Состояние внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы –дать общий анализ внешней торговли.
Задачи работы:
1. Поиск научной литературы по данной теме.
2. Установить что такое внешняя торговля.
3. Изучить историю внешней торговли, рассмотреть теории внешней торговли.
4. Рассмотреть методы регулирования внешней торговли.
5. Рассмотреть состояние внешней торговли России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1) Глава 1. Внешняя торговля…………………………………………….4
2) 1.1. Понятие о внешней торговле……………………………………...4
3) 1.2. Возникновение и этапы развития внешней торговли……………5
4) 1.3. Теория внешней торговли английских классиков……………….6
5) 1.4 Теория Хекшера-Олина…………………………………………….8
6) Глава 2. Внешняя торговля как основная форма внешнеэкономических связей…………………………………………………………......10
7) Глава 3. Методы государственного регулирования внешней торгов-ли………………………………………………………………………..12
8) 3. 1. Тарифные методы………………………………………………..12
9) 3.2. Нетарифные методы……………………………………………...14
10) 3.3. Регулирование внешней торговли товарами и услугами…...17
11) Глава 4. Состояние внешней торговли России…………………..21
12) Заключение………………………………………………………....25
13) Список используемой литературы………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

экономика - реферат.docx

— 61.04 Кб (Скачать файл)

Для любой страны роль внешней  торговли трудно переоценить. По определению  Дж. Сакса, «экономический успех любой  страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Международная торговля является исторически и логически первой формой международных экономических отношений. И несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

Значение  внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря  ей:

a) преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка, что особенно важно для новых индустриальных стран;

б) интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования; возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

в) увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышения темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

г) на базе увеличенного экспорта в стране создаются новые рабочие места;

д) растет международная специализация страны. При этом следует отметить, что ориентация страны во внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 г.

Место международной торговли в системе  международных экономических отношений определяется тем,  что:

1. через нее реализуются  результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

2. развитие международной  торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;

3. развитие международной  торговли является важной предпосылкой  региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;

4. она стимулирует процессы  зарубежного инвестирования и международных расчетов.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методы государственного регулирования внешней торговли.

 

Во всех странах регулирование  внешней торговли осуществляется в  той или иной мере государством в  зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

Для реализации национальных интересов в сфере международных  обменов государство может использовать разные виды экономической политики: вмешательство государства в экспортно-импортные операции, политика платежного баланса, валютная политика.

В этой главе я рассмотрю  первые две формы торговой политики.

 

3. 1. Тарифные методы.

 

Политика государства  в области международной торговли может осуществляться с помощью как косвенных инструментов (тарифных методов), так и количественных ограничений (нетарифных методов).

На практике тарифные методы сводятся к взиманию государством таможенных пошлин с экспортно-импортных операций, осуществляемых национальными субъектами со своими зарубежными партнерами.

Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границы в протекционистских либо фискальных целях. Совокупность установленных таможенных пошлин составляет таможенный тариф.

Таможенная пошлина на импорт. Существуют два основных вида таможенных пошлин на импорт: специфические и адвалорные. Специфические пошлины взимаются в виде фиксированной суммы с единицы облагаемого товара в соответствии с его измерением (вес, площадь, объем и т. д.), например 3 долл. за 1 баррель нефти. Адвалорные (от лат. ad valorem — по стоимости) пошлины представляют собой определенный процент от стоимости импортируемого товара, например 50%-й тариф на импортируемые легковые автомобили. Стоимость товара определяется официальным путем.

И в том и в другом случае таможенная пошлина порождает  ряд последствий для национальной экономики, которые проявляются в воздействии на цены, количество, доход. В свою очередь, эти последствия сказываются на благосостоянии потребителей, производителей, а также на состоянии государственного бюджета. Введение импортных пошлин чаще всего выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от возросших цен. Напротив, потребители несут потери, поскольку вынуждены покупать меньше импортных товаров и по более высоким ценам. Эти потери всегда оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, а это означает, что суммарный чистый эффект для благосостояния нации будет отрицательным.

Таможенная пошлина на экспорт. Взимание таможенных пошлин с  определенных экспортных товаров также  является инструментом торговой политики государства. Главная цель экспортных пошлин — фискальные интересы правительства. Поэтому не случайно, что они используются в основном развивающимися странами и государствами с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено законодательно.

В результате применения экспортных пошлин внутренние цены понижаются и национальные потребители получают некоторый выигрыш, в то время как производители несут определенные потери. Выигрывает также и государство. Однако суммарный выигрыш общества оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны в результате экспортных пошлин возрастают.

В развивающихся странах  экспортные пошлины почти всегда налагаются на базовые и сырьевые товары, составляющие самую большую часть экспорта данной страны (хлопок в Египте, кофе в Бразилии, минеральное сырье в Боливии, нефть, газ и некоторые другие товары в России и т. д.).

Экспортные субсидии и  компенсационные пошлины. В большинстве  случаев многие страны на практике прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта. Оно осуществляется в разных формах: предоставление низкопроцентных займов фирмам-экспортерам или иностранным клиентам; государственные расходы на стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом (например, через рекламу и предоставление дешевой информации о конъюнктуре экспортного рынка); предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг.

