Современные направления развития и перспективы миграции в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление основных причин экономической, политической, социальной и трудовой привлекательности стран европейского региона для потенциальных мигрантов. Не менее важным вопросом является выявление определенных направлений развития международного рынка рабочей силы и возможных перспектив, в частности, для стран Западной Европы.
Задачами исследования являются:
1) Оценка исторических аспектов западноевропейского интеграционного пространства, предпосылок формирования и развития. Изучение основных инструментов контроля над миграционными потоками в западноевропейском регионе.
2) Анализ миграционных процессов в странах Западной Европы, как внутренних, так и внешних, а также выявление определенных тенденций, закономерностей и особенностей миграции, свойственных данному региону.

Содержание

Введение.
1 Западноевропейское интеграционное пространство.
1.1 Исторические предпосылки формирования интеграционных процессов.
1.2 Основные тенденции развития стран современной Западной Европы.
1.3 Инструменты регулирования миграционных процессов в западноевропейском регионе.
2 Анализ миграционных процессов в странах Западной Европы.
2.1 Анализ внутренних миграционных потоков.
2.2 Анализ внешних миграционных потоков.
2.3 Особенности миграционных процессов и их регулирования на современном этапе.
3 Современные направления развития и перспективы миграции в Западной Европе.
Заключение.
Приложение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, Макаренко Н.Г. - МЭ-101, Западная Европа как один из центров притяжения рабочей силы.docx

— 584.56 Кб (Скачать файл)

Актуальной остается проблема роста безработицы, которая обусловлена  первыми результатами антикризисных  мер.

Увеличивается зависимость  экономических показателей отдельных стран от состояния мировой экономики в целом. Это связано с некоторыми сложностями усиления глобальной конкурентоспособности.

Низкий уровень инфляции останется важнейшим приоритетом  большинства государств Западной Европы, так как в большинстве из них (в первую очередь, в ФРГ), неуклонно растет общественная значимость стабильности денежных средств.

В 2013 году возможно резкое обострение экономической ситуации в ряде малых. Особенно острой данная проблема может оказаться для государств, которые находятся за пределами зоны евро (включая Хорватию, планирующую вступление в ЕС с 1 июля 2013 г.).

Важной темой для обсуждения к середине 2013 года является растущий уровень безработицы. Причина заключена  в общем негативном тренде, который успел оказать влияние на большинство значимых стран сообщества.

Также обострение социальных проблем не говорит о том, что  без особого внимания остается регрессивная производственная динамика в большинстве  стран союза. Но стоить заметить достаточно драматичный характер прогнозов  на 2013 г., опубликованных непосредственно  статистической службой Европейского Союза осенью 2012 г.

Специалисты прогнозируют крайне низкий прирост ВВП в 2013 году в зоне евро (около 0,1%). Анализ перспектив развития экономики в 2013 году основан не только на ослаблении внутреннего спроса, но и на видимом замедлении прироста экспорта.

В реальности же 2013 год для  ФРГ и прочих стран-флагманов окажется вполне успешным.

Во Франции поддержка  социалистов достаточно быстро ослабеет. Это вызовет определенное оживление  хозяйственной активности в стране.

Что касается государств южно-европейской  группы, то благодаря принятым в  последние годы экономическим решениям, становится заметным усиление конкурентоспособности  национальных компаний.

Улучшение показателей экономики стран–флагманов Западной Европы непременно ослабит спекулятивное давление на финансовые рынки тех стран, которые нельзя назвать самыми проблемными (например, Бельгии и Италии, которые успешно развивались благодаря своеобразной международной специализации). Все это принципиально изменит ситуацию с ожиданиями потребителей и предпринимателей, что ускорит динамику ВВП к концу 2013 г.

На сегодняшний день основу интеграции стран Западной Европы составляют следующие компоненты:

  1. Неограниченная свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
  2. Проведение политики поощрения конкуренции на всем едином экономическом пространстве, что позволяет устранить препятствия к доступу на рынок и нарушения в его функционировании вследствие поведения как частных, так и государственных хозяйственных агентов.
  3. Протекция общей политики, направленной на структурное выравнивание и региональное развитие, что способствует оптимальному распределению ресурсов и процветанию всего интеграционного пространства, особенно регионов, которые находятся в неблагоприятных условиях.
  4. Координация макроэкономической политики, в том числе применение ограничительных правил относительно объема и финансирования национальных бюджетных дефицитов, а также осуществление определенной налоговой гармонизации.
  5. Преодоление различий во множестве национальных экономических параметров.

Несмотря на большие трудности последних лет, пройденные странами Западной Европы испытания и отработка механизмов взаимодействия государств-членов, а также разработка адекватных способов поиска компромиссов будут закладывать базу для новых перспектив углубления интеграционных процессов в пост-кризисный период уже во второй половине текущего десятилетия.

 

    1. Инструменты регулирования миграционных процессов в западноевропейском регионе.

