Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:08, реферат
1. Топливно-энергетический комплекс, его структура и тенденции развития.
2. Современное машиностроение в мировой экономике.
3. Агропромышленный комплекс: тенденции и особенности его развития в различных группах стран
4. Транспортный комплекс: основные направления развития на перспективу
Стабильными в течение 1994 и 1995 гг. были объемы ввоза в Россию сахара-сырца и белого сахара (1,17 млн. т и 0,38 млн. т соответственно). Положительным моментом можно считать определенную диверсификацию импорта сахара из Бразилии, Мексики, Таиланда, Австралии, Индии, что уменьшило зависимость от поставок сахара-сырца с Кубы.
Позитивным явлением во внешней торговле сахаром явилось финансирование выполнения межгосударственных протоколов между Кубой и Россией в части сахара-сырца коммерческими структурами, а также кредитование закупок сахара из внебюджетных средств. Наряду с импортными операциями коммерческие структуры и связанные с ними банки, в числе которых Торговый дом и банк «Менатеп», компания «Союзконтракт» и «Русский сахар», активно развивают инфраструктуру сахарного рынка: создают системы складов, региональных дилеров, оптовой и розничной торговли, а также намечают крупные инвестиционные проекты по модернизации сахарной промышленности России. В 1996 г. ожидалось увеличение объемов ввоза сахара в Россию до 2,15 млн. т, преимущественно сырца.
Увеличение объемов импорта мяса в Россию в 1995 г. в 1,4 раза, до 504 тыс. т, было обусловлено недостаточным предложением мяса собственного производства и из стран СНГ, высоким спросом на него со стороны перерабатывающих предприятий индустриальных центров (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и некоторых других). Заметно расширили в прошлом году поставки говядины в Россию Германия и Ирландия, а свинины – Дания, Германия, США, Китай. Увеличение объемов импорта мяса было обусловлено переходом на его финансирование за счет средств регионов и местных администраций при активном участии коммерческих структур. В структуре импорта мяса в 1995 г. 38% приходилось на говядину, 59% на свинину, остальное – на баранину. Объемы ввоза говядины из СНГ в 1995 г. лишь на 6% были меньше, чем из стран дальнего зарубежья. Ресурсы свинины и баранины в СНГ незначительны, поэтому свинина будет доминировать в структуре ввоза из стран дальнего зарубежья. В 1996 г. ожидалось некоторое сокращение объемов ввоза мяса – до 500 тыс. т. Мясо птицы в последние годы стало одной из самых крупных позиций в продовольственном импорте России, составившей по объему 824 тыс. т на сумму 695 млн. долл. В 1996 г. ожидался дальнейший рост объемов ввоза мяса птицы примерно на 5%.
В 1995 г. наряду с увеличением объемов импорта сливочного масла до 169,1 млн. т произошла его заметная диверсификация. Ведущее место заняли поставщики из Новой Зеландии, Германии, Нидерландов и США. В 1996 г. ожидалось некоторое сокращение объемов импорта сливочного масла из стран дальнего зарубежья до объемов 140 тыс. т из-за повышения цен на этот товар на мировом рынке и некоторой переориентации на ввоз заменителей животного масла из стран ЕС и животного масла из Украины, Белоруссии и других стран СНГ.
Рост импорта подсолнечного масла в Россию почти в три раза, до 158 тыс. т, в 1995 г. был обусловлен уменьшением самообеспеченности этим товаром. Обращает на себя внимание диверсификация импорта этого товара за счет его ввоза из Аргентины, Турции, Нидерландов, Венгрии. Ресурсы подсолнечного масла составили около 40% от объемов импорта этого товара из стран дальнего зарубежья. Новым фактором, который усиливает импортную зависимость по растительному маслу, стал в 1994-1995 гг. экспорт из России семян подсолнечника, что было связано с более высоким уровнем экспортных цен по сравнению с закупочными ценами отечественных переработчиков маслосемян. Основными покупателями семян подсолнечника являются Испания, Турция, Италия, Германия, Греция, Нидерланды, т.е. страны, где затем Россия закупает конечную продукцию переработки – подсолнечное масло. В 1996 г. ожидалось некоторое сокращение объемов ввоза подсолнечного масла из стран дальнего зарубежья до 140 тыс. т за счет некоторого увеличения закупок в странах СНГ.
