Современная политика экономики США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:12, доклад

Краткое описание

Главные черты и особенности американской социально-экономической модели можно разделить на две группы: традиционные и формирующие новый облик экономики. К первой группе относят такие издавна присущие американской экономической модели черты, как:
– всемерное поощрение обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха, независимо от происхождения и социального статуса человека;

Вложенные файлы: 1 файл

SOVREMENNAYa_SOTsIAL_NO (2).docx

— 25.10 Кб (Скачать файл)

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  МОДЕЛЬ США

 

 

 

1

       Главные черты и особенности американской социально-экономической модели можно разделить на две группы: традиционные и формирующие новый облик экономики. К первой группе относят такие издавна присущие американской экономической модели черты, как:

        – всемерное поощрение обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха, независимо от происхождения и социального статуса человека;

        – относительно  низкий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) через государственный бюджет – менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный;

        – относительно  низкий удельный вес государства в произведенном ВВП: государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), образовании и здравоохранении, и в целом государственный сектор создает лишь около 12% ВВП страны;

        – более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику;

        – высокая  трудовая мораль, основанная прежде  всего на протестантской этике:  трудолюбии и вере большинства  граждан в собственные силы.

 

        Перечисленные  характеристики – основа либеральной  экономической модели Соединенных  Штатов. Но в последние десятилетия  важное значение приобретают  семь новых экономических тенденций,  связанных с развитием научно-технической  революции.

 

2

        Первые  годы ХХI века прошли в США  под влиянием очередного циклического  кризиса, который наряду с другими  факторами осложнил социально-экономическую  обстановку в стране. После наиболее  длительного экономического подъема,  который продолжался более 10 лет и сопровождался впечатляющими результатами по всем макроэкономическим показателям1, Помимо циклического кризиса экономика США испытала шок от террористических атак 11 сентября 2001 года, которые привели к прямым и косвенным потерям ВВП на сумму более чем в 140 млрд. долларов .

 

Но не смотря на это США  являются как крупнейшим международным  инвестором, так и кредитором. Стоимость  американских активов за рубежом  превышает 6,5 трлн. долларов. Одновременно Соединенные Штаты – крупнейший реципиент иностранного капитала: стоимость иностранных активов превышает 8,5 трлн. долларов. Такое положение способствует увеличению отрицательного сальдо торгового баланса страны. Однако приток иностранных капиталовложений превышает вывоз американского капитала за рубеж, и это позволяет американской экономики сохранить привлекательность для других стран. Америка получает возможность использовать инвестиционные ресурсы остального мира. Следует также иметь в виду, что значительная часть вывоза капитала из США осуществляется через американские транснациональные корпорации (ТНК) за рубежом. Из 500 крупнейших ТНК 162 имеют американское происхождение.

        Соединенные Штаты занимают, безусловно, лидирующие позиции в мировой экономике. Их лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его развития, мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики.

        США  принадлежит крупнейшая доля  в мировом ВВП, которая по паритету покупательной способности (ППС) валют превышает 21,3%. По этому показателю к Соединенным Штатам приближается только Европейский Союз: 25 стран Европы производят около 20% мирового ВВП. А по показателю ВВП на душу населения Америка занимает второе место в мире (после Люксембурга) –nbsp;38,5 тыс. долларов.

        Несмотря на выход американской экономики из кризиса, ослабление доллара на мировых валютных рынках (прежде всего по отношению к евро) продолжается. Эта тенденция отражает, с одной стороны, растущий дефицит бюджета и американского торгового и платежного баланса, а с другой – стремление администрации США использовать слабый доллар в целях ускорения экономического роста и расширения экспорта.

        Таким  образом, слабый доллар в настоящее время выгоден Соединенным Штатам и не выгоден странам Евросоюза, поскольку сильный евро сдерживает их внешнеэкономическую экспансию. Но чрезмерное ослабление доллара несет определенные угрозы и для США – падение курса доллара делает менее привлекательным вложение иностранных капиталов в американскую экономику и потенциально снижает роль американского доллара как мировой резервной валюты.

        В  нынешней ситуации задача ФРС  Соединенных Штатов состоит в  установлении такой учетной ставки, которая бы, с одной стороны, стимулировала экспорт и экономический рост, не допуская чрезмерного удорожания кредитных ресурсов, а с другой – способствовала привлечению иностранных инвестиций. В после кризисный период ФРС уже шесть раз повышала учетную ставку с 1% до 2,5%, стремясь не допустить инфляции и найти ее оптимальный уровень для достижения вышеуказанных целей.