Одним из характерных признаков  интеграции является развитие миграционных процессов и международного рынка  рабочей силы. Вопрос трудовой миграции является одним из самых актуальных на территории современного  Западноевропейского  интеграционного пространства. Рост безработицы, острая необходимость  в высококвалифицированных кадрах, нелегальная эмиграция и прочие факторы обязывают страны активно воздействовать на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Цель миграционной политики сегодня – максимизация положительных эффектов международной миграции, минимизация отрицательных последствий этого явления, как для стран–доноров, так и для стран–реципиентов.

Первостепенными и решающими  для миграционной политики стран  Западной Европы являются следующие  направления:

  1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся–мигрантов, обостряющего проблему занятости.
  2. Обеспечение рационального использования труда иностранных работников в тех областях, где по разным причинам вакансии не могут быть заняты отечественными трудовыми ресурсами.

В настоящее время сложилась  система мер государственного регулирования миграции, которая включает в себя:

  1. Законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в той или иной стране.
  2. Национальные службы миграции.
  3. Межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных миграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами–членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.

Так, например, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами–экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

Первым этапом регулирования  миграционных процессов в Европе принято считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений. Те, в свою очередь, могут быть двусторонними и многосторонними. В данных документах устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в страну.

Многосторонние соглашения заключены, к примеру, между странами Европейского Союза. Особое значение здесь  приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е., из стран, которые не входят в ЕС).

Некоторые ограничения принимающих стран не распространяются на работников, которые претендуют на  низко оплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, малоквалифицированную работу, а также специалистов быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности (например, инженеров по электронике), представителей редких профессий (огранщиков алмазов, реставраторов картин и старинных рукописей, врачей, практикующих нетрадиционные методы лечения), специалистов высшей квалификации и представителей свободных профессий, руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предпринимателей, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

В последние годы многие страны, например, Австрия, Франция, ФРГ пытаются ужесточить контроль над въездом иностранных работников вследствие растущей нелегальной иммиграции. Так, Франция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и документов, подтверждающих знание французского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья.

В ряде западноевропейских стран приняты программы, направленные на стимулирование репатриации (возвращение  эмигрантов на родину). Например, во Франции  и ФРГ были введены материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В ФРГ существуют выплаты турецким и португальским рабочим, которые осуществляются лишь через полгода после их возвращения на родину.

Кроме программ, стимулирующих  репатриацию путем выплаты денежных сумм, страны–импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение возвращающихся рабочих в родные страны.

Франция в числе первых стран Западной Европы ввела систему профессиональной подготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. Затем и ФРГ объявила аналогичную программу для иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов в плане стимулирования репатриации.

Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных  рабочих, является «плата» государству за наем иностранных рабочих, установленная в некоторых европейских странах, которая с каждым годом повышается. Однако, несмотря на этот «налог», предпринимателям чаще всего выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, так как эта социальная группа менее защищена и более управляема.

Наряду с государственным  регулированием иммиграции, существует государственное регулирование  и эмиграции. Оно особенно развито  в тех странах, где экспорт  рабочей силы является важным элементом  экономического развития.

Государственное регулирование  экспорта рабочей силы преследует такие цели, как:

  1. Защита прав и интересов трудящихся–эмигрантов в принимающих странах.
  2. Противодействие дискриминации в стране временного пребывания.
  3. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

Достижение целей эмиграционной  политики основывается на следующих  принципах:

  1. Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.
  2. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся–мигрантов.
  3. Содействие смягчению «внутренней» безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.
  4. Ограничение выезда кадров, занятых в наиболее приоритетных секторах экономики.
  5. Развитие внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.

Проблемы миграции населения  находятся в центре внимания различных  международных организаций:

  1. Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения.
  2. Международная организация по миграции (МОМ) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграционном процессе.
  3. При Комиссии Европейского союза (ЕС) по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача - контроль над обустройством жизни мигрантов в странах поселения.
  4. Международная организация труда (МОТ) занимается регулированием межстрановой миграции населения.

Мигранты, которые недовольны своим положением, обычно создают  различные объединения. Так возникло массовое движение европейских ассоциаций иммигрантов с исполнительным органом: Советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ), в который входят представители 3000 организаций и  групп, объединяющих иммигрантов по происхождению и проживанию.

В начале 2010 года ООН опубликовала неутешительный для развитых стран  доклад о предстоящих изменениях в их населении в текущем столетии, в котором утверждается, что единственным действенным способом удержать демографическую  ситуацию под контролем является именно рост иммиграции.

Сегодня международную миграцию рассматривают как одну из ведущих  сил, которые формируют плюралистические общества. По этой причине выдвигаются  концепции ее регулирования в  соответствии с экономическими, политическими, социальными, культурными и этическими критериями.

Таким образом, большинство  европейских государств поддерживает довольно жесткую и строго регламентированную внешнюю миграционную политику. Она охватывает систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных потоков, ограничению притока или оттока нелегальных мигрантов и стимулированию экономически эффективного человеческого капитала, в первую очередь, научных кадров и высококвалифицированных специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ миграционных процессов в странах Западной Европы.
    1. Анализ внутренних миграционных потоков.

Информация о работе Современные направления развития и перспективы миграции в Западной Европе