Содержание основных теорий экономического роста государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

В жизни общества и конкретного человека возникает множество проблем: политических, социальных, экологических, технических, биологических и др. Однако, следует иметь в виду, что все проблемы сводятся к определяющей для каждого жителя и для общества в целом проблеме - удовлетворение постоянно растущих и расширяющихся потребностей. Еще К. Маркс отмечал, что «человек отличается от остальных животных безграничностью своих потребностей и их свойством к расширению...... Достаточно сказать, что за первые три четверти нынешнего столетия потребление энергии увеличилось в 11 раз, нефти - более чем в 100 раз, стали в 25 раз, алюминия - почти в 2000 раз и т.д.

Содержание

Содержание основных теорий экономического роста государства…………....…3
2. Сущность прогнозирования экономического развития государства……………...7
3. Сущность основных методов разработки планов на уровне государства……….13
4.Список литературы…………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономическое планирование и прогнозирование.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Содержание основных теорий экономического роста государства…………....…3

2. Сущность прогнозирования  экономического развития государства……………...7

3. Сущность основных методов  разработки планов на уровне  государства……….13

4.Список литературы…………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание основных теорий экономического роста государства

 

В жизни общества и конкретного человека возникает множество проблем: политических, социальных, экологических, технических, биологических и др. Однако, следует иметь в виду, что все проблемы сводятся к определяющей для каждого жителя и для общества в целом проблеме - удовлетворение постоянно растущих и расширяющихся потребностей. Еще К. Маркс отмечал, что «человек отличается от остальных животных безграничностью своих потребностей и их свойством к расширению...... Достаточно сказать, что за первые три четверти нынешнего столетия потребление энергии увеличилось в 11 раз, нефти - более чем в 100 раз, стали в 25 раз, алюминия - почти в 2000 раз и т.д. 
     Стремясь к удовлетворению своих потребностей, общество все больше и больше сталкивается с нехваткой ресурсов, необходимых для материальных благ и услуг. Совокупные потребности общества всегда обгоняют возможности их удовлетворения. Ограничение или дефицит ресурсов, с одной стороны, и рост потребностей - с другой, ставят перед человечеством экономическую проблему: «как удовлетворить неограниченные потребности в условиях ограниченных ресурсов». 
         Дефицит ресурсов трансформирует эту основную экономическую проблему в проблему выбора: сколько и каких товаров и услуг производить, как распределить произведенные товары и услуги? Другими словами выбор направлен на отыскание таких оптимальных пропорций между потреблением и накоплением, таких темпов экономического роста которые вели бы к повышению уровня жизни. 
      Стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах имеет свою специфику и берет на вооружение различные концепции государственного регулирования, сочетая рецепты неоклассического, кейнсианского и неокейнсианского направлений. 
       Неоклассическая теория исходит из идеи оптимальности рыночной системы, рассматриваемой как совершенный саморегулирующий механизм, позволяющий наилучшим образом использовать все производственные факторы не только отдельному экономическому объекту, но и экономике в целом. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категории спроса, предложения, полезности, маргинальности, равновесия и др. Наиболее известны факторная модель Кобба-Дугласа и простая односекторная модель экономической динамики Р. Солоу. Факторная модель Кобба-Дугласа устанавливает взаимодействие и взаимозаменяемость труда и капитала, насколько продукт обязан своим созданием тому или иному фактору, при какой их комбинации может быть достигнут максимум продукции при наименьших затратах. Модель Кобба-Дугласа была модифицирована Р. Солоу, Э. Денисоном и др. и развита путем ввода других факторов роста: возраста основного капитала, масштаба производства, квалификации работников, продолжительности рабочей недели и др. Для неоклассической теории характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям, в отличие от кейнсианства, в теории которого доминирует макроэкономический подход. 
      Кейнсианство - макроэкономическая теория, автором которой является английский экономист Кейнс Джон Мейнард (1883-1946). Центральная проблема в кейнсианской теории - факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода, его распределение. Эти факторы рассматриваются с позиции реализации в условиях эффективного спроса. С движением потребления и накопления Кейнс связывал объем и динамику национального дохода. Чем больше инвестиции, тем меньше размеры потребления сегодня и значительнее условия и предпосылки для его увеличения в перспективе. Поиск разумного соотношения между накоплением и потреблением - одно из противоречий экономического роста и вместе с тем условие для совершенствования производства, умножения национального продукта. 
