Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа
Целью работы является выявление современных тенденций в развитии международной торговли, а также составление прогноза развития рынка международной торговли. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
провести детальный анализ современной международной торговли, изучить ее структуру и динамику, основные показатели стран-участников международной торговли;
оценить степень участия России в системе международной торговли, ее роль и перспективы.
Введение 3
Глава 1. Структура и основные направления международной торговли. 4
1.1. Анализ рынка международной торговли. 4
1.2. Россия в международной торговле 13
Глава 2. Современные тенденции развития международной торговли 22
2.1 Тенденции развития мировой торговли 22
2.2 Прогноз развития рынка международной торговли 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Содержание
Введение 3
Глава 1. Структура и основные направления международной торговли. 4
1.1. Анализ рынка международной торговли. 4
1.2. Россия в международной торговле 13
Глава 2. Современные тенденции развития международной торговли 22
2.1 Тенденции развития мировой торговли 22
2.2 Прогноз развития
рынка международной торговли 3
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Мировая торговля на современном
этапе – традиционная и наиболее
развитая форма международных
Актуальность данной работы заключается в том, что экономический успех любой страны мира основывается на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.
Целью работы является выявление современных тенденций в развитии международной торговли, а также составление прогноза развития рынка международной торговли. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Международная торговля является
центральным звеном в сложной
системе мирохозяйственных
Современная международная торговля - торговля между странами, предполагающая экспорт и импорт товаров и услуг. В ней участвуют различные юридические лица, корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и, таким образом, увеличивать общий объем производства.
Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется.
Мировая торговля, которая в первом полугодии 2009 года по физическому объему сократилась более чем на 13%, а по стоимостному объему на целых 23%, в середине 2009 года начала переживать оживление, и это оживление в развивающихся странах оказалось гораздо более стремительным, чем в развитых странах. К апрелю 2010 года объем торговли стран с формирующейся рыночной экономикой достиг своего предыдущего пика, зафиксированного в апреле 2008 года. Увеличение объемов экспорта и восстановление цен на сырьевые товары с их низких уровней, зарегистрированных в I квартале 2009 года, стимулировали рост национального дохода и бюджетных поступлений, особенно в Африке и Западной Азии. [2]
В целом, за период с 2007 по 2010 года объем экспорта увеличился на 8,6%.
Рис 1. Мировой объём экспорта
Источник: построено по данным МВФ
Мировой импорт в 2010 году составил 15255,5 млрд. долларов. На импорте так же отразился кризис 2008 года, тогда объёмы импорта снизились на 23%.
Рис 2_Мировой объём импорта, 2007-2010 гг.
Источник: построено по данным МВФ
В настоящее время в центре торговли находятся промышленно-развитые страны. Большая часть мировой торговли происходит именно между ними. На эти страны приходится более 63% мирового экспорта, 68% импорта. На развивающиеся страны приходится примерно 27% мирового экспорта, тогда как на наименее развитые страны приходится около 10%.
Основные доли в мировой торговле товаров и услуг в последние годы принадлежали ЕС, США, странам Азии, Японии и транзитным странам (странам с переходной экономикой).
Ведущими экспортерами товаров являются Китай, Германия, США, Япония и Франция. Абсолютным лидером является Китай, объем экспорта которого составил 10% от мирового, или 1202 млрд. долларов.
Рис 3_Ведущие страны-экспортеры, 2009 год.
Источник: построено на основе данных ВТО
В мировом импорте товаров преобладают: США, Германия, Китай, Франция и Великобритания. Крупнейшим импортером является США, объем импорта которого составил 1605 млрд. долларов, что равно 13% от общего мирового объема импорта.
Рис 4_Ведущие страны-импортеры, 2009 год.
Источник: построено на основе данных ВТО.
Объемы экспорта товаров всех стран и регионов упали в начале 2009 года. Больше всех от кризиса пострадали Северная Америка и Европа, объемы их экспорта упали на 14,4%, в то время как страны – экспортеры нефти пострадали меньше всего. Так на ближнем востоке снижение составило всего 4,9%, в Африке 5,7%. В странах Азии и СНГ спад был сильнее (11,1% и 9,5% соответственно), однако это все же ниже среднего значения по миру.
Спад в США, странах Евросоюза и Японии оказался несколько выше чем во всем остальном мире, Китай, однако, смог удержать падение объемов экспорта на уровне ниже среднего (10,5%). Новые индустриальные страны (NICs) испытали относительно небольшое снижение экспорта (5,9%), несмотря на экспортную ориентацию их экономик. Индия так же не сильно пострадала от кризиса, объемы ее экспорта снизились всего на 6,2%.
