Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 14:58, дипломная работа
В этой связи для более детальной оценки и выявления конкурентных факторов РД на их основе экспортообразующих позиций в данной дипломной работе подвергнута исследованию экономика Дагестана, выделяя факторы конкурентоспособности: природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, научно-технический, производственный и инфраструктурный потенциал.
На данном этапе этим факторам уделяется особая роль для развития и стабилизации экономики в целом и для расширения внешнеэкономических связей, от эффективности которых зависит состояние и перспективы выхода отдельных стран и их регионов на мировой рынок.
Введение.
Обзор литературы……………………………………………………...5
Глава 2.Оценка экспортного
потенциала Республики Дагестан…………………………………….20
2.1.Природно-ресурсный потенциал……………………….….…..24
2.2.Трудовые ресурсы…………………………………………….…..26
2.3.Научно-технический потенциал…………………………….….27
2.4.Производственный потенциал…………………………………30
2.5.Инфраструктура………………………………………………….…33
Глава 3.Состояние и перспективы выхода
республики Дагестан на мировой рынок.
3.1.Роль внешнеэкономической
деятельности в экономической
жизни республики Дагестан……………………………………….37
3.2.Состояние ВЭД РД и задачи
на ближайшую перспективу……………………………………….41
3.3.Состояние и тенденции развития
ВЭД в сфере АПК……………………………………………………..53
3.4.Инвестиционная деятельность
и ее проблемы……………………………………………...………….60
Экология и безопасность жизнедеятельности.
Информационные технологии.
Выводы и предложения.
Список использованной литературы.
4.Для республики характерна неравномерность территориального разделения научно-технического потенциала. Достаточно высок уровень концентрации научных учреждений в центральной части республики, в г.Махачкала. Обладая сравнительно недавно высоким потенциалом научных кадров ( в 1985г.-1720 докторов и кандидатов наук), в 90-е годы наметилась тенденция его снижения. Однако следует признать, что в 1998-2000гг. проявились положительные изменения - увеличение количества защитившихся докторантов и аспирантов.
5.Слабость влияния потенциала организации науки на социально-экономическое развитие экономических районов республики (в особенности на инновационные процессы в промышленности) и отсутствие должной связи между развитием научных знаний и освоением новых экспортных видов продукции. В связи с этим возникает необходимость в принятии мер по стимулированию интеграции науки, образования и производства.
2.4.Производственный потенциал.
В последние годы РД теряет конкурентные позиции на мировых рынках в традиционно развитом для нее промышленном секторе экономики. Прежде всего, это происходит в силу существующего экономического кризиса, а также по причинам, носящим политический и социально-экономический характер. В результате не только значительно сократились экспортные возможности обрабатывающей промышленности, но и снизилась конкурентоспособность товаропроизводителей на внутреннем рынке, что делает их уязвимыми для иностранных конкурентов.
Между тем экономика РД отличается многообразием представленных в ней отраслей. Ведущее место среди них занимает машиностроение и металлообработка, включая конверсионные производства (12,1% от общего объема производства), топливная и пищевая промышленности (30,2 и 30,7%), электроэнергетика (14,2%).
Машиностроительный комплекс традиционно является основой промышленного потенциала республики. Из более 2,7 тысяч предприятий и производств, специализирующихся на выпуске промышленной продукции, боле 250 предприятий являются крупными и средними.
Таблица 2
Отраслевая структура ВРП
(в % к итогу)
Показатели |
2000г |
2001г |
2002г |
2003г |
2004г |
2005г |
ВРП |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Промышленность |
18,5 |
15,5 |
15,3 |
12,9 |
13,1 |
13,3 |
Сельское и лесное хозяйство |
26,9 |
27,8 |
25,1 |
28,8 |
27,8 |
27,6 |
Строительство |
6,6 |
10,3 |
8,5 |
9,8 |
9,3 |
9,4 |
Транспорт и связь |
5,8 |
8,8 |
7,9 |
7,6 |
7,8 |
7,7 |
Торговля и общественное питание |
18,8 |
14,6 |
16,8 |
18,0 |
21,7 |
21,8 |
Другие отрасли |
23,4 |
23,0 |
26,4 |
22,9 |
20,3 |
20,2 |
Из приведенных данных прослеживается рост удельного веса в ВРП почти всех отраслей, исключение составляет промышленность -13,3% в 2005 году против 18,5% в 2000 году.
Таблица 3
Динамика производства топливно-энергетического сектора
Показатели |
2000г |
2001г |
2002г |
2003г |
2004г |
2005г |
Производство электроэнергии, млрд. кВт.ч. |
3,3 |
3,9 |
5,0 |
3,9 |
5,1 |
5,3 |
Добыча нефти (включая газовый конденсат), тыс.т. |
326,5 |
345,0 |
337,2 |
341,8 |
347,6 |
349,8 |
Добыча газа, млрд.куб.м. |
739,2 |
571,9 |
589,8 |
722,8 |
735,0 |
770,2 |
Данные таблицы свидетельствуют, что республика располагает значительным потенциалом в топливно-энергетическом секторе, тем более по оценке правительства РД мы потребляем половину электроэнергии (2,44 при производстве 5,1 млрд. кВт.ч.0 и лишь 10,3% из всей добытой нефти.
