Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 01:17, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время в России в связи разрушением производства и экономических связей в конце ХХ века произошло замещение импортом товаров, ранее производившихся отечественными производителями. Произошедший в 1998 году дефолт привел к резкому повышению курса доллара и, как следствие, значительному росту цен на импортные товары. Это дало отечественному производителю преимущества, но со временем стало ясно, что товары по качеству уступают импортным и, в соответствии с законами спроса, импорт вновь вытеснил товары отечественного производителя с рынка.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРКАНТИЛИЗМА 5 1.1 Особенности меркантилизма как экономического учения и его историческая роль 5 1.2 Становление и особенности меркантилизма в России 11 2 МЕРКАНТИЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ 16 2.1 Природа современного меркантилизма в России 16 2.2 Современный меркантилизм развивающихся стран 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Природу этих различий можно
определить, используя концепции власти-собственности
и индивидуализированной собственности.
Индивидуализированная собственность
является, по существу, основой спонтанной
рыночной экономики. В меркантилистической
экономике институт частной собственности
в большинстве случаев заменяется институтом
власти-собственности. Эффективность
использования власти-собственности зависит
от регламентации или преференций со стороны
государства. Следовательно, возникает
невозможность формирования реальных
цен на объекты собственности. Агенты,
пользующиеся покровительством государства,
фактически владеют собственностью, формально
являющейся частной или общественной.
Так как в меркантилистической экономической
системе всегда существует опасность
потерять преференции государства, эксплуатация
и функционирование объектов собственности
будут вестись хищническими методами
и, следовательно, всегда неэффективно
в долгосрочном периоде.
В отличие от власти-собственности,
формирование института индивидуализированной
собственности является предпосылкой
становления эффективной рыночной экономики.
Распределение индивидуализированной
собственности происходит на основе складывающихся,
на рынке ценовых ориентиров.
В системе, основанной на принципах
меркантилизма (экономике властных группировок),
цены формируются часто под влиянием властных
группировок и лоббистских групп. И поэтому
затруднен доступ к необходимой информации,
на основе которой осуществлялся бы рыночный
обмен правами собственности, без которого
невозможно функционирование института
индивидуализированной собственности.
Доминирование института власти-собственности
приводит к тому, что обладание значительным
богатством напрямую зависит от отношений
субъектов собственности с действующей
властью.
В российской экономике институт
власти-собственности доминирует на протяжении
нескольких веков [4, c.65]. Окончательно
оформившись в XVI веке, институт власти-собственности
успешно эволюционировал и неоднократно
пережил процесс модернизации и реформирования
российской экономики, просуществовал
вплоть до 1917 года, и снова возродился
в переходной экономике 90-х годов XX века.
Именно доминирование института
власти-собственности определяет меркантилистический
характер современной российской экономики.
Ключевые посты в основных отраслях
экономики Российской Федерации (добыча
и продажа энергоресурсов, а также
причастные к ним структуры) занимают
близкие к властным кругам лица (а зачастую
и сами имеющие правительственные
должности). Как пример, должность председатель
совета директоров «Газпрома» (крупнейшего
в мире экспортера газа) занимает В.Зубков,
одновременно являющийся первым заместителем
председателя правительства Российской
Федерации.
Если вспомнить про недавнее
советское прошлое, то указанный выше
принцип «власти-собственности» напрямую
уходит корнями в советское прошлое. Былая
«социалистическая» и «общенародная»
собственность, которая на деле и раньше
вполне успешно использовалась для личного
обогащения, теперь успешно приватизирована,
а падение железного занавеса открыло
широчайшие перспективы для заграничного
помещения капитала.
C другой стороны, есть
и позитивные сдвиги. Сам факт
того, что в России теперь имеется,
пусть плохонькое и крайне
изменчивое, юридическое обоснование
института частной собственности
- важнейшего элемента рыночной экономики,
дает надежду на лучшие перспективы
страны. Перед глазами есть успешный
пример Китая, сумевшего спешно перейти
с плановой экономики на собственный специфичный
тип смешанный экономики, позволивший
Китайской Народной Республике
занять второе место в мире по ВВП [20,
c.147].
Можно сделать вывод, что «современный
меркантилизм» представляет собой своеобразную
«переходную модель» экономики от командно-административной
системы к смешанной экономике рыночного
типа. В подобной модели хозяйствования
присутствует характерные институциональные
признаки рыночной экономики – частная
собственность, свободное предпринимательство,
наличие свободных рыночных отношений,
но их функционирование сильно ограничено
внеэкономическими причинами –
юридическим лоббированием определенных
групп населения, близких властным
кругам, которые в значительной
степени контролируют рынок. Наиболее
характерной страной с подобной системой
хозяйствования можно считать Российскую
Федерацию, где основные экономические
отрасли страны контролируются близкими
к правящей партии людьми, а серьезные
попытки вторгнуться в эти области жестоко
пресекаются административным ресурсом.