Таблица 1_ВВП и мировая торговля, %, 2007-2009. [2]
ВВП |
Экспорт |
Импорт | |||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Всего |
3,8 |
1,6 |
-2,3 |
6,4 |
2,1 |
-12,2 |
6,1 |
2,2 |
-12,9 |
Северная Америка |
2,2 |
0,5 |
-2,7 |
4,8 |
2,1 |
-14,4 |
2,0 |
-2,4 |
-16,3 |
США |
2,1 |
0,4 |
-2,4 |
6,7 |
5,8 |
-13,9 |
1,1 |
-3,7 |
-16,5 |
Южная и Центральная Америка |
6,4 |
5,0 |
-0,8 |
3,3 |
0,8 |
-5,7 |
17,6 |
13,3 |
-16,3 |
Европа |
2,9 |
0,8 |
-4,0 |
4,2 |
0,0 |
-14,4 |
4,4 |
-0,6 |
-14,5 |
Европейский совет (27) |
2,8 |
0,7 |
-4,2 |
4,0 |
-0,1 |
-14,8 |
4,1 |
-0,8 |
-14,5 |
СНГ |
8,3 |
5,3 |
-7,1 |
7,5 |
2,2 |
-9,5 |
19,9 |
16,3 |
-20,2 |
Африка |
5,8 |
4,7 |
1,6 |
4,8 |
0,7 |
-5,6 |
13,8 |
14,1 |
-5,6 |
Средний Восток |
5,5 |
5,4 |
1,0 |
4,5 |
2,3 |
-4,9 |
14,6 |
14,6 |
-10,6 |
Азия |
6,0 |
2,7 |
0,1 |
11,7 |
5,5 |
-11,1 |
8,2 |
4,7 |
-7,9 |
Китай |
13,0 |
9,0 |
8,5 |
19,8 |
8,6 |
-10,5 |
13,8 |
3,8 |
2,8 |
Япония |
2,3 |
-1,2 |
-5,0 |
9,4 |
2,3 |
-24,9 |
1,3 |
-1,3 |
-12,8 |
Индия |
9,4 |
7,3 |
5,4 |
14,4 |
14,4 |
-6,2 |
18,7 |
17,3 |
-4,4 |
Новые индустриальные страны (4) |
5,6 |
1,6 |
-0,8 |
9,0 |
4,9 |
-5,9 |
5,3 |
3,5 |
-11,4 |
Относительно импорта ситуация совершенно обратна. Страны, экспорт которых снизился наименьшим образом, испытали сильнейшее снижение импорта. В странах СНГ это снижение составило 20%, в Южной и Центральной Америке – 16,5%. Такое положение дел частично объясняется падением экспортной прибыли, в результате снижения цен на нефть. На ближнем востоке импорт снизился на 10,6%. Снижение импорта в Африке и Азии так же незначительно и составляет 5,6% и 7,9%.
Спад импортных объемов в США составил 16,5%, а в Европейском Союзе – 14,5%, что выше среднего снижения по миру. В то же время, Япония сократила импорт своих товаров на 12,8%, что близко к среднему значению по миру. В Индии зафиксирован относительно малый спад в 4,4%, в то время как, Китай увеличил объем своих закупок на 2,8%. Частично это можно объяснить накоплением минералов и других природных ресурсов Китаем, в то время, пока цены на них были снижены.
Рисунок 5_Реальный рост мировой торговли по регионам, %, 2009 год
Источник: World Trade Report 2010
Что касается изменения цен, в периоде 2008-2010, то цены на сырьевые товары, особенно на металлы и минеральное сырье, а также на энергоносители, прежде всего на сырую нефть, в 2009 году и в первом полугодии 2010 года выросли. Это были как раз те сырьевые товары, которые пережили самое глубокое падение цен во втором полугодии 2008 года, поскольку они были наиболее тесно связаны с глобальным промышленным производством.
Цены на сельскохозяйственные товары росли более медленно, хотя цены на сельскохозяйственное сырье повысились по сравнению с их нижней точкой более чем на 50%. Эта повышательная тенденция частично сохранялась и в 2010 году, и, несмотря на их резкое падение во втором полугодии 2008 года, цены на все группы сырьевых товаров в 2009 году и начале 2010 года намного превышали средние показатели 2000-х годов.
Восстановлению цен на сырьевые товары способствовал высокий спрос в динамично растущих странах с формирующейся рыночной экономикой, главным образом в Китае, но, как и в предыдущие годы, на динамику цен сильное влияние оказывало также поведение финансовых инвесторов. [16]
Мировая торговля услугами серьезно пострадала от экономического кризиса. Предполагается, что она должна была восстановиться в течении 2010 года, но для подтверждения этого пока недостаточно данных.
Согласно ЮНКТАД, объемы международной торговли услугами сократились на 12% в 2009 году, однако, это все же ниже, нежели 23% спад в торговле товарами. [1]
В течении 2009 года, международная торговля услугами сократилась на 13% в развитых странах, на 10% в развивающихся и на 17% в странах с переходной экономикой.
Рисунок 6_Экспорт в торговле услугами, %, 2005-2009
Источник: World Economic Situation and Prospects 2011
В странах с переходной экономикой наблюдается спад во всех секторах торговли услугами, но особенно сильно это заметно в строительстве, путешествиях и услугах по транспортировке.
Анализ информации по 198 странам показывает, что в 2009 году наблюдалась негативная тенденция во всех видах торговли услугами, за исключением двух. Торговля в сфере IT и информационных услуг выросла на 3%, а торговля лицензиями выросла на 19%. Наибольший спад произошел в строительной отрасли (20%), следом идут финансовые услуги (спад 16%). Путешествия и транспортные услуги, на долю которых приходится почти половина объема мировой торговли в сфере услуг, также сильно пострадали от кризиса и сократились на 16% и 9% соответственно.
Таблица 2_Торговля услугами по категориям, %, 2006-2009. [11]
Категория |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Услуги общения |
13 |
10 |
13 |
-4 |
IT |
36 |
29 |
18 |
3 |
Строительство |
11 |
13 |
24 |
-20 |
Финансовые услуги |
8 |
27 |
25 |
-16 |
Услуги предоставляемые |
4 |
6 |
7 |
-8 |
Страхование |
2 |
36 |
5 |
-2 |
Другие бизнес услуги |
15 |
24 |
12 |
-9 |
Персональный отдых и |
24 |
24 |
6 |
-11 |
Продажа лицензий |
7 |
6 |
9 |
19 |
Транспорт |
11 |
12 |
15 |
-16 |
Путешествия |
12 |
18 |
14 |
-9 |
Другие услуги |
12 |
17 |
13 |
-6 |
Информация о работе Современные тенденции развития международной торговли