Современные проблемы амортизационной политики государства и предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:17, реферат

Краткое описание

Экономическую систему можно определить как совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. Человечество постоянно нуждается в удовлетворении материальных потребностей, которые становятся целью процесса производства. Данный процесс определяют четыре основных фактора: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Все четыре фактора нуждаются в воссоздании, чтобы обеспечить непрерывность процесса производства материальных благ. И если труд, земля и предпринимательские способности воссоздаются путем своевременной выплаты заработной платы (помимо воспроизводства населения), восстановительных работ и вечного стремления к прибыли соответственно, то с воссозданием капитала связанно такое понятие, как амортизация.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Введение

     Экономическую систему можно определить как  совокупность общественных отношений  в сфере производства, обмена и  распределения продукции. Человечество постоянно нуждается в удовлетворении материальных потребностей, которые  становятся целью процесса производства. Данный процесс определяют четыре основных фактора: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Все четыре фактора нуждаются в воссоздании, чтобы обеспечить непрерывность процесса производства материальных благ. И если труд, земля и предпринимательские способности воссоздаются путем своевременной выплаты заработной платы (помимо воспроизводства населения), восстановительных работ и вечного стремления к прибыли соответственно, то с воссозданием капитала связанно такое понятие, как амортизация.

 

      «Национальные проекты, осуществляемые в настоящее время в стране, - это хорошо, но этого явно недостаточно, необходима системная 
экономическая политика по увеличению, инвестиционной активности в области воспроизводства основного капитала.

     От  состояния воспроизводства основного капитала зависит создание и регулирование рынка средств производства (основного капитала), зависит технический уклад всего народнохозяйственного комплекса.

     Основной  капитал является важным элементом национального богатства страны и базой экономического потенциала хозяйствующего субъекта, определяет материально-техническое состояние предприятий и организаций, создает предпосылки для увеличения объемов производства, а следовательно, влияет на эффективность развития производства на макроэкономическом уровне.» [1]

     Высокая степень износа основного капитала является одной из важнейших причин невыполнения предприятиями требований обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Дальнейшее откладывание внутреннего инвестиционного процесса приведет к саморазрушению отраслей, определяющих технический и социальный прогресс в экономике.

     В настоящее время как со стороны  государства, так и со стороны предприятии требуются неординарные меры по устранению сложившихся негативных последствий в области воспроизводства основного капитала.

     Существующая  амортизационная политика как инструмент управления воспроизводством основного капитала пока еще не стала эффективным инструментом стимулирования инвестиционной активности в национальной экономике.

     Наличие «двойных стандартов» существующей амортизационной политики, для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета, негативно отразились на всех проводимых «благих» начинаниях в области стимулирования воспроизводства основного капитала.

     Возникновение расхождений между начислением сумм амортизации в налоговом и бухгалтерском учете создает существенную неопределенность, повышает издержки экономического учета и делает организации уязвимыми для злоупотреблений со стороны, сотрудников проверяющих органов, что повышает уровень риска и подрывает, стимулы экономического развития.

     Недоучет  переоценки при налогообложении  также нейтрализует преимущества, заложенные в существующей амортизационной политике. В настоящее время расхождение между балансовой и восстановительной стоимостью основных средств приводит к тому, что амортизационные отчисления организаций оказываются неадекватными задачам возмещения выбывающих.

     В нашей стране сегодня отсутствует  какой-либо действенный контроль за использованием амортизационных отчислений, а из статистической отчетности организаций исчезло само понятие «амортизационный фонд».

     В 2007 г. на амортизационные отчисления приходилось только 22,8% от всех инвестиций в основной капитал, остальная часть осуществлялась за счет привлеченных средств со стороны — 54,6 % и прибыли - 19,2%, и это тоже довольно низкий уровень по сравнению с мировой практикой. Изучение и анализ научно-экономической литературы показали значительный разброс мнений ученых и практиков по поводу сущности амортизационной политики как на макро-, так и на микроуровне.

     Амортизационная политика определяется как отношения между хозяйствующими субъектами и государством в процессе формирования условий осуществления воспроизводственного процесса путем определения норм амортизации, способа перенесения стоимости основных средств на производимый продукт в целях удовлетворения потребностей организаций в инвестиционных ресурсах.

     В целом амортизационная политика приводит в действие определенные рычаги на макроуровне, которые влияют на степень обновления основного капитала, ускорение научно-технического прогресса в народном хозяйстве, создание благоприятного инвестиционного климата в стране, совершенствование налоговой системы.

     Амортизационная политика на микроуровне - это комплекс научно обоснованных мероприятий, направленных на своевременное и качественное обновление внеоборотных активов, формирование достаточного уровня амортизационных отчислений и их использование в соответствии с функциональным назначением в целях обеспечения непрерывного процесса воспроизводства с высоким уровнем эффективности.

