Печально, что российские политики до сих пор не видят необходимост-и
посмотреть на реформируемую область
комплексно. Именно комплексное видение проблемы и ставка на долгосрочное планирование способны перел-омить
ситуацию.
Если отвлечься от благих пожеланий и
стратегических ориентиров, можно сделать вывод, что последствиями реализации предложенного вариан-та Концепции для работодателя и соискателя вакансий может стать:
-возрождение некой формы госзаказа на
специалистов (хотя механизм ее внедрения ещё не определен);
-постепенное сокращение функционирования
рыночных принципов в сфере занятости;
-косвенное ограничение свободы выбора частных образовательных и карьер-ных стратегий;
-ограничение сферы деятельности рекрутинговых агентств (вероятное сокра-щение
их численности).
В этой связи обещанное повышение минимального
уровня оплаты труда является, скорее,
традиционным приемом, способным «подсластить
любую пилюлю», так как реальные изменения
качества жизни россиян мало зависят от
этого. Однако обращает на себя внимание
и то обстоятельство, что кроме этого пункта
Концепция не содержит никаких иных социальных
гарантий. В частности, не ставится вопрос о гарантированном трудоустройс-тве
лиц, получивших специальное образование
на бюджетной основе.
В долгосрочной перспективе
потребность в персонале будет расти,
особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций
(беспроводные технологии, внедрение и
развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций
(IPO, банковская розница), медицины (включая
специалистов по биотехнологиям и генной
инженерии), производства (инженеры и технологи).
Можно с уверенностью сказать о дальнейшем
увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привле-чения
и удержания квалифицированных сотрудников
компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать эффектив-ные
мотивационные программы, более гибко
подходить к требованиям по опыту кандидатов,
а также снимать возрастные ограничения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный
анализ показал, что сохранение нынешних
тенденций в экономике в целом и на рынке
труда, в частности, может привести к перспективе
увеличения масштабов, как явной, так и
скрытой безработицы, не говоря о других негативных факторах. По данным на июль 2011 года чис-ло безработных человек составило в общей сложности 5.01 млн. чел. или 6.5% от экономически активного населения, в 2012 году ситуация немного улуч-шается - общий уровень безработицы на конец февраля 2012 года составляет
4.8 млн. чел.
Современный
рынок труда в России, и в нашей области
обладает рядом специфических черт, которые
обусловлены сложившимися социально-политическими
и экономическими условиями. Он все еще
дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структ-урной
перестройки хронического бюджетного
дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, нераз-витости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив кап-итала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансиро-ванность спроса и предложения рабочей силы.
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокр-ащает
свои масштабы, но и утрачивает однородность.
Вновь образующиеся организационные структуры
не поглощают полностью избыток рабочей
силы, высвобождаемой с государственных
предприятий. Это приводит к сокращению
общего числа рабочих мест, а следовательно:
снижению спроса на рабочую силу.
Широкое распространение
получила неполная занятость, вынужденные
отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобо-ждение работников. Федеральная
служба государственной статистики России
опубликовала итоги федерального статистического
наблюдения о неполной занятости и движении
работников за февраль 2012г., которым было охвачено 16,3 млн.человек
по кругу организаций наблюдаемых видов
экономической деятельности, или 47% от
численности работников организаций (без
субъектов малого предпринимательства). По НСО в феврале 2012 г. неполная занятость составила 15.6 тыс.чел.
Повышаются требования работодателей к уровню квалификации
работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность тру-доустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободив-шихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.
В результате спада производства, порождаемого разрывом экономичес-ких
связей, ухудшается экономическая конъюнктура,
происходит накопление потенциала безработицы.
Выделяются целые
"очаговые" территории многократно
превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону. Необходи-мость
регулирования рынка труда на современном
этапе тесно связана и особенно актуализируется
в связи с негативными тенденциями на
этом рынке, в частности с возрастающими
динамикой и издержками безработицы.
В этой связи особую
роль играет составление региональных
программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и вырабо-тка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоп-риятного
развития. Главный принцип и политики
занятости и составляемых программ - соответствие
предлагаемых мер стратегической цели:
создание условий для полной, эффективной
и свободно избираемой занятости.
Государство должно
уделять особое внимание проблемам занятости.
Ориентация государственной политики
в области регулирования рынка труда,
отслеживание процессов в сфере труда,
прогноз их развития должны быть направлены
прежде всего на предупреждение возникновения
кризисных ситуаций, смягчение напряженности
на рынке труда.
В заключение курсовой работы следует
сказать о том, что, в то время как существует огромное множество мер, которые государство может предп-ринимать
для смягчения влияния безработицы и облегчения
безработным поисков работы, все они требуют
больших затрат. В ситуации, когда ресурсы
ограничены, активная политика на рынке труда вынуждено будет выборочно-й. А чтобы ее мероприятия проводились в тех районах,где
они действительно более всего необходимы,
и для самых нуждающихся групп населения,
к планированию этих мероприятий надо
привлекать организации работников и
работодателей.
При этом, определяя эффективность той или иной меры на рынке труда
то есть сравнивая затраты и выгоды от
ее проведения, мы должны учитывать, что последние включают много составляющих, с трудом поддающихся точн-ой
оценке. Ведь издержки безработицы - это
не только потерянный выпуск и расходы на выплату пособий безработным, но и тяжелое психическое состоя-ние
потерявшего рабочее место и его семьи,
в конечном итоге ведущее к обострению
политической и социальной напряженности.
Иными словами, безработица наносит ущерб
как с точки зрения экономики, так и (возможно,
даже в большей степени) с точки зрения
политики. Если мы хотим успешно завершить переход к рыночной экономике, то этот ущерб следует минимизи-ровать,
чему способствует, в первую очередь, активная
политика на рынке труда.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон Российской
Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". М.,-2009.
- Программа занятости населения
РФ на 2012-2014.
- Федеральная
целевая программа содействия занятости населения
на 2010-2012гг.
- Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепц-ии, взаимосвязи
и показатели./ Экономика и управление.2006.
- Бамина О., Царегородцев Ю. Анализ состояния и перспективы
занятости в рыночных условиях. /Вопросы статистики. 2011.
- Безработица,
напряженность возрастает./Экономика и жизнь, 2009.
- Бушмарин И.В.
Рынок труда в современной экономике. Общество и
экономика. 2008.
- Дадашев А.З.
Занятость населения и безработица в России:
проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 2009.
- Заславский И.
Узловые проблемы политики на рынке труда./ Вопросы экономики. 2009.
- Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 2007.
- Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения. Учебное пособие.
/ Челябинск, 2008.
- Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие.-М.Пресс-сервис.2006.
- Четвернина Т., Лакушина Л. Напряженность на российском рынке и механизмы ее преодоления. Вопросы экономики.2011.
- Башкатова А. Рынок труда готовится к
худшему. - 2011. - internet.
http://www.ng.ru/economics/2011-12-23/1_trud.html
- Филь М. Рынок труда в России: новый объект государственной
политики? - 2007. - internet. http://www.superjob.ru/pro/5006/
- Набиуллина Э. Старые да малые. - 2012. - internet. http://expert.ru/2012/04/3/staryie-da-malyie/