Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 11:49, контрольная работа
Мы говорим: «Эта книга - моя», непосредственно указывая на присвоение вещи данным конкретным человеком. Но в таком утверждении косвенно содержится отрицание собственности других лиц (подтекстом звучит: «Никто другой не является собственником данной вещи»).Присвоение объекта предполагает его отчуждение от другого лица, то есть лишение возможности использовать вещь другим лицом (группой лиц).
Введение ______________________________________3
Собственность как экономическая категория и как категория права_________________________________3
Этапы приватизации госсобственности в России____12
Заключение___________________________________20
Список используемой литературы________________26
Рыночные реформы, сопряженные с трансформацией государственного устройства России, становлением федерализма и местного самоуправления, направлены на преобразование монолита государственной собственности, причем оно состоит не только в становлении частных форм, но и в обособлении присвоения в региональном плане, становлении, наряду с федеральной собственностью, собственности субъектов федерации и муниципальной собственности.
Объектами региональной собственности становятся те ресурсы, средства производства, объекты социальной инфраструктуры, которые в определяющей степени воспроизводятся на уровне регионов, в наибольшей мере способствуют реализации задач регионального развития и местного самоуправления.
Поскольку местное самоуправление не является формой государственного управления, муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а выделяется как самостоятельная форма собственности.
Всякая собственность, не являющаяся государственной или муниципальной - это частная собственность. Преимущества частной собственности, ее наибольшее соответствие рыночным принципам состоит в том, что она развивается спонтанно, для частного собственника характерно стремление использовать ее эффективно, с наибольшей отдачей.
В политических дискуссиях при трактовке частной собственности допускают по крайней мере две типичных погрешности.
1. частная – это собственность одного лица (семьи)
и
2. частная – значит ничем не ограниченная собственность.
Внимательный взгляд на современные отношения собственности отвергает такой подход.
Во-первых, современные хозяйственные системы отошли от монополии собственности отдельных лиц (семей). Большинство из них базируются на различных формах долевой, паевой собственности: акционерной, партнерской, кооперативной. Экономисты считают, что по содержанию это - коллективные формы собственности. Но их существенное отличие от прежних представлений о коллективном присвоении как "ничейном” состоит в том, что права собственности в них персонифицированы, строго оговорены. Это возможно на основе использования закрепленных Гражданским кодексом Российской Федерации организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Наиболее значимой для современных экономических отношений является акционерная собственность, в максимальной степени соответствующая крупному машинному производству - основе современной экономики.
Во-вторых, юридическое определение собственности указывает на исключительность прав собственника в отношении имущества, но это не означает, что права собственника ничем не ограничены и юридический собственник монопольно реализует свои имущественные права. Более того, можно согласиться с теми экономистами, которые считают, что в современных хозяйственных системах любая форма собственности является по сути общественной.
Формально не обобществленные (не национализированные) объекты собственности сегодня функционально обобществлены. Государство (и местные органы власти) получают часть дохода предпринимателей - собственников, аккумулируя его в бюджетах разных уровней и во внебюджетных фондах. Современное государство и органы местной власти регулируют вопросы распоряжения собственностью, контролируя отношения аренды, наследования, купли - продажи имущества, проводя антимонопольную политику и т.д. Следовательно, справедливо мнение, что в современных социально-экономических системах имеет место функциональное разделение прав собственности, реальное обобществление всех форм присвоения, обусловленное уровнем социального и экономического развития индустриальных стран мира, зрелостью их как правовых обществ, степенью развитости их социально-политических систем.
Как уже указывалось выше, с точки зрения объекта присвоения, особый интерес для экономистов представляют такие формы, как интеллектуальная собственность, собственность на средства производства и на землю. Действительно, с экономических позиций владение производственными ресурсами наиболее значимо.
Сегодня общепринятой считается эффективность частного владения средствами производства. Лишь немногие исследователи придерживаются противоположной точки зрения и настаивают на преимуществах огосударствления средств производства.
Как уже было указано выше, основу экономики современных экономически развитых стран составляет акционерная собственность. Однако, с социально-экономических позиций, с точки зрения экономической эффективности и социальной стабильности, важно учитывать распределение уставного капитала между собственниками и работниками. Думается, что перспективно развитие форм собственности, основанных на вовлечении работников во владение средствами производства, на которых они трудятся.
Передача значительной части имущества в коллективно - долевую собственность работников стала глобальной мировой тенденцией. Это, с одной стороны:
1) повышает общую социальную стабильность, а, с другой,
2) стимулирует трудовую мотивацию работников, становящихся совладельцами производства. Инновационный тип экономического роста, переход к которому, в конечном счете, и обусловил необходимость радикальной перестройки прежнего хозяйственного механизма, объективно требует передачи хотя бы части прерогатив собственника лицам наемного труда, превращения их в совладельцев и в соуправителей.
Сложной для России проблемой является собственность на землю. До сих пор не принят Земельный Кодекс - основной документ, регулирующий земельные отношения в стране. Кодекс принят Государственной Думой, однако, как считают специалисты, шансов провести его через Совет Федерации немного из-за неотработанности проблем оборота земли.
Сторонники радикальных перемен настаивают на закреплении права частной собственности на землю, включающей право свободной купли - продажи. Другая часть политиков и исследователей настаивает на сохранении государственной собственности на землю.
