Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 12:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретического содержания организации процесса управления в таможенных органах. Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:
1) выявить основы организации процесса управления в таможенных органах;
2) определить принципы организации процесса управления в таможенных органах;
3) проанализировать организацию процесса управления в таможенных органах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ………………………………………………......4
Основы организации процесса управления в таможенных органах............4
Объект и субъект управления в таможенных органах………………….......5
Принципы организации процесса управления в таможенных органах.......7
РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ…………………………………………………………………...12
Процессный подход к управлению в таможенных органах………………12
Процесс принятия управленческих решений……………………………...20
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА…………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..…28
оперативные групповые морального
Рисунок 1- Критерии классификации управленческих решений.
Решение — это директивный акт, организующий, направляющий и стимулирующий совместные действия сотрудников для достижения поставленных целей. Отсюда — постоянно растущие требования к их обоснованности, сбалансированности и действенности.
Такими требованиями являются:
1) Соответствие решения
политическим и социально-
2) Объективность решения
означает учет в нем
3) Оптимальность решения
означает, что оно в целом должно
соответствовать данной
4) Любое решение ценно
в том случае, если оно принято
своевременно. Данное требование
означает оперативность в
5) Быстрота принимаемых
решений зависит от
6) Своевременность решений
в таможенной деятельности
Естественно, что логика конкретной работы руководителя таможенного органа по подготовке, принятию и реализации решения может различаться в зависимости от специфики последнего, уровня управления, характера задач и условии, в которых работает данный таможенный орган. Однако в обобщенном виде эта схема является действенной, поэтому отдельные блоки ее целесообразно рассмотреть более подробно.
2.2. Процесс принятия управленческих решений
Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня. При подготовки решения, прежде всего, необходимо выявить и проанализировать проблему. Вовремя выявить проблему – значит, на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями её реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Последовательное принятие решения может быть представлено на рисунке 2.
Принятие управленческого решения |
Подготовка решения |
Принятие решения |
|
Реализация решения | |
Добывание, поиск, сбор, обработка информации. Выявление и формулирование проблемы
|
Выработка и оценка вариантов решений. Отбор критериев выбора оптимальных решений. Выбор и принятие решения. |
Меры по конкретизации решения. Доведение решения до исполнителей. Оценка полученного результата. |
Рисунок 2- Процесс принятия управленческого решения
Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение, которых надо браться в первую очередь, затем проводятся их ранжирование и выбор стратегического направления решения, после чего формируются цели.
Базовые проблемы могут
выявляться самостоятельно
Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приёмы определения предпочтительных действий, такие как:
- декомпозиция проблемы;
- выдвижение параллельных задач;
- определение ключевых подзадач;
- соотнесения задач с силами и средствами;
- аналогия;
- использование прогноза развития ситуации;
- учёт гипотез о возможных
последствиях предполагаемых
Выбор наилучшего варианта и принятия решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задаётся конкретной проблемной ситуацией.
К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы и др.
Чтобы окончательно остановиться на одном варианте, необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии.
Воля субъекта помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.
В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.
Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.
В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др.
Одним из видов управленческого решения является программа (документ долгосрочного и среднесрочного планирования)
Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможня, таможенный пост); операционном (отдел, отделение, к этому виду относятся и личные планы работы должностных лиц).
В зависимости от направления и решаемых задач организационные планы подразделяются на перспективные и рабочие.
Перспективное планирование - наиболее сложный вид планирования, требующий научные знания и опыта руководства.
Связаны с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т.е. включает долгосрочное и среднесрочное планирование.
Основанием для осуществления перспективного планирования в таможенных органах служат:
Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы.
Посредством разработки рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусмотренных перспективными планами.
Сами по себе управленческие решения и планы ещё не свидетельствуют о том, что они будут реализованы. Для этого нужны соответствующие условия, которые создает общая функция управления – организация. Эта функция управления реализуется посредством выполнения таких операций как постановка задач исполнителям; их подготовка, включающая все формы обучения; организация взаимодействия; организация всестороннего обеспечения управленческих решений путём расстановки и маневра силами и средствами.
Организация процесса принятия управленческих решений является важнейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позволяет компенсировать определённые недостатки в реализации других компонентов управления таможенными органами, оценить их и способствовать реализации путей совершенствования управления.
Таким образом, процесс принятия управленческих решений — это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся.
3 СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В
Становление единой системы таможенных органов было сопряжено с конкретными политическими, экономическими, социальными условиями и предпосылками. Они обусловлены процессами создания российской государственности, перевода экономики страны на рыночные отношения, изменением характера и условий осуществления внешнеэкономической деятельности.Сегодня таможенная служба России - государственный институт, охватывающий своей структурой и деятельностью всю территорию страны. Она стала неотъемлемой, жизненно необходимой частью экономической, правоохранительной системы нашего государства.Федеральная таможенная служба России (ФТС России) обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации. Таможенная деятельность довольно многопланова. В современном обществе таможня занимается самыми разными видами операций: организует таможенное пространство, регулирует перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств; именно через таможню осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД, оказываются таможенные услуги, осуществляется таможенный контроль и статистика внешней торговли, специальная таможенная статистика.
Одной из центральных проблем, решаемых в ходе совершенствования деятельности таможенной службы России, является проблема повышения эффективности управления таможенными органами.
Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации4.
Повышение эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости товаров и транспортных средств позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса. Объемы «серого» импорта в последние годы имеют тенденцию к снижению, чему в немалой степени способствовало, с одной стороны, ужесточение контроля со стороны таможенных органов Российской Федерации, а с другой - создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в отношении законопослушных участников внешнеторговой деятельности.
В целях существенного упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления грузов все большее распространение находит введение проекта «зеленый коридор», разработанный таможенными службами Российской Федерации, Финляндии и Швеции. Проводится эксперимент по электронному декларированию товаров и транспортных средств, в том числе биоресурсов.
Построение эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентной способности страны, но и содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий.
Возрастет роль таможенных органов Российской Федерации в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризма, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного представляется возможным сделать ряд выводов относительно организации процесса управления в таможенных органах.
Процесс управления в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система, включая в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определённых отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления – поддержание в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические задачи.
Информация о работе Содержания организации процесса управления в таможенных органах