     Кроме того, Кейнс выдвинул идею равновесия рыночной экономической системы в условиях неполной занятости и утверждал, что в конкурентной экономике не существует механизма, гарантирующего полную занятость. Чтобы избежать массовой безработицы, он считал необходимым вмешательство государства, которое должно, по его мнению, стимулировать спрос на товары путем финансирования инвестиций из бюджета, воздействуя таким образом на рост производства. Бюджетной политике государства он отдавал предпочтение перед политикой монетарной, как главному инструменту регулирования экономики. 
  Суть этой теории коротко можно представить следующими положениями: 
  - уровень занятости определяется объемом производства; 
  - общий спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объему платежных средств, так как часть этих средств откладывается в виде сбережений; 
  - объем производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию капитала; 
  - при равенстве между инвестициями и сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений становится практически независимым. 
     Проводя кейнсианскую экономическую политику, многие государства Запада вскоре после второй мировой войны на определенный период добились безусловного успеха в борьбе с циклическими кризисами, но впоследствии этот механизм стал давать сбои. Ряд положений теории Кейнса был скорректирован, возникло течение неокейнсианства. 
      В центре теории неокейнсианства находится проблема оптимизация рыночной экономики с помощью антиинфляционной политики и внедрения достижений НТП. Важную роль при этом отводится экономическим функциям государства, поиску эффективного соотношения государственного регулирования с механизмами рыночной саморегуляции. Эта теория опирается на принцип рационального поведения человека в рыночной экономике и модель свободной конкуренции и др. 
  Таким образом, суть государственного регулирования можно выразить, как поддержание рыночных отношений посредством выбранной стратегической концепции и ее реализация с помощью рычагов, имеющихся в распоряжении у государства. 
  Элементами такой политики являются: 
  1. поддержка производственного и личного потребления, а также стимулирование роста инвестиций; 
  2. «профилирование» капиталовложений, поощрение инвестиций в наиболее современные отрасли, продукция которых пользуется повышенным спросом на мировом рынке; 
  3. создание благоприятных условий для развития наиболее важных с точки зрения конкретной экономической ситуации видов предпринимательской деятельности. В современных условиях такой поддержкой должен пользоваться мелкий и средний бизнес вообще и в частности венчурное предпринимательство как наиболее продвинутая в технологическом отношении его форма; 
  4. создание и использование механизмов контроля и временных ограничений тех видов экономической деятельности, которые препятствуют преодолению кризисной ситуации. Конкретные меры такого вмешательства определяются в зависимости от состояния производственного аппарата, экономической конъюнктуры и характера взаимодействия с мировым рынком (это может быть контроль за ценами и доходами, за элементами производственных затрат, за международным движением капитала, квотирование импорта, другие формы протекционизма и т.д.); 
  5) увеличение расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства; 
  6) поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры; 
  7) поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок. Одним из условий и предпосылкой вхождения России в фазу экономического подъема является развитие особого сектора экономики, служащего связующим звеном между сферой НИОКР и массовым производством - венчурного предпринимательства, которое процветает на Западе, осуществляя подготовку к выпуску на рынок инновационных видов продукции. 
  Венчурное предпринимательство - вид бизнеса, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не опробованных на практике. Этот вид бизнес связан с большим риском и поэтому часто называется рисковым бизнесом. 
  Венчурное предпринимательство является предпосылкой развития наукоемкой продукции, являющейся основой процветания развитых стран Запада. Его становление предполагает проведение государством активной инновационной политики по следующим направлениям: 
  - поддержание сферы НИОКР как источника предложения научно-технических новинок, доводимых до стадии получения новых продуктов и технологий; 
  - содействие возникновению инновационных фирм, эксплуатирующих новые научно- промышленные разработки при поддержке конкурентной среды; 
  - поощрение внедрения новых технологий по всему народному хозяйству при помощи региональных сетей.

2. Сущность прогнозирования экономического развития государства

 

В общем виде под прогнозированием понимается - процесс научных исследований качественного и количественного характера, направленный на выяснение тенденций развития народного хозяйства или его республик, отраслей, регионов и т.п., а также поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. Конечным результатом процесса прогнозирования является система прогнозов. 
     Прогноз — это комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах относительно будущих параметров экономического объекта. Задача прогноза — дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то ее сферы) при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным. В результате появится ответ на вопрос: «что будет», если государство не будет принимать никаких иных мер по регулированию экономики. Таким образом, поисковый прогноз определяет сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства государства на преодоление негативных процессов. 
       Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем, но и разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленные государством перед экономикой, и возможные пути их достижения. При этом в равной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, так и ставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы. Кроме этого, необходимо учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями. Погоня за сиюминутными выгодами, как правило, осложняет движение в стратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие определенного баланса между ними. 
      Прогнозирование применяется на предплановой стадии разработки крупных хозяйственных решений и способствует выработке концепции экономического развития на перспективу. 
         В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются: 
  1. Формы организации материальных потоков. В связи с тем, что преобладающая часть всех видов продукции реализуется свободно, разработать достоверный прогноз загрузки мощностей в том или ином производстве можно только на основе детальной информации о конъюнктуре на товарных рынках. 
  2. Способы формирования денежных потоков. Финансовые ресурсы в преобладающей части не являются сферой прямого государственного регулирования, поэтому важно определить, объемов и структуру частного капитала и направления его использования. 
  3. Динамика цен и их влияние на производство и распределение. Это обстоятельство относится к исходным, т.к. невозможно получить ни одну достоверную прогнозную оценку по производству, не зная конъюнктуры цен. 
  4. Внутренняя конвертируемость рубля - возможность покупки и продажи иностранной валюты в обмен на национальную внутри страны и наоборот. 
     Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов . 
      Одна из важных задач прогнозирования - предсказание так называемых пороговых величин процессов развития, выявление возможных сроков крупных сдвигов, знаменующих качественное изменение изучаемых процессов. Например, в прогнозировании развития энергетики такими порогами могут быть появление и распространение качественно новых способов получения энергии и др.

В процессе прогнозирования используются следующие два подхода. Сущность первого - прогнозировать, начиная от момента составления прогноза, постепенно проникая от имеющегося базиса информации в будущее. Сущность второго - определить будущие цели и ориентиры, а уже от них постепенно двигаться к настоящему.