     На  микроуровне при осуществлении  эффективной амортизационной политики идет процесс обновления основного капитала и повышается технический уровень производства. Все это, в свою очередь, создает достаточные предпосылки для снижения себестоимости продукции и максимизации прибыли, которые являются основными направлениями устойчивой деятельности, организации.

     В связи с этим одной из важнейших  задач амортизационной политики должно стать восстановление воспроизводственной функции амортизации.

     Таким образом, основополагающими элементами амортизационной политики организации являются: порядок оценки и переоценки основных средств, определение обоснованных сроков полезного использования объектов; выбор способов начисления амортизации, оптимизация налоговых платежей, формирование необходимого уровня амортизационного резерва, обеспечение целевого использования амортизационных отчислений, выбор наиболее эффективных форм воспроизводства основных средств, совершенствование структуры основных средств.

 

      «Для актуализации амортизационной политики по направлениям предлагается следующий алгоритм планирования амортизационных отчислений в качестве инвестиционного ресурса:

  1. Уточнять количественный состав объектов 
    амортизируемого имущества на основе инвентаризации.
  2. Определять стоимость амортизируемого имущества на соответствующий момент времени с учетом ее изменения в процессе достройки, дооборудования активов организации.
  3. Устанавливать соответствующие амортизационные группы на основе классификаций основных средств и исчислять сроки полезного 
    использования активов.
  4. Выбирать и экономически обосновывать метод начисления амортизации.
  5. Определять сроки ввода новых и выбытия устаревших объектов амортизируемого имущества.
  6. Рассчитывать амортизационные отчисления по однородным группам и объектам амортизируемого имущества.
  7. «Учитывать амортизационные отчисления при оценке эффективности инвестиционных проектов в составе чистых денежных поступлений.» [2]
  8. Определять приоритетные направления использования амортизационных отчислений.» [4]

 

      В сложившихся условиях наиболее приемлемыми являются следующие направления совершенствования амортизационной политики:

  1. Устранение противоречий между правилами налогового и бухгалтерского учета путем законодательного разграничения сфер регулирования: налоговое законодательство должно определять понятие амортизируемого имущества' его стоимости (первоначальную, восстановительную и остаточную), срок его полезного использования, порядок расчета сумм амортизации для целей налогообложения имущества и прибыли организаций; бухгалтерское законодательство должно определять состав основных средств и нематериальных активов, правила отражения в бухгалтерском учете, раскрытие информации об объектах амортизируемого имущества. Следует полностью унифицировать методы ускоренного списания основных средств, действующие в рамках налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. Разграничение правил определения экономических показателей и отражения операций по амортизируемому имуществу между бухгалтерскими и налоговыми нормативно-правовыми актами приведет к созданию единообразных и достоверных сведений.
  2. «Введение надбавок — «амортизационных премий», сущность которых заключается в том, что для Поощрения модернизации организаций из доходов возможно разрешить из налогооблагаемой базы по прибыли исключать сумму, равную 20 — 30 % исходной стоимости основных средств в дополнение к обычной амортизации, индексируя тем самым темпы инфляций.» [6]
  3. В отраслях, признанных приоритетными, предоставлять право организациям периодически,(ежеквартально) определять и списывать величину амортизационных отчислений пропорционально росту выручки от реализации.
  4. Предусмотреть возможность начисления амортизации с поправкой на функциональный износ для электронно-вычислительной техники.
  5. Существенно увеличить лимит стоимости основных средств, затраты по которым можно сразу списывать на издержки производства по сравнению с действующим лимитом.
  6. «Предусмотреть возможность начисления амортизации способом двукратного уменьшающегося остатка (по опыту США) для станочного оборудованиях числовым программным управлением 
    и роботизированными комплексами.»[4]
  7. Снизить максимальный срок амортизации для еталлорежущих станков до 5-7 лет.
  8. При исчислении налогов предусмотреть наличие «инвестиционной льготы», которая освобождала бы от налогообложения 50-100 % прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
  9. «По налогу на имущество целесообразно предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию, что позволит стимулировать заинтересованность организаций во внедрении новой техники и технологий.» [9]
  10. Ввести освобождение от таможенных пошлин отдельных видов импортного, технологического, оборудования и запасных частей, аналогов которым нет в стране, и уменьшить сроки их амортизации.
  11. Ввести специальные инвестиционные счета в банках с передачей их в доверительное управление в рамках специальных паевых инвестиционных фондов «амортизации» при условии полного освобождения указанных фондов от налогообложения.
  12. «Узаконить» переоценку основных средств в целях налогообложения, с учетом следующих принципов: добровольность ее проведения, исходя из финансового состояния конкретного предприятия, стратегий его развития; использование исключительно рыночных методов при оценке восстановительной стоимости основных средств; направление дополнительно полученных от переоценки финансовых средств только на цели инвестирования. Задача переоценки основных средств состоит в том, чтобы обеспечить адекватность суммы амортизационных отчислений задаче воспроизводства основных средств. Переоценка основных средств позволит определить реальный имущественный потенциал организации, объективно установить продажные цены на реализуемые основные средства и арендную плату в случае их сдачи в аренду. Рост стоимости основного капитала в результате переоценки увеличивает чистые активы хозяйствующего субъекта, гарантирующие интересы кредиторов, что позитивно влияет на инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта. По оценке государственного учреждения «Институт макроэкономических исследований», даже в существующих условиях переоценка основных средств, на 01.01.2008 г. позволит дополнительно увеличить инвестиции в основной капитал на 0,4-0,5;% и обеспечить прирост ВВП на 0,1-0,2 процентных пункта.
  13. Формирование в организациях эффективной системы финансового менеджмента, текущего, среднесрочного и стратегического планирования расходования амортизационного фонда, обеспечивающего, во-первых, полное поступление амортизационных отчислений в составе денежной выручки от реализации продукции (учет рыночной конъюнктуры и спроса), во-вторых, направление ресурсов амортизационного фонда на финансирование капитальных вложений, возмещение и накопление основного капитала, а следовательно, целевое использование амортизационных отчислений.

