Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятий совокупного спроса и предложения и их особенностей. А также выявление факторов, оказывающих на них влияние.
Исходя из данной целевой установки, необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность и значение совокупного спроса и предложение в макроэкономике;
выявить факторы, оказывающие влияние на объемы совокупного спроса и предложения;
выявить проблемы установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
Введение 2
1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы 4
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы 10
3. Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения 15
Заключение 21
Тестовые задания: 23
Список литературы: 24
Содержание:
Введение 2
1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы 4
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы 10
3. Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения 15
Заключение 21
Тестовые задания: 23
Список литературы: 24
В условиях перехода Российской
экономики на рыночные отношения
все чаще возникают вопросы о
ходе и направлении экономических
реформ, о тех экономических теориях,
которые положены в их основу. На
собственном опыте мы убеждаемся
в необходимости
Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.
Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что макроэкономика имеет дело с совокупными, агрегированными показателями. Не с отдельно взятым товаром, продавцом или покупателем, а с рынком в целом. И для того, чтобы правильно и точно оценить тенденции рынка, его потребности и проблемы, необходимы понятия «совокупный спрос и предложение».
Целью курсовой работы является изучение понятий совокупного спроса и предложения и их особенностей. А также выявление факторов, оказывающих на них влияние.
Исходя из данной целевой установки, необходимо решить следующие задачи:
Практической и теоретической значимостью данной курсовой работы является то, что она может быть использована как дополнительный материал на практических занятиях, на конференциях, в качестве дополнительного материала для более детального изучения данной темы студентами, а так же при подготовке к экзаменам по дисциплинам: макроэкономика, экономическая теория, экономика организации.
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.
Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить:
Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке. На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в млрд руб.), а уровень цен (Р), или дефлятор.
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.[2]
Все факторы, оказывающие влияние на совокупный спрос можно разделить на две категории: ценовые и неценовые факторы.
К числу ценовых факторов совокупного спроса следует отнести прежде всего:
Эффект процентной ставки оказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой – инвестиции. Если выразиться точнее, то проблема в том, что с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные средства для производства покупок, предпринимателям — для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д. Если объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, что, в свою очередь, ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.
Эффект материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.
Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, то на международном сокращается продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать более дешевые импортные товары. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения.
Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос: изменения в
потребительских расходах;
Изменения в потребительских расходах могут воздействовать на совокупный спрос под влиянием различных причин. Нагляден пример с покупкой импортных товаров. Ранее приводился вариант действия ценовых факторов, когда при изменении уровня цен на внешнем и внутреннем рынках происходят изменения в ту или иную сторону в совокупном спросе. Однако подобные изменения происходят и при неизменных ценах: выясняется, например, что появившаяся на рынке Италии австрийская обувь отличается более высоким качеством, чем отечественная. Естественно, что спрос на эту продукцию при равных ценах будет выше. Таких вариантов действия неценовых факторов множество, однако, основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги.
Если обратиться к фактору благосостояния потребителей, то можно заметить, что оно зависит от состояния дел в сфере финансовых активов (акции, облигации) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет. В то же время падение цен на землю снизит благосостояние и сократит совокупный спрос.
Можно также говорить и об ожиданиях потребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих доходов в недалеком будущем, то уже сейчас начнут тратить значительно больше доходов, что будет смещать кривую совокупного спроса вправо. При обратной перспективе покупательские действия будут ограничиваться и кривая совокупного спроса сместится влево. Очень чувствителен сдвиг в совокупном спросе в случае надвигающейся инфляции. Большинство покупателей стремится совершить покупку до повышения цен и воздерживается от нее в первые дни после повышения.
На размер совокупного спроса влияет задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет.[9]
Прямая связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение — увеличивает.
На совокупный спрос воздействуют
и изменения в инвестициях. Если
предприятия с целью расширения
производства приобретают дополнительные
средства, то кривая совокупного спроса
сместится вправо, а при обратной
тенденции — влево. Здесь могут
действовать и оказывать
Когда речь идет о процентной ставке, имеется в виду не ее движение вверх или вниз (это учитывалось в ценовых факторах), а изменение под воздействием колебания объема денежной массы в стране. Рост денежной массы снижает ставку процента и увеличивает капиталовложения, а уменьшение массы денег увеличивает ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличивают спрос на инвестиционные товары, а налоги с предприятий уменьшают спрос на инвестируемые товары. Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.
Государственные расходы воздействуют на совокупный спрос следующим образом: при неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.
Совокупный спрос связан
и с расходами на экспорт товаров.
Принцип здесь таков: чем больше
товаров будет поступать на мировой
рынок, тем выше совокупный спрос. Дело
в том, что возрастание национальных
доходов других стран позволяет
им расширять закупку импортных
товаров и изделий, что, в свою
очередь, расширяет спрос на товары
в тех странах, откуда импортируются
товарные ценности. Поэтому для развитых
государств внешняя торговля выгодна
и с развивающимися, и с развитыми
странами. В первом случае они имеют
возможность продавать
Таким образом, совокупный спрос - это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. Он представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и, наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Следовательно, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством кривой совокупного спроса.
На объем совокупного спроса оказывают влияние ценовые факторы (эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей и эффект импортных закупок) и неценовые (благосостояние потребителя, налоги, процентные ставки, валютные курсы и др.)
Совокупное предложение – это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке, сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов. Совокупное предложение представляет собой абстрактную модель, характеризующую реальный объем производства при данном уровне цен. Зависимость выражается следующим образом: повышение цен стимулирует увеличение производства товаров, а их снижение сопровождается уменьшением объема производства. Это понятие также часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.[1]
Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну кривую.
Кривая совокупного предложения AS имеет сложный восходящий характер. Это объясняется тем, что вид данной кривой зависит от изменений издержек производства на единицу продукции, под которыми понимается частное от деления стоимости всех использованных ресурсов на общий объем продукции. Исходя из этого, кривая совокупного предложения имеет три участка:
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение