Современное экономическое положение Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 08:59, доклад

Краткое описание

Первый период (50—70-е годы) характеризовался политикой индустриализации на основе централизованного планирования, второй период (80—90-е годы) — развитием индустриализации на основе рыночных отношений и преобразования методов регулирования и производственной деятельности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_na_pechat.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Привлекаемые иностранные средства состоят из внешних займов и прямых иностранных инвестиций. За 1979-1995 годы Китай освоил $229,14 млрд., в том числе внешних займов на сумму более $91,44 млрд. В 1990 году Китай по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций вышел в первые ряды среди развивающихся стран. По объему фактически использованных прямых иностранных инвестиций с 1993 года КНР занимает первое место среди развивающихся стран и второе место в мире, пропустив вперед лишь США: так, в 2002 году объем привлеченных чистых прямых иностранных инвестиций составил $41 млрд.

Среди всех форм привлечения иностранного капитала наибольшая доля принадлежит совместным предприятиям Китая с зарубежными странами.

По отраслевой структуре иностранных инвестиций преобладают промышленность и капитальное строительство. Минимальными остаются иностранные инвестиции в инфраструктурные и сельскохозяйственные отрасли.

Большая часть иностранных инвестиций сконцентрирована в восточных приморских районах Китая в ущерб центральным и западным. 

Источниками внешних займов являются преимущественно иностранные правительственные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, иностранные банковские ссуды на экспорт, а также ценные бумаги иностранных корпораций.

Большая часть источников поступления прямых иностранных инвестиций приходится на инвестиции из Сянгана, Аомыня и Тайваня, меньшую долю занимают инвесторы из США, Японии, Сингапура, Южной Кореи, Великобритании, Германии и Франции.

КНР использует привлеченные иностранные средства главным образом на строительство крупных и средних объектов, связанных с инфраструктурными отраслями, а именно: энергетикой, транспортом и связью – нефтехимической, металлургической и легкой промышленностью, сельским хозяйством, а также культурой, просвещением и научными исследованиями.

В последние годы актуальной для Китая становится борьба с незаконной утечкой капитала из страны. Так, согласно данным Пекинского института национальной экономики при фонде «Реформа», объем незаконно вывезенного капитала увеличился более чем в 9 раз6.

Несмотря на значительные объемы привлекаемого иностранного капитала, его эффективность и масштабы в рамках китайской экономики оставляют желать лучшего.

Выполняя роль сборочных цехов, куда выносится массовое промышленное производство из США, Японии и стран ЕС, свой успех Китай основывает на импортируемых технологиях и дешевой местной рабочей силе, что определяет зависимость от промышленно развитых стран, между тем как лидерство на мировой арене в современных условиях обуславливается только самостоятельно завоеванными передовыми позициями в сфере инноваций.

Таким образом, в ближайшие годы китайскому правительству предстоит продолжить воплощение политики, направленной на улучшение инвестиционного климата в стране и открытие внутреннего рынка для зарубежных предпринимателей.

2.2 Роль Китая в мировой экономической интеграции

Международная экономическая интеграция – это объективный, осознанный и направляемый процесс постепенного сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития7.

Китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и экономики: если в международной политической интеграции Китай усматривает угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, торговля наркотиками и оружием и реформирование политической системы, обеспечивающей власть Коммунистической партии КНР, то в экономической глобализации Китай ищет возможности для дальнейшего экономического роста без ущерба для национального суверенитета на основе превращения страны в одного из основных экспортеров продукции с глубокой степенью переработки, высокой долей добавленной стоимости и технологического содержания, что знаменует новую стадию развития экономических реформ, а именно: переход от селективной к комплексной либерализации экономики – при условии унифицированного и прозрачного доступа на мировые рынки и отсутствия специфических дискриминации и барьеров и чему, безусловно, способствует вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) 11 декабря 2001 года.

Укрепление экономического потенциала и бурный рост национальных экономик Восточной и Юго-Восточной Азии за последние два десятилетия и активизация экономических интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) вызвали эволюцию подходов Пекина к деятельности подобных образований от осторожно-скептического к активному участию по ключевым для КНР направлениям торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в регионе, в результате чего форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), насчитывающий 21 страну-участницу, расценивается Китаем как наиболее перспективная по сравнению с другими действующими в АТР организациями структура международного экономического и научно-технического сотрудничества в области региональной торговли, взаимного инвестирования и обмена научной информацией и технологиям8.

Тем не менее, отсутствие в нынешней Азии межгосударственной структуры типа Европейского Союза (ЕС) активизирует как процесс дальнейшей институционализации АТЭС, так и поиски идей и концепций развития субрегиональных интеграционных группировок, таких как экономический союз стран Восточной Азии (СВА), или Японии, Китая и Южной Кореи, на основе сравнительных преимуществ Японии в науке и технике, Китая с Сянганом в использовании капитала и людских ресурсов и Южной Кореи в информационных технологиях и транзитных авиаперевозках; единое таможенное, а в дальнейшем экономическое и валютное пространство стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и СВА, которые, являясь одновременно и экономическими конкурентами, и партнерами, экономически взаимно дополняют друг друга, и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), включающая Китай, Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан и подразумевающая взаимодействие в таких областях, как топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт, финансово-банковская сфера и водохозяйственный комплекс, в отношении которой на настоящий момент преобладают не оформленные в реальные проекты задумки и не подкрепленные финансами ожидания.

Экономическое развитие Китая на основе интеграции в мировую экономику, с одной стороны, формирует новые, более амбициозные глобальные интересы Китая, а с другой вызывает ответные – и не всегда в пользу Китая – реакции со стороны мировых рыночно-демократических лидеров (США, ЕС и Япония). Эти реакции в свою очередь требуют ответных действий Китая с тем, чтобы сохранить выгодную ему внешнюю среду развития. Китай, будучи «своим» или «почти своим» рыночным демократиям в экономике, остается – и будет оставаться, пока сохраняется монополия КПК на политическую власть – «чужим» в политике. В этом состоит глобальный вызов мировому позиционированию Китая, от того или иного варианта ответа на которых зависит мировая роль Китая.

Ведя поиск рационального пути преодоления эффекта «чужого» – но без форсирования демократических преобразований – Пекин осуществляет следующие внешнеполитические новаторства.

Первое – выстраивание Китаем новой линии в отношениях с США, которые рассматриваются нынешним китайским руководством в качестве главного партнера Пекина на мировой арене.

Второе – выстраивание, начиная с 2003 г., политического и финансового диалога с «Большой Восьмеркой».

Третье – активизация роли Китая в региональных политических форумах, таких как Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ) и Форум «Азия – Европа (АСЕМ)». И те, где его роль может быть главной и/или второй по значимости после очевидного лидера. К последней группе относятся ШОС, в работе которого Китай является фактическим «локомотивом» организации, в том числе и символически – штаб-квартира ШОС расположена в Пекине.

Четвертое – активизация регионального экономического сотрудничества, во-первых, в двусторонних форматах с США, Японией и Южной Кореей. Во-вторых, в рамках  трехстороннего сотрудничества в СВА – с Японией и Южной Кореей. Здесь, в отличие от военно-политической сферы, Китай видит возможность выстраивания интеграционных схем и без участия США. В-третьих, в форматах «АСЕАН плюс Китай» и «АСЕАН плюс три»9.

Китай рассматривает Россию как второго, после США, «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере. Как важный источник поставки энергоресурсов, научных технологий и военно-технической продукции – пока не преодолено эмбарго на поставки военной техники в Китай из США и ЕС. И как важный (хотя и не главный) рынок сбыта китайской продукции и услуг рабочей силы10.

Китай - одна из совсем немногих развивающихся стран, которые извлекли выгоды от глобализации в последние два десятилетия. За это время Китай ускорил свою интеграцию в мировую экономику. Рост объемов внешней торговли и прямых иностранных инвестиций – важные факторы дальнейшего устойчивого экономического развития страны. Китайские руководители возлагают большие надежды на расширение политики открытости внешнему миру, которая должна способствовать решению сложных проблем, возникающих в ходе проведения экономической реформы.

Таким образом, в настоящее время КНР проявляет крайнюю заинтересованность в международной экономической интеграции и рассчитывают сыграть свою роль в разработке новых правил игры как на региональных и субрегиональных, так и на мировых рынках

2.3 Китайско-российские  отношения

Российско-китайские отношения начали развиваться еще со времен СССР. После образования КНР 1 октября 1949 г., уже 2 октября 1949г. были официально установлены дипломатические отношения между Россией и Китаем. Это и положило начало современным отношениям между двумя странами.

16 июля 2001 г. Президентом  РФ и Председателем КНР в  Москве был подписан Договор  о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Документ, который является основополагающим для российско-китайских отношений, охватывающий все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества. Данный документ был заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды.

В октябре 2011 г. в Пекине был подписан Меморандум между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области модернизации экономики, который будет способствовать созданию благоприятных условий для ведения российскими компаниями предпринимательской деятельности, содействовать реализации совместных проектов, инвестированию в инновационные технологии, продвижению на рынок современных конкурентоспособных продуктов.  

С 2000 по 2011 гг., российско-китайская торговля показывала высокие темпы роста и в среднем ежегодно увеличивалась на 30%. В 2012 г. объем двусторонней торговли достиг наиболее высокого уровня – $87,5 млрд. превысив показатель 2000 г. более чем в 13 раз (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Товарооборот между Россией и Китаем в 2000-2012 гг.

 

 

Годы

Оборот

Экспорт

Импорт

 

Сальдо (млрд. долл.)

Всего млрд. долл.

Темпы прироста, %

Всего млрд. долл.

Темпы прироста, %

Всего млрд. долл.

Темпы прироста, %

2000

6,2

 

5,2

 

0,9

 

4,3

2001

7,2

16,9

5,6

6,6

1,6

73,4

3,9

2002

9,2

27,6

6,8

22,2

2,4

45,9

4,4

2003

11,6

25,2

8,2

20,8

3,3

37,7

4,9

2004

14,8

28,4

10,1

22,4

4,7

43,6

5,3

2005

20,3

36,7

13,0

29,1

7,3

53,1

5,8

2006

28,7

41,2

15,8

20,8

12,9

77,8

2,8

2007

40,3

40,6

15,9

0,9

24,4

89,1

-8,5

2008

55,9

38,7

21,1

33,0

34,8

42,4

-13,6

2009

39,5

-29,4

16,7

-21,2

22,8

-34,3

-6,2

2010

59,3

50,3

20,3

21,8

39,0

71,2

-18,7

2011

83,5

40,8

35,2

73,4

48,3

23,9

-13,1

2012

87,5

4,8

35,7

1,4

51,8

7,2

-16,1


Источник: По данным ФТС России  http://www.customs.ru/

Китай в настоящее время является первым по значению торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья. Товарооборот с Китаем за 2012 г. составил $87,5 млрд 11. В общем товарообороте РФ доля торговли с КНР составляет 10,5% 12. По прогнозам к 2015 г. товарооборот с Китаем составит до $100 млрд13.

Россия по объему товарооборота занимает девятое место в списке внешнеторговых партнеров КНР  (после Японии, США, Гонконга, Южной Кореи, Тайваня, Германии и Сингапура). В общем товарообороте КНР доля РФ составляет 2,4%.

Ведущими составляющими российского сырьевого экспорта являются черные металлы, удобрения, машины и оборудование, цветные металлы, химические товары, минеральное топливо и масла, рыба и морепродукты. На их долю в целом приходится 89,9% общего объема экспорта России, а на машинотехническую продукцию - 18%.

Под влиянием мирового финансового кризиса в 2009 г. объем российско-китайской торговли значительно снизился, впервые показав отрицательный рост. Но уже в 2010 г. объем российско-китайской торговли увеличился до $59,3 млрд., превысив, таким образом, показатель докризисного уровня 2008 г. и увеличившись на 50,3% по сравнению с показателем 2009 г..

В докризисный период экспорт и импорт увеличивались высокими темпами, экспорт из России превышал над импортом из Китая. В 2007 г. произошло увеличение импортных поставок из Китая, а за счет того что экспортные поставки из России увеличились лишь 0,9%, импорт из Китая превысил экспорт из России. В результате этого превышения, в 2007 г. впервые торговый баланс сложился с отрицательным для России сальдо в $8,5 млрд.. В последующем эта тенденция получила дальнейшее развитие, и в 2010 г. отрицательное сальдо достигло наибольшего значения в $18,7 млрд.

В структуре российского экспорта в Китай основная доля поставок приходится на минеральные продукты (в основном продукцию топливно-энергетического комплекса) – 72,4% всего объема экспорта, продукцию химической промышленности, древесину и целлюлозно-бумажные изделия. Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств составляет 3,9%  продовольственных товаров и с/х сырья – 2,7%, металлов и изделий из них – 1,4%. Наименьшую долю в российском экспорте составляют текстильные изделия и обувь. Их доля по результатам 2011 года составила 0,1% (см. табл. 2.2).

 

 

Таблица 2.2

Товарная структура экспорта России в Китай

 

Показатели

2000

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт - всего, в том числе

100

100

100

100

100

100

100

Продовольственные товары и с/х сырье

1,4

1,3

1,3

0,6

4,3

4,7

2,7

Минеральные продукты

7,1

43,2

44,4

56,4

49,3

55,6

72,4

Продукция химической промышленности, каучук

15,2

12,0

15,3

13,9

12,9

13,9

9,8

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

14,5

14,7

21,3

15,5

15,3

14,2

9,5

Текстиль, текстильные изделия и обувь

0,3

0,1

0,3

0,0

0,0

0,1

0,1

Металлы и изделия из них

28,5

9,8

5,1

5,3

9,0

3,4

1,4

Машины, оборудование и транспортные средства

13,7

13,0

6,7

4,4

6,2

5,2

2,4

Информация о работе Современное экономическое положение Китая