     Реализация  мер по совершенствованию амортизационной политики будет способствовать расширению инвестиционно-финансового потенциала хозяйствующих субъектов.

     В случае активного проведения в жизнь указанных предложений общая величина инвестиций по отношению к ВВП может возрасти уже в ближайшие 3-4 года с 16 до 23 -25 %, что позволит экономике страны развиваться годовым темпом в 10-12%, а при целенаправленном стимулировании инвестиций в производство товаров народного потребления обеспечить и снижение инфляции до 3 — 4 % в год.

     В сложившейся ситуации назрела необходимость того, чтобы амортизационная политика в Украине получила самостоятельное правовое регулирование с формированием прагматичных и ответственных шагов по восстановлению инвестиционного потенциала.

 

Заключение

     Амортизация и амортизационная политика играют очень важную роль в экономике  любого государства. В научной литературе явно недостаточно раскрыта сущность амортизации как экономической категории.

     Известно, что любая экономическая категория  проявляется через свои функции. Амортизация как экономическая  категория выполняет такие функции  как: обеспечение процесса простого и отчасти расширенного воспроизводства основных производственных фондов; является основой для определения физического износа основных фондов; служит базой для расчета себестоимости и прибыли организации; является основой для исчисления амортизационных отчислений как источника финансирования простого воспроизводства основных фондов; выступает регулятором обновления и кругооборота основных фондов.

     Без знания функций, которые выполняет  амортизация, вряд ли можно разрабатывать  и осуществлять научно обоснованную амортизационную политику.

     Стоит отметить, что в научной экономической литературе сущность амортизационной политики на макро- и микро-уровне практически не освещена, что является существенным пробелом в развитии фундаментальной экономической теории и конкретной экономики.

     Амортизационная политика, проводимая в организации, прежде всего, должна отвечать целям и задачам, которые ставит перед предприятием.

 

      Список литературы.

  1. Абакумов Р. Г. Амортизационная политика: сущность, проблемы, направляения совершенствования // Финансы и кредит. – 2008 г. – № 47 – с. 55-59.
  2. Петрикова Е. М. Роль амортизационной политики предприятия как инструмента стимулирования инвестиций в обновление основных фондов // Финансы и кредит. – 2007 г. - № 34 – с. 30-40.
  3. Солодов А. Амортизация как инструмент социально-экономической политики государства // Общество и экономика. – 2007 г. - №2/3 – с. 129-37.
  4. Губачёва О. Выбираем метод начисления амортизации // Бухгалтерский учёт и аудит. – 2000 г. - № 11 – с. 48.
  5. Костюкова Е. И. Амортизации как способ возврата инвестированного капитала // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2006 г. - № 6 – с. 67.
  6. Безуглий А. Основні фонди та наслідки державної амортизаційної політики // Економіка, фінанси, право. – 2007 р. – № 8. – с. 5-12.
  7. Вишневський В., Липницкий Д. О новом порядке амортизации основных фондов // Экономика Украины. – 1998 г. - № 3. - с. 42.
  8. Купряева М. Амортизация с/х техники в условиях инфляции // АПК: экономика, управление. – 2007 г. - № 4 – с. 63-65.
  9. Орлов П. Государственное регулирование обновления основных фондов // Экономика Украины. – 2004. – № 6. – С. 31-34
  10. Кочергов Д. С. Амортизация. М.: Олига - Л, 2005.

Информация о работе Современные проблемы амортизационной политики государства и предприятий