Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 07:12, курсовая работа
TCконк – общие затраты(издержки) фирмы (тыс. руб.) на производство соответствующего объема продукции q;
Охарактеризуйте поведение вышеуказанной фирмы в условиях равновесия данного рынка в длительном периоде.
Охарактеризуйте состояние данного рынка в условиях равновесия длительного периода
Сравните характер поведения фирмы в коротком и длительном периодах.
Сравните параметры равновесия рынка в коротком и длительном периодах.
Рынок |
S-период |
L-период |
P= |
185 |
132 |
Q= |
2143 |
3850 |
Фирм = |
183 |
464 |
TR= |
396455 |
508200 |
TC= |
513864 |
508358,4 |
П= |
-117409 |
0 |
2 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
2.1Монополия в коротком и длительном периодах
Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополи воздействует спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене, предельный доход и предельные издержки производства товара[5,с.126].
Монополия характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной - единственной фирмы.
Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Кривая спроса на продукцию монополиста отличается от кривой на продукцию совершенного конкурента (даже в том случае, если рыночный спрос на обоих рынках одинаков).
Кривая спроса на продукцию совершенно - конкурентного предприятия бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска.
Напротив, кривая спроса на продукцию монополиста является кривой рыночного спроса и имеет отрицательный наклон.10
Модель монополии основана на ряде допущений:
Рассмотрю этот же самый рынок впоследствии монополизации.
Для этого составлю табл.6.
Таблица 6
Затраты монополиста
q |
FC |
VC |
TC |
MC |
AFC |
AVC |
ATC |
0 |
100121 |
0 |
100121 |
- |
- |
- |
- |
393 |
100121 |
173 |
100294 |
1 |
255 |
0 |
255 |
786 |
100121 |
1385 |
101506 |
5 |
127 |
2 |
129 |
1179 |
100121 |
4676 |
104797 |
12 |
85 |
4 |
89 |
1573 |
100121 |
11083 |
111204 |
21 |
64 |
7 |
71 |
1966 |
100121 |
21647 |
121768 |
33 |
51 |
11 |
62 |
2359 |
100121 |
37407 |
137528 |
48 |
42 |
16 |
58 |
2752 |
100121 |
59401 |
159522 |
65 |
36 |
22 |
58 |
3145 |
100121 |
88668 |
188789 |
85 |
32 |
28 |
60 |
3538 |
100121 |
126248 |
226369 |
107 |
28 |
36 |
64 |
3931 |
100121 |
173179 |
273300 |
132 |
25 |
44 |
70 |
4325 |
100121 |
230502 |
330623 |
160 |
23 |
53 |
76 |
4718 |
100121 |
299254 |
399375 |
190 |
21 |
63 |
85 |
5111 |
100121 |
380475 |
480596 |
223 |
20 |
74 |
94 |
5504 |
100121 |
475204 |
575325 |
259 |
18 |
86 |
105 |
5897 |
100121 |
584480 |
684601 |
297 |
17 |
99 |
116 |
6290 |
100121 |
709342 |
809463 |
338 |
16 |
113 |
129 |
6683 |
100121 |
850830 |
950951 |
382 |
15 |
127 |
142 |
7077 |
100121 |
1009982 |
1110103 |
428 |
14 |
143 |
157 |
7470 |
100121 |
1187837 |
1287958 |
477 |
13 |
159 |
172 |
7863 |
100121 |
1385435 |
1485556 |
529 |
13 |
176 |
189 |
8256 |
100121 |
1603814 |
1703935 |
583 |
12 |
194 |
206 |
Окончание табл.6
По табл.6 построю график поведения монополиста.
Рисунок 8- график поведения монополиста
Из рисунка 8 на графике видно, что оптимальная цена производства составит 160 рублей при оптимальном объеме производства в 2920 тысяч штук.
Далее рассчитаю величину прибыли (11), общую выручку (10) и затраты монополиста в оптимальном состоянии фирмы.
где
q-возможный объем
TC– общие затраты фирмы-
Рассчитаю выгоду покупателей (5) и выгоду продавцов от рыночного обмена в условиях монополии.
Выгода покупателей:
Выгода продавцов:
(14)
2.2 Регулирование
монополии путем
Монополия по сравнению с совершенной конкуренцией:
С точки зрения общества
монополия является менее
Это заставляет общество искать способы регулирования монополии.
Одним из таких способов является налогообложение[1,с.179].
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Рассмотрю влияние паушального налога на монополию.
Паушальный налог – налог, который взимается государством независимо от того какой объем продаж выполняет фирма.
Так как величина паушального налога не зависит от объема выпуска продукции, то увеличиваются постоянные затраты фирмы (FC).Вместе с увеличением постоянных затрат увеличивается также средние постоянные затраты (AFC), а значит увеличиваются средние общие затраты (ATC), но предельные затраты (MC) не изменятся.
Для того чтобы в этом убедиться построю табл.7, где размер налога будет составлять 50 млн. рублей.