Следует отметить, что за последние 5-7 лет загрузка производственных мощностей п основным экспортным товарам промышленности упала до уровня 10-20% от своих возможностей. Например, производственные мощности по выпуску дизелей и дизельных генераторов - одного из основных экспортных товаров республики используются на 17%, по выпуску минеральных удобрений -0,7%, по производству плодоовощных консервов - на 4,7%, по выпуску электросварочного оборудования - на 6,4%. В этой связи очевидна нехватка оборотных и инвестиционных средств для модернизации и замещения значительной части основного капитала. В промышленности региона исключительно негативную роль сыграло то, что она базировалась в основном на оборонных предприятиях, не имеющих не только реальных внешних рынков сбыта, но и спроса внутри страны. Ели в 1991г. доля оборонной продукции на предприятиях отрасли составляла 70%, то к 2000г. она не превышала 40%. В то же время на оборонных предприятиях республики сконцентрирован основной производственный, научно-технический и кадровый потенциал экономики. Основу ВПК РД составляет АО «Дагдизель», который включен в шестьсот главных оборонных предприятий России. Кроме того, такие предприятий, как: концерн КЭМЗ (кизлярский электромеханический завод), АО «Авиаагрегат», АО «Завод им.М.Гаджиева», Избербашкский радиозавод и другие являются ключевыми предприятиями промышленности региона. Согласно оценке, мощности этих предприятий позволяют производить продукцию в объеме 3 трлн.руб. ( в ценах 1996г.) Однако их положение осложняется отсутствием заказов на новое оборудование, что может привести к свертыванию и разрушению системы НИОКР.
2.5.Инфраструктура.
Огромную роль в эффективном функционировании экономики играет факторы развития инфраструктуры. К данной группе, прежде всего, модно отнести транспорт, коммуникации дорожного хозяйства и связь, а также уровень развития информационных технологий, банковские услуги, систему здравоохранения и рекреационные услуги, учреждения жилого фонда (бизнес-центры, гостиницы и т.п.) и культуры.
Ключевая роль принадлежит уникальному местоположению республики как мосту сотрудничества центральной части России с закавказскими республиками, что соответствующим образом отражается на участии РД в развитии внешнеэкономических связей России.
В настоящее время республика располагает относительно развитой транспортной сетью. Ее основу составляют автомагистрали, железные дороги, морские судоходные пути, нефте- и газопроводы, авиалинии, линии городского электротранспорта. Наибольшую долю в общей протяженности транспорта общего пользования имеют автомобильные дороги (87,4%). При этом удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности по республике составляет 82%. По показателю плотности автомобильных дорог общего пользования РД занимает 29 место по России.
Рассматривая тенденции развития грузовых и пассажирских перевозок, можно отметить, что в связи с изолированным характером работы транспортного комплекса республики, начиная с 1995г., вызванный политическим кризисом в соседней Чеченской Республике, в структуре хозяйства данной отрасли произошли следующие изменения: во-первых, наблюдается общее увеличение перевозок грузов - на 3% при снижении перевозок пассажиров - на 6,3%. Увеличение грузовых перевозок было достигнуто, во многом благодаря железнодорожному транспорту. В то же время наблюдалось снижение автомобильных и морских перевозок, соответственно на 5 и 8,4%; во-вторых, резко возросшая транспортная составляющая республики повысила себестоимость промышленной продукции, что привело к росту убыточности работающих предприятий; в-третьих, снижение пассажирских перевозок затронуло автомобильный и электрический транспорт. Причем основная доля пришлась именно на первый вид -7%. На наш взгляд, причиной такого неблагоприятного положения послужили негативные изменения в конъюнктуре цен на энергоносители, вызвавшие их рост; в-четвертых, крайне неблагоприятно обстоит дело с международными перевозками Махачкалинского морского порта.
Практически не используется потенциал
услуг оказываемых морским транспортом
республики. В то время как морская граница
с прибрежными государствами Средней
Азии и Ираном обеспечивает наиболее легкую
доставку грузов, перевозимых транзитным
путем. Мы считаем, что такое положение
вызвано, в первую очередь, внутриполитическими
факторами, происходящими в Северо-Кавказском
регионе, а также ориентацией внешнеэкономических
связей России и, в частности, наиболее
развитых в отношении экспортной деятельности
регионов страны на европейский рынок.
Это обстоятельство ограничивает выгодное
развитие в Дагестане международных морских
транспортных услуг и лишает бюджет дополнительных
доходов от расширения внешнеэкономической
составляющей транспорта. Таким образом,
хотя на лицо и превышение экспорта
транспортных перевозок над импортом,
такое состояние не удовлетворяет
возможностям инфраструктуры республики
обслуживать внешнеэкономические связи.