Предоставление субсидий экспортерам стимулирует развитие экспортных производств и создает некоторые конкурентные преимущества национальным производителям на мировых рынках. Однако оборотной стороной экспортных субсидий может быть введение компенсационных импортных пошлин теми странами, куда направлены экспортные потоки. Такая процедура допускается нормами ГАТТ/ВТО и иногда используется в мирохозяйственной практике. Совмещение мероприятий по субсидированию экспорта и компенсационному налогообложению импорта оборачивается потерями государственного бюджета вывозящей страны, превращающимися в доход государственного бюджета принимающей страны.

 

3.2. Нетарифные методы.

 

Тарифы не единственная форма  торговой политики. С 1931 г. в мировом хозяйстве стали появляться и развиваться новые инструменты вмешательства государства в сферу международных обменов — нетарифные торговые ограничения. К настоящему времени они получили широкое распространение во многих странах, прежде всего в промышленно развитых. К основным нетарифным ограничениям относятся: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры.

Импортные квоты. Из всех видов  нетарифных ограничений внешней  торговли наибольшее распространение  получили импортные квоты — контингенты, или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Иногда страны могут прибегать к квотированию экспорта, однако они запрещены международными соглашениями. И в том и в другом случае инструментом квотирования являются лицензии, выдаваемые государственными органами импортерам или экспортерам продукции. Число выдаваемых лицензий ограничено, а это значит, что нелицензированная торговля квотируемыми товарами запрещается.

Импортные лицензии могут  распределяться через механизм купли-продажи  или административным путем. Обычно на практике применяются административные методы распределения лицензий, в  основе которых лежит система  явных предпочтений, когда государство  выдает импортные лицензии определенным фирмам без какого-либо конкурса. Обычно в этом случае лицензии получают те фирмы, которые закрепились на рынке данного товара.

Импортные квоты в ряде случаев оказываются более предпочтительной мерой регулирования внешней  торговли, чем таможенные тарифы. Их преимущество проявляется в том, что они строго фиксируют объемы ввозимой продукции, а это гарантирует внутренний рынок от возможного увеличения импорта из-за снижения цен на импортируемые товары.

Квотирование предпочитают отечественные фирмы, а также  нуждающиеся в защите отрасли, поскольку добиться специальных лицензионных привилегий значительно легче, чем введения тарифа или повышения его ставок.

"Добровольные" ограничения  экспорта. Этот вид нетарифных  ограничений стал практиковаться с 50-х гг. в отношениях между США и европейскими странами, с одной стороны, и Японией — с другой, во внешней торговле текстильными изделиями. Позже в эту систему были включены и новые индустриальные страны.

"Добровольные" ограничения  экспорта (ДОЭ) означают ситуацию, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страна-экспортер берет на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено множество таких соглашений, ограничивающих экспорт не только текстильных изделий, но и автомобилей, обуви, стали, труб, телевизоров и т.д., главным образом из Японии и стран Юго-Восточной Азии в США и страны ЕС.

Демпинг. Ограничения в  международной торговле могут быть следствием демпинга. Демпинг означает такую практику ведения внешней торговли, когда экспортер продает свой товар за границей по цене ниже той, по которой он продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости производства товара. Это значит, что демпинг — одна из форм международной ценовой дискриминации.

Обычно к демпингу прибегают  в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать  производство, но продать весь товар  на внутреннем рынке не имеет возможности. Тогда она обращается к рынкам зарубежных стран, подрывая тем самым их национальное производство, но стабилизирует при этом собственное.

Использование демпинга официально запрещено. В случае демпинга страны вправе применять ответные меры. Они  обычно принимают форму введения антидемпинговой пошлины или  угрозы ее введения. Антидемпинговая пошлина представляет собой временный сбор, вводимый импортирующей страной для компенсации потерь от демпинга. Как правило, эта пошлина устанавливается в размере разницы между ценой товара на внутреннем и мировом рынках.

Кроме рассмотренных выше способов количественного регулирования внешней торговли в мировой практике используется множество других видов нетарифных ограничений, среди которых: национальные стандарты качества; экологические требования; санитарные ограничения, запрещающие торговлю определенными сельскохозяйственными или продовольствием и напитками; требования к упаковке и маркировке изделий; требования к содержанию компонентов, используемых в производстве ряда товаров и др.

 

 

3.3. Регулирование внешней торговли товарами и услугами.

Страны, занимая различное  положение в мировой экономике, в целом и на различных товарных рынках в частности для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика — целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Эти цели могут носить долговременный и кратковременный характер. Среди наиболее распространенных целей внешней политики можно выделить:

а) обеспечение экономического роста;

б) выравнивание структуры  платежного баланса;

в) обеспечение стабильности национальной валюты;

г) изменение стратегии и тактики включения страны в международное    разделение труда;

д) сохранение политической и экономической независимости страны;        е) сохранение экономического и военного превосходства.

Существуют два основных полюса или две основные формы  внешнеторговой политики государства:

— фритредерство (free trade), или политика свободной торговли;

— протекционизм (protectionism).

Фритредерство — политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет экономического обмена.

Информация о работе Состояние внешней торговли России