2.2 Современный меркантилизм
развивающихся стран
Основные задачи меркантилизма
– создание условий процветания национального
государства. Средством достижения цели
является регулирование торговли (сфера
обращения), причем, в основном, внешней
торговли. Отношения, которые находятся
в центре такого регулирования – это отношения
метрополии и колонии, при которых метрополия
стремится закрепить за колонией роль
рынка сбыта для своих товаров обрабатывающей
промышленности, обменивая ее на необходимое
для метрополии сырье, и отношения между
самими метрополиями, которые также стремятся
создать положительное внешнеторговое
сальдо опять таки путем продажи товаров
обрабатывающей промышленности и покупки
товаров с меньшей добавленной стоимостью.
Таким образом, меркантилизм логично приводил
к развитию собственной национальной
промышленности. Собственно меркантилистские
меры являются протекционистскими (т.е.
защищающими национальные производителей).
В.В. Вольчик, безусловно,
прав в том, что меркантилизм возник как
следствие институциональной инновации,
более того он явился и предпосылкой следующих
инноваций в европейских государствах
[4]. Однако, по мнению Е.С. Куценко, совершенно
некорректно говорить, что меркантилизм
неэффективен в сравнении с бесконечно
более сложными и разработанными экономическими
концепциями развитых индустриальных
и тем более постиндустриальных стран.
Можно лишь говорить о том, что меркантилизм
дитя своего времени, в котором, безусловно,
эта политика была эффективна. Сами же
протекционистские меры актуальны до
сих пор, в качестве одного из возможных
элементов экономической политики государства
[12].
Так называемый «современный»
меркантилизм развивающихся стран имеет
совершенно другую природу. В этих странах
не произошло естественного вызревания
предпосылок для формирования такой политики,
как это было в Европе. Политика может
быть определена как набор формальных
правил, таким образом, следует говорить
об экономике властных групп как о дисфункции,
возникшей как результат взаимодействия
существующих в развивающихся странах
неформальных институтах и трансплантированной
совокупности формальных правил (политика
меркантилизма). При этом выбор политики
меркантилизма, или, лучше сказать, протекционизма
в этих странах вполне оправдан, так как
именно эта политика сопутствовала развитию
капиталистических отношений Европе,
промышленной революции и утверждению
европейской (английской) гегемонии в
мире. Более того, протекционистские рецепты
помогли за кратчайших срок Германии сравняться
по экономической мощи с Англией в XIX веке,
а США многократно превзойти ее в XX столетии.
Однако, говоря о «меркантилизме» современных
развивающихся странах, подчеркивается
устойчивая неэффективность такой политики
и, по-видимому, именно эта политика и считается
ответственной за неказистые результаты
экономического развития этих стран.
«Современный» меркантилизм
или экономика властных группировок основан,
как верно подметил В.В. Вольчик, на отношениях
власть-собственности. Эти отношения лежат
в основе существующей институциональной
структуры этих обществ и в менталитете
соответствующих наций. Поскольку институт
частной собственности является одним
из формальных институтов, наиболее существенными
из которых являются законы, то можно говорить
шире об этой особенности развивающихся
стран как отношениях власть-закон. В Европе
главной институциональной инновацией,
предопределяющей дальнейшее экономическое
развитие, является установление системы
законов и их защиты государством таким
образом, что государство в лице своих
представителей (будь то монарх или президент)
не может произвольно их нарушать и отменять.
На этом фундаменте и оказался возможным
союз правительств и коммерсантов. В то
время как на Востоке власть определяет
законы, может их менять и отменять по
своему усмотрению, без оглядки на «народ».
Соответственно не образуется требуемой
для дальнейшего экономического развития
системы устойчивых, последовательных
и хорошо защищаемых государством законов.
Образуется зависимость власть-закон
(противоречащая духу европейского меркантилизма),
которая и приводит к экономике властных
группировок [6, c.68].
Если традиционный
меркантилизм как союз правительств и
коммерсантов имел целью развития национальной
промышленности, то экономика властных
группировок обслуживает перераспределительные
интересы этих группировок. При этом многие
развивающиеся государства, особенно
беднейшие страны Африки, не достигли
этапа формирования национальных государств,
поэтому вполне очевидно, что чиновники,
обличенные властью, обеспечивают интересы
своей семьи и клана, но никак не трудно
понятной для них национальной промышленности.
Еще одним фактором,
определяющим различие в природе традиционного
и современного меркантилизма, является
периферийный характер развивающихся
стран.
Меркантилизм западноевропейских
метрополий позволял им богатеть за счет
положительного внешнеторгового сальдо
с колониями, которое являлось залогом
продажи товаров с более высокой добавленной
стоимостью, а также за счет поддержания
колоний в экономически неразвитом состоянии.
Современные развивающиеся страны по
роли и месту в капиталистической мир-экономики
являются периферийными, что накладывает
отпечаток, как на особенности их экономической
политики, так и на результат этой политики.