Система связи в РД включает в себя международную,
городскую и сельскую телефонную связь,
а также телеграф, почту, телевидение и
радиовещание. Основными направлениями
развития услуг связи являются цифровые
сети связи; системы факсимильной связи;
системы получения информации из банков
банных; телевизионное вещание, в том числе
спутниковое и кабельное; развитие системы
провайдеров Интернет-услуг. Например,
с 2000г. ведется комплекс работ по проектированию
и строительству прогрессивной, волоконно-оптической
линии связи Новорождественская-Ставрополь-
Следует также отметить, что РД располагает прекрасными санаторно-курортными и бальнеологическими условиями отдыха. В частности, к 2000г. насчитывалось 39 турбаз и 11 санаториев вместимостью, соответственно 54969 и 9808 человек. По некоторым подсчетам, мощности учреждений отдыха могут составить до 250-350 тыс. мест с ежегодным обслуживанием до 2,3-3 млн.человек.
Республика Дагестан издавна славится народно-художественными промыслами. Народные умельцы из традиционно ремесленных сел (Кубачи, Унцукуль, Балхар, Гоцатль) производят уникальные изделия из золота, серебра, мельхиора, глины и дерева. Особенно широко известны ковровые изделия ручной работы дагестанских мастеров из аулов Табасарана. Характерной особенностью Дагестана является наличие целого ряда конкурентных предпосылок для развития экспортного потенциала туристических и транспортных услуг.
На данном этапе особая роль развития инфраструктуры региона как для стабилизации экономики, так и для расширения его внешнеэкономических связей широко обсуждается дагестанскими учеными. Некоторыми из них должное внимание уделяется взаимоотношениям центра и региона для решения данной проблемы путем увязывания различных программ инфраструктурного развития («Транспорт», «Связь», «Автодороги») с интересами России в целом. По нашему мнению, для реализации потенциальных возможностей экспорта значительно более важным в нынешних условиях является развитие именно этой сферы экономики республики с целью придания ускоренных темпов развития всем производствам, находящимися на ее территории.
Глава 3.Состояние и перспективы выхода республики Дагестан на мировой рынок.
3.1.Роль внешнеэкономической деятельности в экономической жизни республики Дагестан.
Для России, в том числе и нашей республики, которая является частью России, внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается одним из важных вопросов национального развития.
Причины здесь не столько в том, что нам необходим внешнеторговый обмен для закупки продуктов, не производимых у нас, сколько в нашем уникальном природно-географическом положении, одновременно выгодном, обязывающем вести внешнюю торговлю.
Наша внешняя торговля имеет тысячелетнюю историю.
В первом десятилетии 20 века наша страна являлась крупнейшим в мире экспортером зерна (более 30% мировых поставок).
В больших количествах мы вывозили лес, лен, сахар, нефть, пушнину, марганцевую руду, вели торговли с 31 страной, среди которых крупнейшим партнером была Германия (38% товарооборота в 1913 году).
В годы Советской власти,
с 1918 года по начало 1990-х годов
в Советском Союзе
Внешнеэкономическая деятельность сыграла немаловажную роль в историко-экономической жизни и нашей Республики.
Важнейшее значение для
Система управления ВЭД в Дагестане тоже имеет свою историю.
Для регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Дагестан были созданы специальные органы управления и регулирования ВЭС (при Министерстве экономики и при МСХ РД).
Большую работу по налаживанию ВЭС Республики проделал Комитет по ВЭД, который был создан в 1991 году. В те годы были установлены первые связи с Австрией, Ираном, Турцией, Испанией (которая выделила нам кредит в 38 млн.долларов), открыты первые совместные предприятия.
Во внешнеторговых отношениях с Дагестаном участвовали 40 стран. Основные из них - Азербайджан, Австрия, Иран, Индия, Италия, Украина, Турция, Канада, Китай, Израиль, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан и др.
Сейчас в нашей республике 135 официально зарегистрированных предприятий. Объем произведенной ими продукции в 9 раз превышает показатель 2000 года.
ВТО республики оценивается в 437,7 млн.долл. США, что более чем в 1,5 раза больше оборота прошлого года и 5,5 раза больше оборота 2000 года.
Объем экспортных поставок (включая экспорт нефти) составил 120,7 млн.долл. США, что незначительно превышает показатель прошлого года, а вот объем импортных поставок составил 317 млн.долл. США и возрос по сравнению с прошлым 2005 годом в 2 раза Что касается структуры экспортно-импортных операций, то оно в основном формируется под влиянием складывающейся экономической конъюнктуры на рынках товаров России и зарубежных стран.
Таблица 4
Динамика внешней торговли Республики Дагестан
(млн.долл. США)
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2006 г в % к 2000 | |
Внешнеторговый оборот
В том числе Экспорт Импорт Сальдо торгового баланса |
80,7
21,9 58,8
-36,9 |
56,9
31,9 25,0
6,9 |
54,7
20,7 34,0
-13,3 |
95,1
20,9 74,2
-53,3 |
127,6
35,0 92,6
-57,6 |
279,8
121,4 158,4
-37,0 |
437,7
120,7 317,0
-196,3 |
542,3
551,4 539,1
532,0 |
Информация о работе Состояние и перспективы выхода РД на мировой рынок