В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды прогнозов: экономические, природных ресурсов, научно-технические, демографические и социального развития и др. 
  Экономические прогнозы исследуют перспективы развития отдельных элементов производительных сил и производственных отношений: производительность труда; использование и воспроизводство трудовых ресурсов; объем и структуру основных фондов; объем и структуру инвестиций и их эффективность; темпы экономического роста: развития отраслей и народнохозяйственных комплексов; динамику, объем, состав и качество выпускаемой продукции и др. 
        Прогнозы природных ресурсов - исследуют перспективы вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов: топливных и минеральных, ресурсов Мирового океана, всех видов энергий, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды и др. 
       Научно-технические прогнозы исследуют перспективы достижений научно- технического прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогнозы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно- технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно- технического прогресса и др. 
     Демографические прогнозы исследуют перспективы движения народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, численность и естественное движение населения (рождаемость, смертность), соотношения по половому и возрастному составу, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав и др. 
     Прогнозы социального развития исследуют перспективы потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей непроизводственной сферы: общее и профессиональное образование, культуру и искусство, здравоохранение, жилищно- коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др. 
     Прогнозирование развития народного хозяйства охватывает все аспекты и уровни его функционирования и основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозов, т.е. носит комплексный характер. Разработка прогноза - это поиск возможного реалистического и экономически обоснованного развития народного хозяйства. Любой прогноз имеет варианты развития с определенной степенью вероятности и содержит материалы, необходимые для разработки и принятия обоснованных управленческих решений. 
   Прогнозирование как процесс основано на использовании прогностических методов. Прогнозирование - позволяет прогнозировать социально-экономические процессы, поддающиеся и не поддающиеся планированию. К неподдающимся планированию относятся: демографические процессы, текущий спрос населения на предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства, состав семей и половозрастная структура населения и некоторые другие. Прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности и др. 
     Принцип системности - предполагает рассмотрение объекта в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями, исследование количественных и качественных закономерностей, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем. 
    Принцип научной обоснованности - основывается на: учете требований экономических законов, применении научного инструментария, изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов, использовании методик и моделей, как условия научного формирования системы прогнозов их обоснованности, действенности и своевременности. 
     Принцип целенаправленности - предполагает целенаправленный характер прогнозирования, т.е. содержание прогноза не должно сводится только к предвидению, а включать и цели, которые желательно достигнуть. 
     Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям - характеризует не только процесс выявления тенденций развития, но и оценку устойчивости тенденций и взаимосвязей, а также, создание теоретического аналога реальных экономических процессов. 
     Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера экономических и социальных процессов. Это означает необходимость оценки как господствующих тенденций, так и сложившихся отклонений, определение возможной области их расхождения, а также оценку вероятности их реализации в будущем. 
      Принцип альтернативности - предполагает выбор вариантов развития по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Переход от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития основан на построении альтернатив, т.е. определения нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития. 
    Принцип историчности - предполагает рассмотрение прогнозируемых явлений и процессов во взаимосвязи их исторических форм. Другими словами, в процессе прогнозирования необходимо исходить из того, что состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее — закономерный результат его развития в прошлом и настоящем. 
  Основными задачами прогнозирования являются: 
  -накопление научного материала для обоснованного выбора прогнозных решений; 
  -оценка состояния объекта прогнозирования; 
  -научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций; 
  -исследование объективных взаимосвязей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях места и времени; 
  -выявление альтернатив экономического и социального развития; 
  -выбор и обоснование варианта прогноза. 
   Научный анализ прогнозов осуществляется в три стадии: ретроспекция, диагноз, проспекция. 
    Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта для получения его систематизированного описания. На этой стадии осуществляется сбор и обработка информации, оптимизация состава источников, уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования. 
   Диагноз — этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей, методов прогнозирования. На стадии диагноза производится анализ объекта прогнозирования. Анализ заканчивается выбором и обоснованием модели, а также метода прогнозирования. 
     Проспекция — этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы будущего развития объекта, и производится оценка достоверности, точности, обоснованности прогноза (верификация). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией. 
    Исследование объективных связей социально-экономических явлений осуществляется в процессе разработки механизма использования экономических законов, являющихся отражением существенных причинно-следственных связей явлений, выражающих их повторяемость в определенных условиях. При прогнозировании необходимо учитывать неопределенность, обусловленную вероятностным действием экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии плановых решений, несовершенством и недостаточной надежностью информации. 
  Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании вероятностного и детерминированного подходов. 
   Сущность вероятностного подхода основана признании невозможности в социально-экономических системах получить абсолютно точные сведения о всех процессах, которые в данный момент происходят, а тем более в деталях предвидеть будущее. 
   Детерминированный подход основан на признании социально-экономической системы не вероятностной, а детерминированной. Это означает, что каждое решение вызывает строго определенный результат. Случайными, не предвиденными заранее воздействиями при этом пренебрегают. Этот подход предполагает упрощение реальной действительности, носящей на самом деле вероятностный характер. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений. При абсолютной неопределенности конкретное представление будущего невозможно и в этих случаях прогнозирование теряет смысл. 
   Выявление объективных альтернатив исследуемого процесса и тенденций его развития на перспективу предполагает необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями. Выбор и обоснование варианта прогноза осуществляется на основе генетического (исследовательского, поискового) и нормативного (целевого) подхода. 
   При генетическом подходе определяются возможные состояния объекта прогнозирования в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций развития этого объекта. При этом не учитываются условия, которые могут изменить эти тенденции. 
   При нормативном подходе определяются возможные состояния объекта исходя из выдвинутых рекомендаций желаемого поведения объекта. Например, при прогнозировании спроса и предложения разработку норм потребления, а также мер, стимулирующих применение таких норм (воспитание вкуса потребителей и др.). 
    Оба подхода связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и, как правило, используются в совокупности, обеспечивая комплексное изучение прогнозируемого явления или процесса.