        Таким образом, несмотря на  имеющиеся серьезные проблемы, экономика  США в начале ХХI века продемонстрировала  способность преодолевать возникающие  кризисы различной природы, что свидетельствует об ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям. Во многом это определяется сложившейся экономической моделью, все более ориентированной на выработку и реализацию национальных приоритетов развития.

3

      Экономическая политика США Обамы.

AIF.RU 

В 2009 году, когда новый президент  США Барак Обама вступил в должность президента, в мире и в американской экономике свирепствовал экономический кризис. Поэтому совершенно естественно, что главной задачей нового президента являлась борьба с кризисом и вывод экономики из рецессии.

 

Главными мерами, которые  были выбраны администрацией нового президента для борьбы с кризисом, являлись значительное увеличение государственных расходов при сокращении налогов и предоставление бизнесу ликвидности (денег) в почти неограниченном объеме. В этих целях была снижена основная ставка Федеральной резервной системы (ФРС — аналог нашего ЦБ. — Ред.), что должно было облегчить доступность денег для банков, и за счет этого — как надеялись в ФРС — в США должны были расти объёмы кредитования.

 

Власти по сути выкупили кризис, напечатав и раздав огромное количество денег. Экономика немного восстановилась, и в текущий момент кризис 2008 года кажется уже пройденным этапом. Но данные меры по спасению экономики создали сегодня две проблемы, которые уже в скором времени, скорее всего, приведут к новой волне кризиса.

 

Дело в том, что сокращение налогов и увеличение расходов привело  к росту бюджетного дефицита до 10% от ВВП и росту долга правительства, который в январе 2011 года превысил отметку в 14 трлн долларов. Только в 2010 году долг увеличился на 1,7 трлн долларов (1,3 трлн — дефицит бюджета и 0,4 трлн — проценты) с 12,3 трлн до 14 трлн; а это рост почти на 14%, при том что экономика в целом в тот же год выросла только на 2,7%. В 2011-м долг прибавит ещё 2 трлн долларов, а в 2012 — еще больше. В дальнейшем финансировать долг будет все трудней и трудней, поскольку в таком объеме в мире просто не найдется покупателей. Это прямая дорога в дефолт. В то же время, сокращение дефицита бюджета — неважно за счет чего — сокращения расходов или увеличения налогов, — полностью уничтожит все посткризисное восстановление.

 

Недавно Обама представил план по сокращению бюджетных расходов на 4 трлн за 12 лет. То есть на 300-350 млрд в год при текущем дефиците в 1,4 трлн. Но это не сможет существенно остановить нарастание долга властей США. Об этом говорит элементарная математика: на начало текущего года долг был равен 14 трлн долл.; с учетом набегающих процентов и при дефиците в 1,4 трлн он к концу года составит уже 16 трлн. Если сократить 300 млрд расходов, то долг вырастет, конечно, меньше — до 15,7 трлн (12% примерно), но это в сущности не дает никакого эффекта по сокращению долга, как в номинальном выражении, так и в соотношении к ВВП. Номинальный ВВП явно не вырастет на 12%, поэтому и соотношение долга к ВВП увеличится, и в последующий год ситуация будет еще хуже.

 

Для предотвращения роста  долга нужно урезать расходы  или увеличить налоги на 1,5-2 трлн в год — чтобы у бюджета  был профицит, покрывающий проценты по долгу, плюс 100-200 млрд шло на погашение основной долговой массы. Лишь тогда рост долга в номинальном выражении остановится, и размер его даже начнёт немного сокращаться. Однако, это означает жесткую рецессия с падением ВВП на десятки процентов в первые 5 лет. Причем все эти 5 лет, ввиду рецессии, инфляции в стране как таковой не будет, то есть она не будет помогать сокращать долг путем его обесценивания. Так что в лучшем случае США к 2015-16 гг. будут иметь 12 трлн долл. ВВП в год при долге в 12-13 трлн. (зато эти 12 трлн ВВП будут уже не зависимы от госрасходов). Затем 10 лет надо будет платить по счетам. Высокая налоговая нагрузка будет мешать росту экономики, но рецессия отступит, будет все же вялый рост экономики, и появится небольшая инфляция. Начнется уже более существенное сокращение долга к ВВП. В общем, для решения долговой проблемы Америке понадобится не меньше, чем 15 лет. Но на такие действия, уверен, Штаты не пойдут.

