Совокупный, средний и предельный доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:28, доклад

Краткое описание

В рыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат экономика.docx

— 274.16 Кб (Скачать файл)

Совокупный, средний  и предельный доход.

В рыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или  отдельного физического лица) в форме  денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это  выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год.

Он отражает экономическую  результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения  денежного дохода является эффективное  участие фирмы в экономической  жизни общества. Сам факт получения  дохода есть объективное свидетельство  такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.

Доход фирмы представляет собой определенную сумму денежных средств от деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная  и реализованная продукция или  оказанные услуги (выполненные работы), оплаченные покупателем или заказчиком. Доход, фирма может получить также  от источников непосредственно не связанных  с основной производственной деятельностью: дивиденды на вложенные паи или  приобретенные акции и другие ценные бумаги; штрафы, полученные от контрагентов; пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств в банке и другие доходы.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую  логику поведения любому рыночному  субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула  повседневного предпринимательства. Получение фирмой дохода свидетельствует  о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Соответственно видам  издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доходы.

Общий (совокупный) доход (TR) – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного  количества товара.

Общий доход определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц:

TR = Р х Q,

где TR – общий доход(total revenue); Р – цена единицы товара; Q – количество проданных единиц товара.

Средний доход (AR) – это  выручка от реализации единицы продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции.

Он выступает как  цена за единицу продукции для  покупателя и как доход от единицы  продукции для продавца.

Средний доход равен  частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции  и исчисляется по формуле:

AR = TR : Q ,

где AR – средний доход; TR – общий доход; Q – количество проданных единиц продукции.

При постоянной цене средний  доход AR равен цене реализации, что  очевидно из приведенной формулы:

,

где Р – цена единицы продукции.

Поэтому цена и средний  доход в западной экономической  теории выступают как одно и то же явление, которое лишь рассматривается  с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить  за определенный период только в том  случае, если изменяются цены на выпускаемую  однородную продукцию (или если фирма  ориентируется на производство ряда изделий, моделей и т.д.).

Предельный (дополнительный) доход (MR) – это добавочный доход  к общему доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительный единицы товара.

Он дает возможность  судить об эффективности производства, так как показывает изменение  дохода в результате увеличения выпуска  и реализации продукции на дополнительную единицу выпускаемой продукции.

Предельный доход (MR) позволяет  оценить возможность окупаемости  каждой дополнительный единицы выпускаемой  продукции.

В сочетании с показателем  предельных издержек он служит стоимостным  ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

Предельный доход определяется как разность общего дохода от продажи 

n +1 единиц товара и  общего дохода от продажи n товаров:

,

или рассчитывается как: , где TR – приращение общего дохода, DQ – приращение выпуска продукции на одну единицу.

В условиях совершенной  конкуренции фирма продает дополнительные единицы продукции по постоянной цене, так как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену.

Предельный доход будет  равен цене единицы продукции (MR=P), так как TR= PxQ, поэтому:

MR =PxQ

Используя данные формулы, рассчитаем размеры совокупного, среднего и предельного доходов, полученных конкурентной фирмой (табл.7.3.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7.3.Совокупный, средний  и предельный доходы (при постоянных ценах)

 
Q

 
P

 
TR

 
MR

 
AR

 
0

 
31

 
0

 
-

 
-

 
1

 
31

 
31

 
31

 
31

 
2

 
31

 
62

 
31

 
31

 
3

 
31

 
93

 
31

 
31

 
4

 
31

 
124

 
31

 
31

 
5

 
31

 
155

 
31

 
31

 
6

 
31

 
186

 
31

 
31

 
7

 
31

 
217

 
31

 
31

 
8

 
31

 
248

 
31

 
31

 
9

 
31

 
279

 
31

 
31

 
10

 
31

 
310

 
31

 
31


 

Как видно из табл.7.3, TR увеличивается  на постоянную величину, равную цене единицы  продукции, так как при условии  совершенной конкуренции дополнительные единицы продаются по постоянной рыночной цене.

Графически это утверждение  представлено на рис.7.7.

Поскольку фирма может  продавать дополнительные единицы  продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (МR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая же общего дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии, так как этот показатель увеличивается на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж

Чистый доход – это  разница между суммой выручки  от реализации и всеми издержками предприятия. Основной формой чистого  дохода является прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты равновесия фирмы  в краткосрочном периоде.

Краткосрочный (или короткий) (short-run) период— это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.).

Совершенно конкурентная фирма, как уже отмечалось, в экономике встречается довольно редко. Однако анализ поведения такой фирмы позволяет сравнить «идеальный» рынок с реальным. Поведение совершенно конкурентной фирмы характеризуется как приспособительное, поскольку она приспосабливает издержки и объемы производства к заданной извне рыночной цене. Для анализа поведения совершенно конкурентной фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов времени необходимо определить их различия.

