Совершенствования и особенности, зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Сущность и черты рыночной структуры…………………….7
1.1 Понятие рыночной структуры..…………………………7
1.2 Типы рыночных структур…….…………………………9
Анализ рыночной структуры Республики Беларусь………..12
2.1 Характеристика типов рыночных структур в Республике Беларусь…………………………….………………………….12
2.2 Особенности модели рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………………………………………….14
Совершенствования и особенности, зарубежный опыт……16
3.1 Сомнительнанализ……..………………………………..16
3.2 Опыт зарубежных стран………………………………...20
Заключение……………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Типы рыночных структур в РБ.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

  1. Сущность и черты рыночной структуры…………………….7

1.1 Понятие рыночной структуры..…………………………7

1.2 Типы рыночных структур…….…………………………9

  1. Анализ рыночной структуры Республики Беларусь………..12

2.1 Характеристика типов рыночных структур в Республике Беларусь…………………………….………………………….12

2.2 Особенности модели рыночной экономики в Республике Беларусь ……………………………………………………….14

  1. Совершенствования и особенности, зарубежный опыт……16

3.1 Сомнительнанализ……..………………………………..16

3.2 Опыт зарубежных стран………………………………...20

Заключение……………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная экономика носит  рыночный характер. Рыночная система  оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась  не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Под рыночной структурой принято  понимать совокупность множества специфических  признаков и черт, отражающих особенности  организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в  рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности  отраслевого продукта, соотношение  ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое  количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

  • Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
  • Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
  • Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
  • Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.
  • Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

Модели рынка  и их характерные признаки

Характерис

тика

Модели рынка

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополис

тическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм в отрасли

Очень много

Много

Несколько

Одна

Контроль над рыночной ценой

Отсутствует

Некоторый, но в узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью, но значительный в случае сговора фирм и картелизации отрасли

Значительный,

монополист диктует цены

Характер продукции

Стандартизированный

товар

Дифференци

рованный

продукт

Дифференци

рованный

или стандартизиро

ванный

Уникальный

Условия вступления в отрасль

Входные барьеры отсутствуют

Сравнительно

легкие

Вход в отрасль блокирован

Наличие неценовой конкуренции

Отсутствует

Главный резерв для повышения  выручки и получения экономической  прибыли

Типична,

особенно для отраслей,

производящих  дифференци

руемый

продукт

Нетипична,

может прибегнуть к рекламе в роамках мероприятий

по связям с обществен

ностью




 

 

В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания  формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной  конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.[10]

Рыночная власть — способность  производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

• доли данной фирмы в  общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее  эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной  реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у  нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

• наличия у данного  товара заменителей, так как чем  больше у товара заменителей, тем  выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет  ограничивать рыночную власть данной фирмы;

• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у  функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы  могут вступить в сговор и достичь  соглашения о разделе рынка и  о рыночной цене.

Выше были определены главные  источники рыночной власти. Специфические  условия функционирования фирм при  совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.

Также рыночная власть отдельного производителя в отрасли заключается в возможности влиять на рыночную цену товара. Предположим, что некоторая фирма обладает рыночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается, эта фирма не сможет произвольно устанавливать цену. Как известно, цена устанавливается в результате взаимодействия рыночных спроса и предложения. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложение, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функционально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей рыночной властью. Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельством. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящее для каждого уровня сочетание «цена—объем выпуска».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и черты рыночной структуры
    1. Понятие рыночной структуры

 

Рыночная структура –  сложное понятие, имеющее множество  аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

Характер конкуренции  может быть различным, и связан с  существованием различных рыночных структур. Структура рынка характеризует  взаимосвязь и взаимодействие различных  видов рынков (его элементов). Понятие  структуры рынка характеризует  основные отличительные черты рынка, в число которых входит:

  • количество и размеры фирм;
  • степень концентрации производства;
  • степень дифференциации товаров различных фирм;
  • наличие или отсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка;
  • доступность рыночной информации и т.д.

Первоначально выделяется рынок  совершенной, или свободной, и несовершенной  конкуренции.[13]

Совершенная (свободная, чистая) конкуренция - это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих  условий функционирования рынка:

  • множество покупателей и продавцов;
  • высокая мобильность факторов производства;
  • отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
  • однородность (стандартность) продаваемой продукции;
  • равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.

Перечисленные условия характеризуют  идеальный рынок, который в чистом виде не существует. Лишь некоторые  рынки по своим характеристикам  могут приближаться к совершенной  конкуренции. Однако в целях упрощения  анализа часто рассматривается  именно этот вид рыночной структуры  как основа или первый шаг исследования в понимании способа функционирования рынка.

Несовершенная конкуренция - отсутствие хотя бы одного из признаков  совершенной конкуренции.

Виды несовершенной конкуренции:

 

Монополия - крайняя форма  несовершенной конкуренции, при  которой единственный продавец полностью  контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке  мечтает стать монополистом. В  силу объективных причин могут возникнуть:

  • сырьевая монополия - наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса;
  • административная монополия - государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д.);
  • естественная монополия - производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы).

Наряду с естественными  монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных  мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др. Действуют  и корпоративные монополии.

Монополии противоположна монопсония - рыночная структура, при которой  единственный покупатель диктует объем  продаж и цену.

В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом (единственному продавцу противостоит один покупатель), возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия.

Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа крупных  фирм, некоторые из которых контролируют значительную долю рынка. В такой  ситуации вступление на рынок новых  фирм возможно, но затруднено; контроль над ценами не всеобъемлющий, но существенен; конкуренция носит неценовой  характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров и  др.).

Олигополии противоположна олигопсония - рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего  два конкурента, возникает дуополия.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случае высока дифференциация товара по отличиям в  качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценовая конкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.

Перечисленные ранее рыночные структуры можно условно разделить  на реальные и идеальные (абстрактные). Если монополистическая конкуренция и олигополия достаточно широко распространены в реальной экономике, то совершенная конкуренция, монополия и монопсония являются скорее абстрактными моделями, к которым реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться.

 

1.2 Типы рыночных структур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Совершенствования и особенности, зарубежный опыт