 

 

  1. Сущность основных методов разработки планов на уровне государства

Методы планирования - составная часть методологии планирования представляют собой совокупность способов и приемов, применяемых в процессе конкретных плановых расчетов на разных уровнях народнохозяйственного планирования, позволяющие реализовать его принципы.

Наибольшее применение в практике планирования получили следующие методы разработки планов: балансовый, нормативный, экономико-математические и программно-целевой методы.

Балансовый метод применяется для взаимоувязки объема и структуры общественных потребностей с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также взаимного согласования всех разделов и показателей планов. Он используется, прежде всего, как инструмент обеспечения планомерности, пропорциональности, научной обоснованности пропорций воспроизводства, отраслевой и территориальной структуры общественного производства. Сущность балансового метода состоит в разработке системы балансов, соответствующих многообразию планируемых пропорций: народнохозяйственных, межотраслевых, внутриотраслевых, территориальных и др.

Нормативный метод основан на разработке и использовании прогрессивной

системы норм и нормативов, отражающих достижения научно-технического прогресса и важнейшие цели развития экономики.

Экономико-математические методы применяются для оптимизации планов, анализа и оценки различных вариантов развития, более точной и развернутой характеристики важнейших народнохозяйственных связей. Кроме того, применение экономико-математических методов дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.

Программно-целевые методы применяется для увязки целей плана с ресурсами на основе целевых программ, являющимися теми инструментами планирования, которые определяют структурные сдвиги и общую динамику развития народного хозяйства.

Сущность программно-целевого метода состоит в разработке целевых комплексных программ, предназначенных для обоснования решений макроэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач.

 

Балансовый метод

Современная рыночная экономика - это «система экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, система связей между отдельными, самостоятельно принимающими решения участниками хозяйственного оборота». В силу ее сложности рыночная экономика требует поддержания равновесия в макроэкономическом масштабе.

Проблема макроэкономического равновесия — это проблема сбалансированного  распределения совокупности ограниченных ресурсов и потребностей в них, устраивающей всех участников. Макроэкономическая сбалансированность выступает как совокупная пропорциональность между:

-производством и потреблением;

-ресурсами и их использованием;

-предложением и спросом;

-факторами производства и его результатами;

-материально-вещественными и финансовыми потоками.

Применение балансового метода в планировании предполагает, что производство ресурсов, продуктов, услуг отраслей, регионов или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей — распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т.д.

Нормативный метод

Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо. В самом общем виде норма — научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции (выполнение работы или оказание услуги) заданного качества в условиях планируемого периода.

Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него.

Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, коэффициент использования материала, съем продукции с одного квадратного метра производственной площади, процент потерь, коэффициент использования материалов, нормативы режимов резания металлов и др.). Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности.

Информация о работе Содержание основных теорий экономического роста государства