Не вдаваясь в глубины аргументации, заметим, что земельный рынок, собственность на землю, как показывает мировой опыт, являются наиболее регламентируемыми объектами государственного и регионального регулирования. Закрепление права собственности на землю сопряжено с необходимостью выполнения частными владельцами требований охраны окружающей среды, соблюдения режима водопользования. Во многих странах собственник земли должен иметь определенный ценз натурализации в этой стране, образовательный ценз; владение землей увязывается с ее целевым использованием, выполнением специальных условий, вплоть до согласия владельцев соседних участков. В большинстве государств в целях пресечения спекуляции законодательно устанавливается ограничение продажи купленной земли на определенный срок: 10 - 12 лет - в Испании, до 30 лет - в Италии, 3 года - в Японии.
Специалисты по земельному законодательству отмечают, что в мире идет переход к разрешительной системе земельных отношений, отказ от принципа "разрешено все, что не запрещено”. В отношениях земельной собственности переплетаются интересы государства, региональных структур, жителей и хозяйствующих субъектов. Рыночное их согласование не всегда эффективно, зачастую сопряжено с социально-политическими конфликтами и требует дополнения регулирующим воздействием государственных и местных властных структур.
С учетом выше сказанного, можно предположить, что наиболее приемлема для России частная собственность на землю с достаточно детальной регламентацией полномочий собственника.
Объектами интеллектуальной собственности являются творения человеческого разума, интеллекта. Владение знанием, информацией, другими результатами интеллектуального труда - необходимая предпосылка и условие современных видов экономической деятельности.
Обычно под интеллектуальной собственностью понимают промышленную собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки) и авторское право (главным образом то, что относится, к науке, культуре и искусству, сюда же относятся компьютерные программы).
В нашей Конституции гарантируется охрана интеллектуальной собственности. Этот общий принцип развивается в федеральных законах. Но традиции интеллектуальной собственности только еще формируются, права интеллектуальной собственности довольно часто нарушаются. Достаточно вспомнить "пиратство” на видеорынках, рынках программных средств. По оценкам специалистов, потери от незаконного оборота нелицензированных программных средств в России в 1995 году исчислялись в 1 млрд. долл. Все это требует особого внимания к проблеме защиты интеллектуальной собственности в России.
Сейчас, во времена построения демократического общества, мы привыкли уже к деловым отношениям, к частной собственности, к частичной или полной свободы действий на коммерческом поле. Привыкли мы и к слову “приватизация” , и принято думать, что приватизация- это детище правительства и, в частности, Ельцина, которое увидело свет в 90х годах.
Но это мнение ошибочно. Проблема изменения экономической системы назревало еще в конце 60х годов. Но все попытки реформировать систему были обречены на провал. Ведь для каких-либо изменений надо было реформировать полностью весь бюрократический аппарат. А этого не мог (или не хотел) делать никто. Эти мизерные попытки продолжались до тех пор, пока к власти не пришел в 1985 году М. С. Горбачев. Это был энергичный реформатор, но именно его необдуманность решений привела к провалу перестройки.
Первое, положившее начало приватизации, событие произошло в 1989 году, когда Съездом КПСС был утвержден закон “О приватизации и денационализации государственной собственности” . Но, опять таки, из-за огромного бюрократического аппарата ничего не получилось: в частное владение перешло очень малое количество государственных предприятий. Но в 1991, благодаря известным событиям, все резко переменилось. Россия встала на демократический путь, путь реформ и превосходства человеческих прав. А всякое демократическое государство основывается на превалировании частной собственности, переход к которой от государственной возлагает на себя правительство, выполняющее всю программу приватизации. Причем с завершением приватизационной программы реформа частной собственности не завершается, но получает мощный старт, потому что только после первичной приватизации начинается формирование системы прав собственности, и открываются возможности, чтобы реализовать экономически эту систему.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.
Глава 1. Понятие приватизации.
У приватизации существует два хорошо известных определения: 1) Приватизация - процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий. Синонимом этого определения в некотором смысле является разгосударствление или денационализация. Однако это определение используется в большинстве своем для стран Запада и не берется за основу российскими реформаторами как метод приватизационной программы. Хотя такой процесс и наблюдался во время первого этапа перестройки в 1987-1988 годах. Однако для России, да и для других стран, рассматривающих приватизацию как важнейший элемент системных преобразований, такого определения недостаточно. Второе определение выглядит так: 2) Приватизация - системообразующее явление, для которого характерны два параллельных процесса: с одной стороны - постепенное самоустранение государства от тех функций регулятора отношений собственности, которые не свойственны ему в рамках рыночно- конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс сужения возможностей государства как субъекта имущественных правоотношений; с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности. Причем последний процесс является второстепенным и происходит вслед за самоустранением государства. В качестве примера можно привести множество корпораций, образовавшихся в самом начале приватизации, которые почти ничем не отличались от своих государственных предшественников.
Исходя из второго определения становятся понятны и ключевые этапы приватизационной программы.
Глава 2. Этапы приватизации.
Приватизация делится на три этапа.
1 этап- это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.
Самым важным для этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности.
Второй этап состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.
На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.
Глава 3. Цели приватизации.
Общая цель приватизации - обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных: 1) Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности; 2) Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы; 3) Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.
Из этого вытекает и основной показатель эффективности приватизации: создание условий для экономической реализации новой системы прав собственности, ориентированной на эффективность системы хозяйства, как в целом, так и на микроуровне.
.
Глава 1. Этап внеэкономического закрепления новых прав собственности.
Если период 1985-1989гг. можно охарактеризовать как годы внешних изменений без затрагивания основных вопросов экономической системы, то 1990-1991гг. период более систематических преобразований, период заметного сдвига в идеологических подходах к вопросу собственности. Однако годом старта крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. Годы 1993-1994 стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а годы 1995-1996 - годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных, а не количественных изменениях.
Информация о работе Собственность как экономическая категория и как категория права