Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество.
Введение…………………………………………………………..3
Сущность и черты рыночной структуры…………………….7
1.1 Понятие рыночной структуры..…………………………7
1.2 Типы рыночных структур…….…………………………9
Анализ рыночной структуры Республики Беларусь………..12
2.1 Характеристика типов рыночных структур в Республике Беларусь…………………………….………………………….12
2.2 Особенности модели рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………………………………………….14
Совершенствования и особенности, зарубежный опыт……16
3.1 Сомнительнанализ……..………………………………..16
3.2 Опыт зарубежных стран………………………………...20
Заключение……………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………...26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие рыночной структуры..…………………………7
1.2 Типы рыночных структур…….…………………………9
2.1 Характеристика типов рыночных
структур в Республике Беларусь…………………………….…………………………
2.2 Особенности модели рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………………………………………….14
3.1 Сомнительнанализ……..………………
3.2 Опыт зарубежных стран………………………………...20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………...26
Введение
Современная экономика носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Под рыночной структурой принято
понимать совокупность множества специфических
признаков и черт, отражающих особенности
организации и функционирования
того или иного отраслевого рынка.
Понятие рыночной структуры отражает
все аспекты рыночной среды, в
рамках которой действует фирма,
— это количество фирм в отрасли,
число покупателей на рынке, особенности
отраслевого продукта, соотношение
ценовой и неценовой
Модели рынка и их характерные признаки
Характерис тика |
Модели рынка | |||
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | |||
Монополис тическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | ||
Число фирм в отрасли |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
Контроль над рыночной ценой |
Отсутствует |
Некоторый, но в узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью, но значительный в случае сговора фирм и картелизации отрасли |
Значительный, монополист диктует цены |
Характер продукции |
Стандартизированный товар |
Дифференци рованный продукт |
Дифференци рованный или стандартизиро ванный |
Уникальный |
Условия вступления в отрасль |
Входные барьеры отсутствуют |
Сравнительно легкие |
Вход в отрасль блокирован | |
Наличие неценовой конкуренции |
Отсутствует |
Главный резерв для повышения
выручки и получения |
Типична, особенно для отраслей, производящих дифференци руемый продукт |
Нетипична, может прибегнуть к рекламе в роамках мероприятий по связям с обществен ностью |
В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.[10]
Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия
фирм, функционирующих в отрасли,
которые могут послужить
Выше были определены главные источники рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.
Также рыночная власть отдельного производителя в отрасли заключается в возможности влиять на рыночную цену товара. Предположим, что некоторая фирма обладает рыночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается, эта фирма не сможет произвольно устанавливать цену. Как известно, цена устанавливается в результате взаимодействия рыночных спроса и предложения. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложение, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функционально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей рыночной властью. Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельством. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящее для каждого уровня сочетание «цена—объем выпуска».
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.
Характер конкуренции может быть различным, и связан с существованием различных рыночных структур. Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит:
Первоначально выделяется рынок совершенной, или свободной, и несовершенной конкуренции.[13]
Совершенная (свободная, чистая) конкуренция - это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:
Перечисленные условия характеризуют
идеальный рынок, который в чистом
виде не существует. Лишь некоторые
рынки по своим характеристикам
могут приближаться к совершенной
конкуренции. Однако в целях упрощения
анализа часто рассматривается
именно этот вид рыночной структуры
как основа или первый шаг исследования
в понимании способа
Несовершенная конкуренция - отсутствие хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции.
Виды несовершенной
Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силу объективных причин могут возникнуть:
Наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др. Действуют и корпоративные монополии.
Монополии противоположна монопсония - рыночная структура, при которой единственный покупатель диктует объем продаж и цену.
В случае, когда монополист
на рынке встречается с
Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа крупных фирм, некоторые из которых контролируют значительную долю рынка. В такой ситуации вступление на рынок новых фирм возможно, но затруднено; контроль над ценами не всеобъемлющий, но существенен; конкуренция носит неценовой характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров и др.).
Олигополии противоположна олигопсония - рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего два конкурента, возникает дуополия.
Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случае высока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценовая конкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.
Перечисленные ранее рыночные
структуры можно условно
1.2 Типы рыночных структур
Информация о работе Совершенствования и особенности, зарубежный опыт