Таблица 7
Затраты монополиста с учетом паушального налога
q |
FC |
VC |
TC |
MC |
AFC |
AVC |
ATC |
0 |
150121 |
0 |
150121 |
- |
- |
- |
- |
393 |
150121 |
173 |
150294 |
1 |
382 |
0 |
382 |
786 |
150121 |
1385 |
151506 |
5 |
191 |
2 |
193 |
1179 |
150121 |
4676 |
154797 |
12 |
127 |
4 |
131 |
1573 |
150121 |
11083 |
161204 |
21 |
95 |
7 |
103 |
1966 |
150121 |
21647 |
171768 |
33 |
76 |
11 |
87 |
2359 |
150121 |
37407 |
187528 |
48 |
64 |
16 |
79 |
2752 |
150121 |
59401 |
209522 |
65 |
55 |
22 |
76 |
3145 |
150121 |
88668 |
238789 |
85 |
48 |
28 |
76 |
3538 |
150121 |
126248 |
276369 |
107 |
42 |
36 |
78 |
3931 |
150121 |
173179 |
323300 |
132 |
38 |
44 |
82 |
4325 |
150121 |
230502 |
380623 |
160 |
35 |
53 |
88 |
4718 |
150121 |
299254 |
449375 |
190 |
32 |
63 |
95 |
5111 |
150121 |
380475 |
530596 |
223 |
29 |
74 |
104 |
5504 |
150121 |
475204 |
625325 |
259 |
27 |
86 |
114 |
5897 |
150121 |
584480 |
734601 |
297 |
25 |
99 |
125 |
6290 |
150121 |
709342 |
859463 |
338 |
24 |
113 |
137 |
6683 |
150121 |
850830 |
1000951 |
382 |
22 |
127 |
150 |
7077 |
150121 |
1009982 |
1160103 |
428 |
21 |
143 |
164 |
7470 |
150121 |
1187837 |
1337958 |
477 |
20 |
159 |
179 |
7863 |
150121 |
1385435 |
1535556 |
529 |
19 |
176 |
195 |
8256 |
150121 |
1603814 |
1753935 |
583 |
18 |
194 |
212 |
Окончание табл.7
С помощью табл.7 построю график поведения монополиста с учетом паушального налога.
Рисунок 9- график поведения монополиста с учетом введения паушального налога
Из графика на рисунке 9 видно, что объем выпуска продукции составляет 2920 тысяч штук при цене в 160 рублей за единицу продукции.
Далее рассчитаю общую выручку (10), затраты (13) и прибыль.
(15)
где
TR- общая выручка монополиста;
TC- общие затраты (без учета налога)
Прибыль монополиста в результате введения паушального налога сократится, но объем выпуска продукции и цена продукции не изменятся.
Потоварный налог- налог, который зависит от объема выпуска продукции.
Так как величина налога зависит от объема выпуска продукции, то увеличиваются переменные затраты фирмы (VC).Вместе с увеличением переменных затрат увеличивается также средние переменные затраты (AVC), а значит увеличиваются средние общие затраты (ATC) и предельные затраты (MC).
Для того чтобы в этом убедиться построю табл.8, где размер налога будет составлять 0,09 рублей за единицу продукции.
Таблица 8
Затраты монополиста с учетом потоварного налога
q |
FC |
VC |
TC |
MC |
AFC |
AVC |
ATC |
0 |
100121 |
0 |
100121 |
- |
- |
- |
- |
393 |
100121 |
35556 |
135677 |
91 |
255 |
90 |
345 |
786 |
100121 |
72151 |
172272 |
95 |
127 |
92 |
219 |
1179 |
100121 |
110824 |
210945 |
102 |
85 |
94 |
179 |
1573 |
100121 |
152615 |
252736 |
111 |
64 |
97 |
161 |
1966 |
100121 |
198562 |
298683 |
123 |
51 |
101 |
152 |
2359 |
100121 |
249704 |
349825 |
138 |
42 |
106 |
148 |
2752 |
100121 |
307081 |
407202 |
155 |
36 |
112 |
148 |
3145 |
100121 |
371731 |
471852 |
175 |
32 |
118 |
150 |
3538 |
100121 |
444693 |
544814 |
197 |
28 |
126 |
154 |
3931 |
100121 |
527008 |
627129 |
222 |
25 |
134 |
160 |
4325 |
100121 |
619713 |
719834 |
250 |
23 |
143 |
166 |
4718 |
100121 |
723848 |
823969 |
280 |
21 |
153 |
175 |
5111 |
100121 |
840452 |
940573 |
313 |
20 |
164 |
184 |
5504 |
100121 |
970564 |
1070685 |
349 |
18 |
176 |
195 |
5897 |
100121 |
1115223 |
1215344 |
387 |
17 |
189 |
206 |
6290 |
100121 |
1275468 |
1375589 |
428 |
16 |
203 |
219 |
6683 |
100121 |
1452339 |
1552460 |
472 |
15 |
217 |
232 |
7077 |
100121 |
1646873 |
1746994 |
518 |
14 |
233 |
247 |
7470 |
100121 |
1860111 |
1960232 |
567 |
13 |
249 |
262 |
7863 |
100121 |
2093092 |
2193213 |
619 |
13 |
266 |
279 |
8256 |
100121 |
2346854 |
2446975 |
673 |
12 |
284 |
296 |
С помощью табл.8 построю график поведения монополиста с учетом потоварного налога.
Рисунок 10 - график поведения монополиста с учетом введения потоварного налога
Из графика на рисунке 10 видно, что объем выпуска продукции составляет 2030 тысяч штук при цене в 185 рублей за единицу продукции.
Далее рассчитаю общую выручку (10), затраты (13) и прибыль.
(16)
где
TR- общая выручка монополиста;
TC- общие затраты (без учета налога)
Прибыль монополиста в результате введения потоварного налога сократится, уменьшится объем выпуска продукции и увеличится цена продукции.
3 ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА
При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Заключение
Рынок совершенной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца и отдельный продавец на цену повлиять не может. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. На рынке с условиями чистой конкуренции спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным.
На чисто конкурентном рынке фирма в точке равновесия устанавливает цену, которая будет равна предельным издержкам и одновременно равна средним издержкам. Равенство цены и предельных издержек показывает, что ресурсы распределяются так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителя.11
Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.
Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка — установлению диктата продавца. Современный рынок — это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию.
Чистая монополия — это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают.
Отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества. Выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции — одна из важнейших функций государства. В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Совершенная конкуренция и чистая монополия