасов капитала. Под услугами капитала принято понимать вклад капитала в процессе производства. В упрощенном виде оценка услуг капитала складывается из потребления основного капитала и дохода, обеспечиваемого использованием данного капитала. Величина такого дохода оценивается на основе величины арендной платы за этот капитал.
В качестве примера сейчас можно привести одно из предложений по отражению услуг капитала в счете образования дохода, рассматривающееся в ходе выработки рекомендаций по обновлению. В действующей СНС-93 этот счет имеет следующий вид:
Счет образования доходов
Использование |
Ресурсы |
D.1 оплата труда работников |
В.1 Добавленная стоимость |
D.2 Налоги на производство и на импорт |
|
D.3 Субсидии |
|
В.2/В.3 Операционная прибыль/смешанный доход |
Еще одним важным вопросом, представляющим несомненный интерес как с теоретической, так с практической точки зрения, является трактовка расходов на исследования и разработки. (ИР). Важность трактовки ИР в первую очередь определяется той ролью, которую играют исследования и разработки в развитии современного общества.
Вместе с тем, несмотря на тот факт, что исследования и разработки обеспечивают важнейший вклад в будущее экономическое развитие, в действующей СНС-93 они не признаются накоплением капитала. Причиной такого решения являются, исключительно технические трудности, то есть практические проблемы получения статической оценки соответствующих активов, их стоимости и характеристик их амортизации.
В обновленииСНС-93 теме нефинансовые корпорации в целом уделяется большое внимание и состав вопросов по этой теме достаточно разнообразен.
Общественные учреждения. Одно из важных направлений работы по обновлению СНС-93 составило рассмотрение общественного учреждения как более широкого понятия. Значимость этого направления обусловлена многогранностью форм участия государства в производстве товаров и услуг в современных условиях.
Развитие статистики общественного сектора во многом связано с развитием бухгалтерского учета как инструмента управления государственным бюджетом, поскольку деятельность единиц, относящихся к общественному сектору, в основном опирается на государственные финансы.
Общественные учреждения в действующей СНС-93 представляет собой совокупность национальных, региональных, местных органов власти и институциональных единиц, финансируемых органами власти. В этой связи одним из центральных вопросов, связанных с темой общественного учреждения, в обновлении СНС-93 был вопрос об определении границ общественного учреждения.
Принятие в СНС-93 строго определения границ общественного учреждения означает появление инструмента, позволяющего корректно и единообразно для разных стран, на основе единой методологии отвечать на вопрос о доле государственного сектора в экономике.
Другим вопросом, имеющим отношение к общественному сектору, является оценка измерения и распределения выпуска центральных банков. Принадлежность центральных банков к сектору финансовых корпораций признается неизменной, с одной стороны, позволяет в то же время рассматривать их как часть общественного сектора. Центральные банки выполняют различные функции, в том числе предоставления услуг денежной политики, услуг финансового посредничества, услуг по надзору и др.
Помимо рассмотренных выше вопросов, к теме общественного сектора в обновлении СНС-93 можно еще отнести ряд вопросов, например учет налогов на холдинговую прибыль, недобираемых налогов и налоговых кредитов, операций государства с государственными корпорациями и др.,финансовые корпорации. Одним из наиболее интересных и существенных вопросов в этой группе является развитие определения финансовых корпораций. Современное развитие финансовых рынков существенно изменило формы деятельности финансовых корпораций. Складываются новые модели финансирования, и роль процентных доходов, традиционно составлявшая важную характеристику финансового бизнеса, существенно уменьшается. Возникли новые финансовые инструменты, не существовавшие в период разработки СНС-93.
В действующей СНС-93 финансовые корпорации определяются как единицы, «основной функцией которых является финансовое посредничество». Финансовый посредник – это не просто агент других институциональных единиц; он подвергает себя определенному риску, действуя за свой собственный счет. Таким образом, в центре действующего определения финансовых посредников – описание форм их деятельности, важнейшими характеристиками выступают реорганизация средств и принятия риска.
Другим вопросом из этой группы вопросов обновления, также связанным с развитием новых социально-экономических явлений и представляющим большой интерес, является оценка выпуска страхования.
В действующей СНС-93 стоимость выпуска страхования определяется как разность между полученными страховыми премиями (плюс дополнительные премии, плюс изменение актуарных резервов и изменение резервов по страхованию с участием в прибылях) и стоимостью страховых возмещений с наступившим сроком выплаты. Размер страховых выплат отличается исключительной неустойчивостью при возникновении страховых событий, имеющих катастрофическую природу.
Ведущие национальные статистические службы мира использовали ряд частных практических решений для обеспечения более корректного учета влияния катастрофических событий на выпуск услуг страхования. Вместе с тем была очевидна необходимость совершенствования общих стандартов методологии.
Продукция услуг страхования не возникает в связи с появлением страхуемого события, она складывается независимо от того, наступило ли данное событие или нет. Суть страхования заключается не в возмещении страхового ущерба, а в обслуживании рисков. В этой связи измерение продукции страхования должно увязываться не с реализацией рисков, а с их существованием и с их специфической стоимости их реализации. Для корректного измерения продукции услуг страхования будет использоваться модифицированная формула, она будет опираться на исчисление разности между полученными и выплаченными суммами. Для реализации модифицированной формулы может использоваться один из трех методов – метод ожидаемых результатов, метод расширенного расчета, метод «нормальной прибыли»
Метод ожидаемых результатов заключается в построении прогнозной оценки ожидаемых результатов, то есть соответствует подходу, применяемому страховщиками. При использовании этого метода формула расчета выпуска страхования включает: фактические заработные премии плюс ожидаемые дополнительные премии минус ожидаемые страховые выплаты.
Метод расширенного расчета подразумевает более широкое трактование технических резервов и включение в исходную формулу, в случае необходимости, изменений собственных средств, в соответствии с этим методом страхования равен: фактически заработанные премии плюс дополнительные премии минус страховые возмещения к выплате минус увеличение резервов минус увеличение собственных средств. В отличие от метода ожидаемых результатов, метод расширенного расчета использует не прогнозные, а наблюденные значения показателей, в том числе страховых возмещений к выплате.
Третий метод - «нормальной» прибыли состоит в исчислении выпуска страхования на основе суммы затрат и прибыли. Главным вопросом при этом является оценка ожидаемой прибыли и тем самым этот метод весьма близок к первому - оценка ожидаемых результатов, с той лишь разницей, что в данном случае необходимо прогнозировать не потери и инвестиционные доходы, а ожидаемую норму прибыли страховщиков.
Ряд усовершенствований внесен также и по другим вопросам, в частности по вопросам трактовки невозвратных займов, пенсионных схем, организуемых работодателями, и др.
Домашние хозяйства включают все институциональные единицы – резиденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рассматриваются как часть соответствующей институциональной единицы – домашнего хозяйства, основными функциями которых является потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования.
Информация о работе Сновные макроэкономические показатели ВВП и ВНД