Проявлением роли и места страны в капиталистической
мир-экономике является ее международная
специализация, которая является очень
устойчивой. Например, Швейцария издавна
специализируется в банковской, фармацевтической
сфере и в производстве часов, Япония –
автомобилестроение и др., США – производство
фильмов и др., Италия – керамическая плитка,
одежда и обувь и т.д. Например, специализация
России в 2014 году осталось такой же как
и специализация СССР в 1985 году (что показывает
анализ структуры экспорта), более того,
эта сырьевая направленность экспорта
только увеличилась. Очевидно, что когда
система создана и функционирует изменить
роль и место какого-нибудь из ее элементов,
что повлечет за собой перестройку всей
системы, гораздо сложнее, чем в момент
формирования самой системы.
Таким образом, если
в Западной Европе меркантилизм являлся
институциональной инновацией, которая,
в свою очередь, явилась предпосылкой
следующих инноваций, то для современных
развивающихся стран экономика властных
группировок является устойчивым институтом
(дисфункцией), который не создает объективных
экономических, социальных и политических
предпосылок для развития страны и создания,
соответственно, более совершенных институтов.
Такая устойчивость объясняется не внутренней
логикой политики меркантилизма как таковой,
а наличием таких институтов, как власть-собственность
(власть-закон), которые по своей сути являются
устойчивыми неформальными институтами,
характеризующимися институциональной
инерцией и зависимостью от предшествующего
пути развития. Называть меркантилизм
виновником имеющейся социально-экономической
ситуации в рассматриваемых странах, значит
вуалировать истинные причины неудач
экономических реформ, т.к. демонстрация
того, что «корень зла» лежит в области
экономической политики государства означает
необходимость смены этой политики, что,
однако, по всей вероятности, не приведет
к ожидаемому благоприятному результату
[12].
Причинами устойчиво
неэффективного экономического состояния
многих развивающихся стран являются,
с одной стороны (необходимое условие),
особенности национальной экономической
ментальности (например, высокий уровень
дистанции власти и низкий – индивидуализма)
и, соответственно, особенности институциональной
структуры общества (доминирование института
власть-собственность или власть-закон,
соответственно, ограниченность в развитии
формальных институтов, в том числе, частной
собственности). С другой стороны (достаточное
условие), причиной вышеуказанного состояния
является существование капиталистической
мир-экономики и наличие в ней более успешных
экономических систем, находящихся в ее
ядре. Поскольку система стремиться к
устойчивости, то неэффективное состояние
некоторых ее элементов консервируется
в форме соответствующей международной
специализации страны. Институциональные
возможности государства являются определяющими
в успехе его экономического развития.
Так, институциональные возможности современной
Швеции намного превосходят возможности,
например, Албании. Швеция может проводить
крайнюю политику laissez-faire или играть в
социализм и, несмотря на это, достигать
приличных результатов. Албания может
достичь совершенного баланса между диктатурой
и беспорядком на границе своих институциональных
возможностей, но права собственности
при этом останутся незащищенными [8]. Но
вместе с тем надежда на изменение траектории
развития или смены колеи власти-собственности
существует. В первую очередь она связана
с изменениями качества социального и
человеческого капитала.
Таким образом, в развивающихся
странах в настоящее время в той или иной
мере в экономической политике присущ
современный меркантилизм.
Заключение
Подведем итоги проведенного
исследования.
Меркантилизм – первое учение
эпохи рыночной экономики и в целом характеризуется
двумя основными чертами: богатство отождествляется
с деньгами, и то государство считается
богаче, которое имеет больше денег; накопление
денежного богатства достигается с
помощью королевской власти, которая проводит
соответствующую экономическую политику.
Первая ступень развития меркантилизма
известна под названием раннего меркантилизма,
центральным пунктом которого является
система «денежного баланса», отстаивавшая
политику, направленную на увеличение
денежного богатства чисто законодательным
путем и который получил название монетарной
системы, так как его представители еще
смутно видели даже непосредственную
связь между торговлей и денежным обращением.
Поздний меркантилизм, возникает
после великих географических открытий
и достигает расцвета в середине XVII века.
Центральным пунктом позднего меркантилизма
является «система торгового баланса».
Считали, что государство становится тем
богаче, чем больше разница между суммой
стоимости вывезенных и ввезенных товаров
(активный торговый баланс), хотя при этом
уменьшалось количество материальных
благ. Эту разницу стремились обеспечить
двумя способами. Во-первых, за счет вывоза
изделий своей страны. При этом разрешался
вывоз только готовых изделий, так как
от их продажи выручается больше денег,
чем от вывоза сырья. Во-вторых, и это было
главное, при помощи посреднической торговли,
в связи с чем требовали вывоза денег за
границу. При этом выдвигали принцип
покупать дешевле в одной стране и
продавать дороже в другой. Поздний
меркантилизм называют коммерческой
или мануфактурной системой.