Отмеченная динамика развития внешней торговли России продовольственными товарами и сельхозсырьем сохранилась и до начала XXI в. В 2002 г. доля импортной продукции сельского хозяйства составляла более 30% в наполнении продовольственного рынка основными продуктами (включая непроизводимые в РФ). Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократился с 11,1 млрд. долл. в 1998 г. до 9 млрд. долл. в 2001 г., однако в последние годы отмечался рост импорта мяса, сливочного масла, мяса птицы и др. Так, в I полугодии 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. физический объем закупок Россией свежемороженого мяса увеличился на 34,9%, сливочного масла – на 81, подсолнечного масла – на 49,9, мясных консервов – на 68,9%. Вместе с тем за этот же период импорт сухого и сгущенного молока сократился в 3,9 раза, мяса птицы – на 3,3%, сахара белого – на 73,9%.
В 2000-2001 гг. намечалась положительная динамика в развитии российского экспорта зерновых. Обусловлено это было прежде всего тем, что в 2000 г. валовой сбор зерна в России составил 65,5 млн. т (в 1999 г. – 47,9 млн. т), а в 2001 г. – 85,2 млн. т, в том числе пшеницы 34,4 млн. и 47,0 млн. т соответственно (в 1999 г. – 31,0 млн. т). В результате в 2001 г. российский экспорт пшеницы достиг рекордного уровня в 3,7 млн. т, что на 1,1 млн. т превысило показатель 2000 г.
По оценкам Международного совета по зерну, прогнозируемое на ближайшую перспективу совокупное сокращение экспортных ресурсов пшеницы в целом ряде важнейших стран-экспортеров (США, ЕС, Канада, Аргентина, Австралия) будет с избытком компенсировано за счет более высоких, чем ожидалось ранее, показателей производства и экспорта по другим странам (к ним относятся прежде всего Россия и Украина). По мнению специалистов, экспорт российской пшеницы кормового качества будет стимулироваться низкими ценами, однако полностью реализовать экспортный потенциал страны не позволит низкая пропускная способность портов. Полагают также, что экспорт мукомольной пшеницы будет ограничиваться международными стандартами, более жесткими, чем внутренние российские, и ценами.
Оценивая перспективы рынка продовольственных культур, обычно отмечают, что в последние годы во многих странах, являющихся крупными производителями продовольственных культур, резко ухудшились экологические условия хозяйствования, что вызывает повсеместное распространение эрозии почв, истощение почвенного покрова, не восстанавливаемого с помощью дополнительного применения удобрений, недостаток воды, засоление ряда в прошлом плодородных районов и т.д. Эта проблема осложняется выводом земли из сельскохозяйственного оборота под промышленную и городскую застройку и, что особенно характерно для бывшего СССР, под строительство гигантских водохранилищ, являющихся частью гидроэнергетических систем, а также быстро прогрессирующим процессом уничтожения лесов. Нарушения условий хозяйствования ставят на грань экологической катастрофы земледелие ряда зернопроизводящих районов мира. По мнению ряда ученых, неурожаи в конце 80-х годов в США и Канаде являются результатом необратимых изменений климатических условий на Земле.
4. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Транспортный комплекс – одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Исходя из различия функций транспорт разделяется на пассажирский и грузовой. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, в рамках которой взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона.
Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран.
Транспортные системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 50-60 км на 100 км2 территории; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения. Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 5-10 км на 100 км2 территории; характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного-двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.
Существенно различаются между собой и региональные транспортные системы – транспортные системы Западной Европы, Северной Америки, Латинской Америки, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Северной Африки и др.
Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.
Виды транспорта группируются следующим образом: сухопутный (сухопутный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный.
По структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).
Автомобильный транспорт зародился в начале XX в. и является наиболее дорогим видом транспорта, обладающим большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог – 24 млн. км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодорог в мире – 180 км на 100 км2 территории.
Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции; самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.
Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.
В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, – к расширению.
Трубопроводный транспорт. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).
Морской транспорт – важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.
Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок:
По тоннажу морского флота лидируют следующие страны: Либерия, Панама, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся стран. Это связано с предоставлением так называемых дешевых флагов: использованием предприятиями развитых стран судов и дешевой рабочей силы.
Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).
Важное значение для морского транспорта имеют морские каналы и проливы (Суэцкий и Панамский каналы, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский проливы).
Речной транспорт наиболее развит в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта.
Важную роль играют международные речные бассейны: Дунай (объединяющий 12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран).
Многие речные бассейны (Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.) имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные магистрали.
В настоящее время широко используются суда типа «река – море», позволяющие доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.
Воздушный транспорт самый молодой и динамичный, он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.
Крупнейшие аэропорты мира расположены в Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них – в США, 8 – в Европе.
Главные направления воздушных трасс:
Функционирование транспорта в значительной степени зависит от природных условий. Однако сам транспорт оказывает на природную среду резко отрицательное воздействие.