В отличие от долгосрочного в краткосрочном периоде объем производственных мощностей остается неизменным. В течение краткосрочного периода производитель не успевает изменить размер производственных площадей, количество применяемого оборудования. В краткосрочном периоде число фирм на рынке не изменяется, поэтому остается неизменной рыночная цена. Экономическая прибыль не может быть на нулевой отметке. В долгосрочном же периоде производитель может изменить и количество применяемого оборудования, и размер производственных мощностей. Кроме того, в долгосрочном периоде может измениться число фирм на рынке, поскольку отсутствуют какие-либо барьеры экономического или юридического характера для вступления на рынок. В результате процесса свободного входа и выхода на рынок новых фирм возможна нулевая экономическая прибыль.

Каково же будет поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, если фирма встанет перед выбором  – прекращать производство или производить  некоторое количество продукции? В  краткосрочном периоде конкурентная фирма может работать с убытками, поскольку рассчитывает получить прибыль  в будущем. Каково же условие прекращения  производства? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать соотношение цены (Р) и средних переменных издержек (AVC). Если цена окажется выше средних переменных издержек, то соответственно доход, приносимый каждой единицей выпуска, будет полностью покрывать переменные издержки и частично постоянные. Однако постоянные издержки должны покрываться всегда: и когда продукция выпускается, и когда ее выпуск приостановлен. Поэтому возникает необходимость продолжать производство для их частичной оплаты. В случае если цена окажется ниже средних переменных издержек, то как постоянные, так и переменные издержки не смогут оплачиваться полностью. В данной ситуации производство продукции целесообразнее приостановить. Однако это не означает полного закрытия производства. Но если фирма в состоянии оплачивать постоянные издержки, то она может оставаться на рынке и продолжать производство в случае повышения цен. Конечно, некоторые фирмы, не выдержав столь жесткого положения долго, вынуждены будут покинуть отрасль. Если представить данную ситуацию графически, то точкой ухода фирмы с рынка будет точка А (рис. 9.6).

Рис. 9.6. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимизация  прибыли

Рассмотрим  на условном примере, как конкурентная фирма достигает точки равновесия. Пусть даны постоянные и переменные затраты фирмы, а также цена, по которой она продает свой товар. На этой основе можно рассчитать изменения  средних и предельных затрат, выручки  и прибыли фирмы в зависимости  от изменения ее выпуска (табл. 10.2).

Таблица 10.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы

Q

FC

VC

ТС

AFC

AVC

АС

МС

Р = MR

TR

П

0

60

0

60

       

30

0

-60

1

60

32

92

60

32

92

32

30

30

-62

2

60

52

112

30

26

56

20

30

60

-52

3

60

64

124

20.0

21.3

41.3

12

30

90

-34

4

60

72

132

15

18

33

8

30

120

-12


5

60

82

142

12

16.4

28.4

10

30

150

8

6

60

100

160

10.0

16.7

26.7

18

30

180

20

7

60

124

184

8,6

17,7

26.3

24

30

210

26

8

60

154

214

7,5

19.3

26.8

30

30

240

26

9

60

194

254

6.7

21.6

28.2

40

30

270

16

10

60

250

310

6

25

31

56

30

300

-10


В данном случае предельные затраты сначала  убывают, а затем возрастают, т.е. мы сталкиваемся с усложненными функциями  затрат .

Предположим, фирма случайно остановилась на выпуске 5 ед. Предельный доход от выпуска  еще одной единицы продукции (он же пена товара) равен 30, тогда как  предельные затраты составляют только 18. Поэтому фирма увеличивает  выпуск, и ее прибыль возрастает на 12 (с 8 до 20). Пусть фирма вначале  выбрала выпуск 9 ед. Предельный доход  при этом равен, как всегда, 30, а  предельные затраты составляют 40. Превышение предельных затрат над предельным доходом  является сигналом для сокращения производства до 8 ед., что увеличивает прибыль  на 10 (с 16 до 26). Наконец, при производстве 8 ед. товара предельный доход совпадает  с предельными затратами (30 = 30), и прибыль является максимальной (26). Именно на таком выпуске наша фирма и останавливается.

Внимательный  читатель может возразить, что в  приведенном примере точно такая  же прибыль получается и при выпуске 7 ед. товара. Дело, однако, в том, что  наш расчет предельных затрат является лишь приблизительным. Точно предельные затраты рассчитываются как приращение совокупных (переменных) затрат при  очень небольшом изменении выпуска. Представьте себе, что при производстве 7,99 ед. товара предельный доход еще  чуть-чуть превышает предельные затраты. Значит, выгодно произвести еще 0,01 товара, после чего предельный доход и  предельные затраты сравняются. Иными  словами, здесь используется предпосылка, что продукт является бесконечно делимым: можно произвести еще один грамм масла, еще один гвоздь или  еще одну автомашину при их многотысячном  выпуске.

Точку равновесия и другие критические точки совершенно конкурентной фирмы можно показать, соединив на рисунке функции предельного  дохода (цены), а также предельных, средних переменных и средних  совокупных затрат (рис. 10.3).

Информация о работе Совокупный, средний и предельный доход