 

Вторая же возможная мера — так называемая мягкая монетарная политика (или вливание денег в  экономику путём запуска печатного станка. — Ред.) — сегодня приводит к тому, что курс доллара США непрерывно снижается. В мире начинают появляться опасные симптомы роста инфляции. Европа и Китай уже начали осуществлять меры по борьбе с инфляцией, однако США пока что не торопятся этого делать. Глава ФРС Бен Бернанке, вероятно, надеется на то, что кредитование в США все же начнет расти и тем самым даст толчок к самостоятельному росту американской экономики — без государственных вливаний. Тогда можно будет более существенно сократить дефицит бюджета по мере роста экономики. Но кредитование в США не растет с 2007 года, несмотря на все предпринятые меры: сегодня американцы не хотят брать кредиты, а более склонны копить деньги. А вот инфляция из-за работающего печатного станка растет. В марте инфляция в США составила 0,5%, а это почти российский показатель, у нас в марте инфляция достигла 0,6%.

 

Если так продолжится  впоследствии и доллар будет снижаться, то возникает вопрос, а кто тогда  будет хранить деньги в долларах? Кто будет покупать американские активы, те же облигации министерства финансов США? Они ведь номинированы в долларах, и обесценение доллара обесценит и их. Доллар США пока еще является мировой резервной валютой, но с инфляцией в 6-10% в год он лишится этого статуса, и все — от Южной Америки до Японии, от России до Австралии — будут его продавать. А это вызовет эффект домино и еще больше обесценит доллар и увеличит инфляцию.

 

Многие, наверное, думают: а  почему бы и не вызвать инфляцию? И все, нет проблем: долг Америки обесценится, и можно будет начинать жить с чистого листа. Да, можно сделать так, но не надо забывать про очень один важный нюанс: экономика США не самодостаточна. Она, подобно наркоману, зависима от притока капитала из вне. Мир уже десятилетиями ежегодно вкладывает в США по триллиону этих самых долларов в год. И этот приток является базисом как минимум для трети экономики Штатов. На эти деньги США покупают товары по всему миру — в обмен на граммовую бумажку. За счет этого экспорт из США в два раза меньше импорта. Не будет притока капитала — треть экономики просто исчезнет. Поэтому чрезмерно высокая инфляция — не выход.

 

Думаю, кабинет Обамы прекрасно  понимает сложившуюся ситуацию. И  естественно, выйти и сказать, что  у них все плохо, они не могут. Им сейчас главное — выиграть время, любым способом. А за это время попытаться сделать экономику по возможности максимально самодостаточной, то есть увеличить товарное производство внутри страны до уровня своего потребления. Так, чтобы экспорт из США был больше или равен импорту. Тогда Америка станет менее зависима от притока иностранного капитала и в будущем сможет с меньшими потерями для себя обесценить свои долги с помощью инфляции. Именно поэтому министр финансов США Тимоти Гейтнер и вице-президент Хиллари Клинтон в последние два года постоянно заявляют, что Китай должен прекратить занижать курс своей валюты. Именно поэтому американцы хотят увеличить свой экспорт в два раза в ближайшие годы. Поэтому и Обама как-то заявлял, что американские компании должны вернуть производство в США.

 

Но, к сожалению, учитывая, насколько быстро растет долг правительства  США и насколько медленно растет промышленное производство, американцы не успеют перебалансировать свою экономику. И Бараку Обаме в итоге придется выбирать, куда повести экономику — в инфляцию, а точнее в стагфляцию, сохраняя огромный дефицит бюджета и продолжая печатать деньги, или в рецессию, начав свертывать политику стимулирования экономики.

 

 

4 графика, опровергающие  мифы об экономике США

 

Business Insider публикует несколько графиков из недавней презентации Бюро экономического анализа США, развенчивающих мифы об американской экономике.

 

Американцы, прямо как и россияне, очень боятся, что их страну скупили  иностранцы. График показывает, что активы в США, которыми владеют иностранцы, оцениваются примерно в $25 трлн, а активы, которыми американцы владеют за границей, – примерно в $21 трлн. Получается, что чистые активы иностранцев – всего 5,8% от всех активов. 2,3% из них принадлежат – сюрприз! – китайцам.

 

Правда ли, что иностранцы владеют  Америкой?

 

<слайд>

 

Американцы очень сильно боятся, что не справятся с госдолгом. Однако в истории уже был прецедент, когда долг превышал ВВП США.

 

Правда ли, что госдолг рекордно велик?

 

<слайд>

 

Американцы боятся, что государство  отбирает у них слишком много  денег в виде налогов. Однако это  не так – подоходный налог составляет всего лишь около 11%, а федеральные  налоги – всего лишь 16% от ВВП.

 

Правда ли, что федеральные налоги рекордно велики?

 

<слайд>

 

Американцы боятся, что государство  занимает слишком большую долю в  экономике (то есть Америка потихоньку превращается в социалистическое государство). Особенно страшно, что очень много  денег тратится на военные расходы. Однако если не учитывать бюджетные трансферты, все не так страшно.

 

Правда ли, что расходы федерального правительства рекордно велики?

 

<слайд>


Информация о работе Современная политика экономики США